УИД: 63RS0010-01-2021-000655-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2021 г. с. Исаклы
Исаклинский районный суд Самарской области
в составе председательствующего судьи Семёнова М.П.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело № 2а-366/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Самарской области к Максимову Александру Дмитриевичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Исаклинский районный суд Самарской области с настоящим исковым заявлением. В обоснование требований указано на то, что административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом произведён расчёт по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с ДД.ММ.ГГГГ, пени за 2018, 2019 г., а также по единому налогу на вменённый доход.
Ответчиком не исполнены обязательства по направленным административным истцом требованиям: от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с неисполнением ответчиком указанных требований, административным истцом были направлены на исполнение в ОСП Шенталинского и <адрес>ов УФССП по <адрес> решения о взыскании имущества:
- № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 29 969 руб. 60 коп., а также постановление о взыскании № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №;
- № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 7 638 руб. 21 коп., а также постановление о взыскании № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №;
- № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 36 358 руб. 80 коп., а также постановление о взыскании № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка № Исаклинского судебного района <адрес> вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Максимова А.Д. задолженности по обязательным платежам в связи с тем, что заявленное требование не является бесспорным.
С учётом изложенного, административный истец просит взыскать с Максимова А.Д. задолженности по недоимке в размере 74 157 руб. 30 коп., из них:
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчётные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 54 692 руб. 89 коп. (за 2018 г. – 25 338 руб. 89 коп., за 2019 г. – 29 354 руб. 00 коп.), пеня в размере 97 руб. 85 коп.
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 11 369 руб. 40 коп. (за 2018 г. – 4 485 руб. 40 коп., за 2019 г. – 6 884 руб. 00 коп.),
- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2 <адрес>.: налог в размере 6 508 руб. 00 коп., пеня в размере 231 руб. 81 коп., штраф в размере 1 234 руб. 40 коп. ОКТМО 36701345.
ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства в силу ч. 2 ст. 289, ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 346.28 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Ст. 19 НК РФ установлено, что плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать страховые взносы.
В соответствии с п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны: уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы; вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам и документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов.
В соответствии с нормами, установленными ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщиков страховых взносов уплачиваются одновременно с уплатой взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страхового взноса определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьей 61 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что административный ответчик поставлен на учёт в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, и до ДД.ММ.ГГГГ являлся плательщиком страховых взносов и единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, ст. 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1 - 3 с. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный ответчик до ДД.ММ.ГГГГ являлся плательщиком страховых взносов и единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, истцом в адрес ответчика были направлены следующие требования об уплате задолженности:
- требование от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, прочие начисления за 2 <адрес>. в размере 336 руб.; указан срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ;
- требование от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 25 484 руб. 20 коп., пени – 85 руб. 58 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 485 руб. 40 коп., пени – 15 руб. 06 коп.; указан срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ;
- требование от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 6 172 руб., пени – 231 руб. 81 коп., штраф – 1 234 руб. 40 коп.; указан срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ;
- требование от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 354 руб., пени – 97 руб. 85 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в размере 6884 руб., пени – 22 руб. 95 коп.; указан срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ.
Данные требования административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Судом установлено, что первоначально с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 19.05.2021 к мировому судье судебного участка № 135 Исаклинского судебного района Самарской области и определением и.о. мирового судьи судебного участка № 135 Исаклинского судебного района Самарской области от 19 мая 2021 г. было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Максимова А.Д. суммы задолженности по уплате налогов и страховых взносов, на том основании, что из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Данное определение суда налоговым органом в установленном законом порядке не обжаловались.
Повторно Межрайонная ИФНС России № 17 по Самарской области обратилась уже с административным исковым заявлением в Исаклинский районный суд Самарской области 20.08.2021.
В силу ч. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно течения сроков исковой давности, изложенной в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", которая подлежит применению по аналогии в спорном правоотношении, в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, если такое заявление было принято к производству. Положение пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.
При таких обстоятельствах в данном административном деле имеет значение дата обращения в суд 20 августа 2021 г., которая свидетельствует о пропуске срока обращения в суд, который истёк (исходя из самого позднего предъявленного требования) – 11.08.2020.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с 11.02.2020 для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Кроме того, согласно сведениям, предоставленным ОСП Шенталинского и <адрес>ов УФССП по <адрес>, на исполнении находятся исполнительные производства в отношении Максимова А.Д. о взыскании задолженности по уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденные на основании решений налогового органа. Данные решения вынесены на основании требований, указанных в качестве оснований для взыскания по рассматриваемому административному иску. Таким образом, взыскание задолженности уже производится с административного ответчика во внесудебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 175-180, 286, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Самарской области к Максимову Александру Дмитриевичу о взыскании обязательных платежей и санкций, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Исаклинский районный суд Самарской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: М.П. Семенов