Дело № 2-466/2021
УИД 18RS0004-01-2020-003000-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«09» декабря 2021 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Широбоковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решениями № от 20 апреля 2020 года, № от -Дата- ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, исключив из подсчета стажа периоды работы в должности вожатой, организатором детского досуга в МБОУ «Новогорская СОШ» с -Дата- по -Дата-, работы в должности воспитателя на 0,83 ставки в МБДОУ «Детский сад №» с -Дата- по -Дата-. Просил признать незаконными решения ответчика в части не включения в специальный стаж периода работы в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад №» с -Дата- по -Дата-, обязать ответчика включить в специальный стаж истца указанный период работы, признать право истца на досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 18 300 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно изменял предмет иска в порядке ст. 39 ГПК РФ в окончательном варианте просил:
Признать незаконными решения ответчика № от -Дата-, № от -Дата-, № от -Дата- в части не включения в специальный стаж истца периода работы с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №» с выработкой педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы, в размере 30 часов в неделю.
Обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж истца период работы с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №» с выработкой педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы, в размере 30 часов в неделю.
Обязать ответчика признать право истца на досрочную страховую пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от возраста, в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях» бессрочно с момента возникновения права на такую пенсию.
Взыскать с ответчика судебные расходы в размере 17 300 рублей.
Определением суда от -Дата- по гражданскому делу произведена замена ответчика на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике, в связи с правопреемством.
В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
В судебное заседание представитель истца ФИО3 действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенному в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в решении Управления об отказе в назначении пенсии истцу.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
-Дата-, -Дата-, -Дата- ФИО3, -Дата- года рождения обратилась с письменными заявлениями в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) о досрочном назначении страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.
Решениями № от -Дата-, № от -Дата-, № от -Дата- Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) истице на основании п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности. Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включен в специальный стаж истца период работы в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №» с -Дата- по -Дата- на долю ставки 0,83, поскольку в данный период не выработана норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии 24 года 03 месяца 11 дней, на -Дата- стаж - 24 года 07 месяцев 15 дней, на -Дата- - 24 года 11 месяцев 11 дней при условии предоставления сведений персонифицированного учета с кодом льготы за период с -Дата- по -Дата-.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 8, п.3 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившего в силу 01 января 2015 года, в редакции, действовавшей на дату обращения истца в Пенсионный фонд РФ (21 ноября 2019 года, 25 марта 2020 года и 21 июля 2020 года соответственно) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет 06 месяцев и 56 лет 06 месяцев (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 16,2 и 18,6 соответственно.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 возраста, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч.1.1. ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ в редакции, действующей с 01 января 2019 года, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 19 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В приложении 7 к Федеральному закону №400-ФЗ указано, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом согласно ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).
Согласно п.1 п.п. «м» Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее Список №781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее Список №1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее Список №463);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее Перечень №1397).
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратился с заявлениями о досрочном назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -Дата-, -Дата- и -Дата-.
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования -Дата-.
Соответственно периоды работы с указанной даты подлежат включению в стаж на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии со ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ, п.43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (далее- Правила №1015), а до даты регистрации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета либо трудовой книжкой. При отсутствии трудовой книжки, а в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п.10, 11 Правил №1015).
Период работы в должности воспитателя на 0,83 ставки (30 часов в неделю) с -Дата- по -Дата-, подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, по следующим основаниям.
Ответчиком не включен в педагогический стаж истца указанный период работы в связи с тем, что не была выработана норма педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы.
Согласно трудовой книжке истец в указанный период работал в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №».
Согласно Списка N 781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей включаются периоды работы воспитателем детского сада.
Согласно справке, выданной МБДОУ «Детский сад №», истец работала в МБДОУ «Детский сад №» в должности воспитателя в период с -Дата- по -Дата-. Норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной за ставку заработной платы истец выполнила в период с -Дата- по -Дата- – 13 дней, 78 часов, с -Дата- по -Дата- – 19 дней, 114 часов, с -Дата- по -Дата- – 22 дня, 132 часа, с -Дата- по -Дата- – 9 дней, 103,2 часа.
Согласно п. 4 Правил N 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы «...начиная с -Дата- - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)...».
Статья 333 Трудового кодекса РФ устанавливает, что «в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее по тексту - постановление Правительства РФ N 191) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Кроме того, в соответствии с письмом Министерства Образования РФ от 24.12.1999 года № 01-52-640/205, норма педагогической нагрузки, за которую выплачивалась ставка заработной платы, для воспитателей дошкольных учреждений была определена в количестве 36 часов в неделю.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года N 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», с изменениями от 31 января и 31 марта 2000 года, воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.
Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 постановления УР N 82/258).
Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов.
Постановление УР N 82/258 от 29.09.1995 года принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Удмуртской Республики статьей 54 Конституции Удмуртской Республики, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6. 333 ТК РФ.
Исходя из требований ст. 55 п. 3 Конституции РФ следует, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что постановление УР N 82/258 от 29.09.1995 года подлежит применению на территории УР.
Таким образом, в вышеуказанные спорные периоды педагогическая нагрузка истца составляла не менее 6 часов в день, что соответствует норме, установленной законодательством за ставку заработной платы.
Согласно выписки из лицевого счета истца в системе обязательного пенсионного страхования, за период с -Дата- по -Дата- страхователь сдал за истца сведения индивидуального (персонифицированного) учета с кодом льготы и работой за ставку заработной платы как педагогического работника, в связи с чем на -Дата- стаж истца, признанный ответчиком, составляет 24 года 11 месяцев 11 дней.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежит включению период работы с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №» - 03 месяца 02 дня.
При включении в специальный стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляющий на -Дата- по подсчетам ответчика 24 года 03 месяца 11 дней, спорных периодов сроком 03 месяца 02 дня, специальный стаж истца составит 24 года 06 месяцев 13 дней.
При включении в специальный стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляющий на -Дата- по подсчетам ответчика 24 года 07 месяцев 15 дней, спорных периодов сроком 03 месяца 02 дня, специальный стаж истца составит 24 года 10 месяцев 17 дней.
При включении в специальный стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляющий на -Дата- по подсчетам ответчика 24 года 11 месяцев 11 дней, спорных периодов сроком 03 месяца 02 дня, специальный стаж истца составит 25 лет 02 месяца 13 дней.
Таким образом, специальный стаж 25 лет выработан истцом -Дата-, с указанной работы у истца возникло право на пенсию в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ.
Поскольку вынесенные ответчиком решения об отказе в назначении пенсии истцу не соответствует требованиям пенсионного законодательства, при расчете стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости ответчиком неверно исчислен стаж истца на день обращения в пенсионный орган и неверно определена дата возникновения права истца на назначение пенсии, данные решения подлежат отмене в части заявленных истцом требований.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей подтверждаются чеком - ордером № от -Дата-, выданным ПАО «Сбербанк России».
В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 300 рублей по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд, поскольку данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением данного гражданского дела, при этом исковые требования истца удовлетворены судом.
Расходы истца по оплате госпошлины за удостоверение нотариальной доверенности в размере 1000 рублей подтверждаются доверенностью серии ...9, удостоверенной нотариусом ... ФИО3
Поскольку указанная доверенность выдана на ведение не только данного конкретного дела, в соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от -Дата- N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы по удостоверению данной доверенности не могут быть признаны судебными издержками.
Расходы истца по оплате услуг представителя в размере 17 000 рублей подтверждаются договором на оказание юридических услуг № от -Дата-, квитанциями от -Дата-, -Дата-, выданными ООО Агентство «Правовая защита».
При определении размера расходов по оплате услуг представителя, суд учитывает разумность и соразмерность расходов объему работ, выполненных представителем по гражданскому делу: консультации, написание искового заявления, сбор доказательств, участие в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и при разбирательстве дела в судебных заседаниях. Кроме того, суд учитывает подготовленность представителей к судебному разбирательству, категорию сложности рассматриваемого дела и результат рассмотрения гражданского дела, решением по которому исковые требования удовлетворены частично. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика пользу истца подлежат расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.
Общий размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца составляет 10 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав – удовлетворить частично.
Признать незаконными решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) № от -Дата-, № от -Дата-, № от -Дата- об отказе в установлении пенсии в части исключения из стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение периода работы с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №».
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республики включить в специальный педагогический стаж ФИО3 период работы в должности воспитателя на 0,83 ставки с -Дата- по -Дата- в МБДОУ «Детский сад №».
Признать за ФИО3 право на досрочную страховую пенсию по старости по п.п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с -Дата-.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республики в пользу ФИО3 судебные расходы в размере 10 300 рублей.
В требованиях ФИО3 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республики о взыскании расходов по оплате доверенности в размере 1000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме -Дата-.
Судья Сентякова Н.А.