РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2014 года г. Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской республики, в составе:
председательствующего судьи – Ковалевой О.Г.,
при секретаре судебного заседания – Крымшамхаловой Л.М.,
с участием представителя истца Айсандырова М.Б.– Лайпанова А.М., действующего по доверенности от 31.10.2013г. №09АА0062419,
представителя ответчика Министерства сельского хозяйства КЧР – Байрамукова Р.Х., действующего на основании доверенности от 09.01.2014г. №02/2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-344/14 по исковому заявлению Айсандырова ФИО1 к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, о взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
Айсандыров М.Б. обратился в Черкесский городской суд с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства КЧР, о взыскании задолженности и судебных расходов на представительские услуги. В обоснование требований, в исковом заявлении указал, что он является участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ 3 декабря 2002 года № 8585. Он, имеющий молодую семью и являющийся молодым специалистом обладал правом улучшения жилищных условий, путем получения безвозмездной субсидии от стоимости жилья из средств федерального бюджета и из средств бюджета КЧР. Все необходимые документы были им предоставлены и получено соответствующее свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты в размере 385000,00 рублей на строительство жилья в сельской местности. Айсандырову М.Б. ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере 273000,00 рублей была перечислена за счет средств федерального бюджета в виде субсидии, выделяемой по свидетельству о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а остальная часть субсидии, в размере 112000,00 рублей не была предоставлена. Просил взыскать с Министерства сельского хозяйства КЧР сумму задолженности субсидии в размере 112000,00 рублей, а также взыскать с ответчика сумму уплаченной государственной пошлины в размере 500,00 руб. и оплату услуг адвоката в размере 30000,00 руб.
Представитель истца Лайпанов Л.М. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства КЧР в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что действительно Айсандырову М.Б. недоплатили 112000,00 рублей, по причине образования кредиторской задолженности по мероприятиям улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. От исполнения обязательств Министерство с/х КЧР не отказывается, но ставит под сомнение факт того, как быстро Айсандырову М.Б. выплатили субсидию, указав на то, что другие граждане стоят в очереди более длительное время и не получили еще данной субсидии. Просил в иске отказать в полном объеме. В случае удовлетворения иска просил также отказать о взыскании суммы в размере 30000 рублей на оплату услуг представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора КЧР КП «Дирекция капитального строительства» судебное заседание не явился, надлежащим образом были извещены о дате и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание истец Айсандыров М.Б. не явился, надлежащим образом был извещен о дате и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, с участием его представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 об утверждении Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» (далее Федеральная программа), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2013 года, предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.
Судом установлено, что программа, утвержденная Законом КЧР от 01.09.2008 года с изменениями на 06.08.2012г «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики» разработана и принята во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации.
Государственным заказчиком - координатором Программы утверждено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе. Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. Средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов согласно приложениям 1 и 2 к Программе.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к Программе). Согласно пункту 19 указанных Правил ответственность за достоверность представляемых Министерству сельского хозяйства Российской Федерации сведений и целевое использование субсидий возлагается на уполномоченные органы.
В соответствии со ст. 126 ГК РФ Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Субъект Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Субъект Российской Федерации отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну субъектов Российской Федерации, в том числе республик в составе Российской Федерации.
Названная норма включает в казну, как бюджетные средства, так и иное имущество, средства бюджета являются лишь частью казны. Следовательно, объекты взыскания по долгам государства не зависят от того, отражены ли в бюджете соответствующие долги.
Согласно свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № от ДД.ММ.ГГГГ года, Айсандыров ФИО1 является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», в рамках которой ему предоставляются средства в размере 385000,00 рублей на приобретение жилого дома в Каменномостском сельском поселении, из которых 273000,00 рублей составляет доля федерального бюджета и 112000,00 рублей доля республиканского бюджета.
В материалах дела имеется ответ на обращение Айсандыровой С.Б. (<данные изъяты> Главе КЧР Темрезову Р.Б. от ДД.ММ.ГГГГ. № за подписью Министра сельского хозяйства КЧР Семенова А.А-К. от ДД.ММ.ГГГГ за № о том что, задолженность республиканских бюджетных средств в сумме 112000 рублей имеется, и будет погашена до конца декабря текущего года. Из этого следует, что данное Министерство признает свой долг перед истцом, и более того, гарантировало ему выплату в 2013 году.
ДД.ММ.ГГГГ между Айсандыровым М.Б., Айсандыровой Б.А., Айсандыровым А.М. и Эльдаровым Т.А., Лайпановой Р.И., Лайпановой М.Б. заключен договор купли продажи квартиры, расположенной по адресу: КЧР, <адрес> На основании вышеуказанного договора отчуждаемое имущество оценивается и продается за 906660,00 рублей, из которых 385000 рублей будут перечислены за счет средств бюджета в целях развития федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» владельцу Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретении) жилья в сельской местности №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйства КЧР, путем перечисления денежных средств с именного блокированного счета Покупателя – Айсандырова ФИО1 <адрес> на лицевой счет Продавца, открытый в Карачаево-Черкесском отделении Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ после предъявления договора, зарегистрированного в Управлении Росреестра по КЧР. ДД.ММ.ГГГГ году выдано свидетельство о государственной регистрации права на доли в квартире на имя <данные изъяты> – Айсандыровой ФИО2 и на имя <данные изъяты> – Айсандырова ФИО3 (по1/3 доли).
Как установлено в судебном заседании истец не может исполнить свои обязательства перед продавцом Эльдаровым Т.А. в полном объеме, согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., так как ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет представителя продавца Эльдарова Т.А перечислена лишь часть суммы в размере 273000 рублей, а сумма в размере 112000 рублей не перечислена по настоящее время. Указанные обстоятельства подтвердил в судебном заседании представитель ответчика – Министерства сельского хозяйства КЧР. Доводы представителя Министерства сельского хозяйства КЧР о том, что выплата Айсандырову М.Б. в размере 112000 рублей не произведена по причине образования кредиторской задолженности, несостоятельны, и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Образовавшаяся задолженность подлежит взысканию за счет средств казны КЧР.
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика в его пользу судебных издержек, суд руководствуется тем, что согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в числе прочих относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 данного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Тот факт, что Айсандыров М.Б. понес судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 500 рублей при подачи иска в суд, подтверждается соответствующей квитанцией, и подлежат взысканию с ответчика. Что касается взыскания с ответчика суммы в размере 30000 рублей на оплату услуг представителя, то суд отказывает в удовлетворении этого требования, так как представитель истца не представил суду доказательств, подтверждающих оплату услуг представителя в суде, отсутствует заключенное соглашение на оказание юридических услуг между истцом и его представителем, нет квитанции, приходного ордера или расписки в получении денежных средств на сумму 30000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.2,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Айсандырова ФИО1 – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Айсандырова ФИО1 неполученную субсидию в размере <данные изъяты>
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Айсандырова ФИО1 уплаченную государственную пошлину в размере <данные изъяты>
В части взыскания с Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в пользу Айсандырова ФИО1 судебных расходов на услуги представителя суммы в размере <данные изъяты> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 11 марта года.
Судья Черкесского городского суда: О.Г. Ковалева