Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-872/2019 ~ М-912/2019 от 15.08.2019

Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2019 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 октября 2019 года г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Чумак О.А.,

при секретаре Ишковой Н.Н.,

с участием истца Кузьмичева А.А., его представителя Шумихина А.А., допущенного к участию в деле по устному заявлению,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснотурьинске Свердловской области Гончаренко С.Н., действующей на основании доверенности № 05 от 09.01.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьмичева А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области о признании незаконным отказа в назначении досрочно страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочно страховой пенсии по старости,

установил:

Кузьмичев А.А. обратился в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Краснотурьинске о признании незаконным отказа в назначении досрочно страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочно страховой пенсии по старости. В обоснование указал, что решением ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснотурьинске от 30.07.2019 за № 30/564078/19/5 ему отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого специального страхового стража, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Не согласившись с решением, он просит признать решение ГУ-УПФР по г. Краснотурьинску от 30.07.2019 за № 30/564078/19/5 незаконным, возложить обязанность на ответчика включить в его специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве каменщика в строительно-монтажном управлении № 2 строительно-монтажного треста «Кокчетавстрой»; с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве каменщика в строительно-монтажном управлении «Жилгражданстрой» АО «Кокшетаустрой»; период службы в рядах Советской Армии с <дата обезличена> по <дата обезличена>, а также обязать ответчика назначить досрочно ему страховую пенсию с 17.04.2019 года.

В судебном заседании истец Кузьмичев А.А. исковые требования поддержал, суду пояснил, что с 1988 года по 1996 год работал каменщиком в бригаде каменщиков строительно-монтажного управления № 2 строительно-монтажного треста «Кокчетавстрой», сначала под руководством бригадира <ФИО>2, затем бригадира <ФИО>3 Основным видом деятельности организации являлось строительство. Учитывая, что организация занималась строительством крупных промышленных объектов, многоквартирных жилых домов, каменщики всегда работали в бригаде. 17.04.2019 года в связи с достижением возраста 56 лет он обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Краснотурьинске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по Списку №2. Решением ответчика от 30 июля 2019 года ему отказано в назначении пенсии досрочно, поскольку отсутствует необходимый стаж. К зачету принято 2 года 6 месяцев 21 день, при этом во включении спорных периодов в специальный стаж отказано, так как не подтверждается полная занятость каменщика в составе бригады. Считает отказ незаконным, поскольку в приказе о назначении его на должность указано, что он принимается на работу на должность каменщика в бригаду <ФИО>2, при этом записей о его выводе из бригады не имеется. Кроме того, считает, что поскольку ответчиком к зачету была принята работа, которая предшествовала службе Советской армии, то на основании п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 590 от 03 августа 1972 года служба в Советской армии также должна быть включена в специальный стаж. Учитывая, что с включением спорных периодов его специальный стаж составит более 10 лет, он имеет право на назначение страховой пенсии по старости досрочно с даты обращения с заявлением о назначении пенсии. На основании изложенного, просит удовлетворить его исковые требования в полном объеме.

Представитель истца Кузьмичева А.А. – Шумихин А.А., допущенный к участию в деле по устному заявлению, исковые требования истца поддержал в полном объеме, в дополнение указал, что истец был принят в строительно-монтажное управление № 2 строительно-монтажного треста «Кокчетавстрой» на должность каменщика в бригаду <ФИО>2, при этом до 1996 года работал в этой же организации, в той же должности, что свидетельствует о том, что он постоянно в спорные периоды работал в составе бригады каменщиков. Периоды службы в армии необоснованно не включены ответчиком в специальный стаж, так как законодательство, действующее в спорные периоды, предусматривало возможность включения армии, если вслед за ней следовала периоды работы, дающие право на досрочное назначении страховой пенсии по старости.

Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Краснотурьинске Гончаренко С.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Кузьмичева А.А. не признала, пояснив, что 17.04.2019 года Кузьмичев А.А. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 30.07.2019 в назначении пенсии досрочно истцу отказано, поскольку отсутствует необходимый стаж. Стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету, составил 2 года 6 месяцев 21 день. Спорные периоды работы истца не были приняты к зачету, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие постоянную работу в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад. Кроме того, поскольку Кузьмичев А.А. работал в Казахстане, необходимо документальное подтверждение компетентного органа о действии института досрочных пенсий в Республике Казахстан. Период службы в армии подлежал бы зачету, так как после службы в армии следовалла работа по списку №2, но тогда бы период работы в качестве каменщика не подлежал бы зачету, так как списком № 2 1956 года не предусмотрен, стаж работы оператором по добыче нефти и газа в цехе добычи нефти был бы принят в календарном исчислении. Поэтому стаж истца на соответствующих видах работ определен с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П по наиболее выгодному для истца варианту. Учитывая, что у Кузьмичева А.А. имеется 2 года 6 месяцев 21 день стажа на соответствующих видах работ, а для досрочного назначения страховой пенсии по старости требуется не менее 10 лет, решение ответчика об отказе в назначении пенсии является законным и обоснованным. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Учитывая, что в оспариваемые периоды работы истцом выполнялись и до введения в действие Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», суд в соответствии со ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснением Пленума Верховного Суда Российской Федерации руководствуется также ранее действующими актами, касающимися назначения трудовой пенсии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на подземных работах, на работах с тяжелыми условиями труда и в горячих цехах, льготных условий приобретения права на пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

В судебном заседании установлено, что 17.04.2019 Кузьмичев А.А. обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (л.д. 52-56).

Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Краснотурьинске от 20 июля 2019 года № 30/564078/19/5 Кузьмичеву А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку им не выработан необходимый стаж (л.д. -11).

Стаж на соответствующих видах работ Кузьмичева А.А., принятый к зачету ГУ-Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г.Краснотурьинске, с учётом положений Конституционного суда от 29.01.2004 года № 2-П, составил 2 года 6 месяцев 21 день (л.д. 95).

В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионный орган, в частности не включил следующие периоды: с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве каменщика в строительно-монтажном управлении № 2 строительно-монтажног7о треста «Кокчетавстрой», так как не представлены документы, подтверждающие постоянную работу в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве каменщика в строительно-монтажном управлении № 2 строительно-монтажного треста «Кокчетавстрой», с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве каменщика в строительно-монтажном управлении «Жилгражданстрой» АО «Кокшетаустрой», так как не представлены документы, подтверждающие постоянную работу в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, отсутствует документальное подтверждение компетентного органа –Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Акмолинской области, г. Кокшетау, период службы в армии с <дата обезличена> по <дата обезличена>.

Согласно трудовой книжке Кузьмичева А.А. копия которой приобщена к материалам дела, в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> истец проходил службу в Советской армии, <дата обезличена> принят оператором по добыче нефти и газа 2 разряда в цех по добыче5 нефти и газа Нефтеперерабатывающее управление «Сургутнефть» им. 50 лет СССР, <дата обезличена> уволен по собственному желанию, <дата обезличена> принят каменщиком 2 разряда, <дата обезличена> уволен по собственному желанию, <дата обезличена> принят каменщиком СМУ Жилгражданстрой, <дата обезличена> уволен по собственному желанию (л.д. 12-16).

Из архивной справки от 01.06.2018 № ФЛ/К78-04-15 «О подтверждении стажа работы Кузьмичева А.А., выданной Коммунальным Государственным учреждением «Государственный архив города Кокшетау» Управления культуры, архивов и документации Акмолинской области, следует, что в документах по личному составу строительно-монтажного управления (СМУ) № 2 строительно-монтажного треста «Кокчетавстрой», строительно-монтажного управления (СМУ) «Жилгражданстрой» АО «Кокшетаустрой» за 1988-1996 гг. имеются следующие сведения о работе Кузьмичева А.А.:

приказ от <дата обезличена> Кузьмичева А.А. принять каменщиком второго разряда в бригаду <ФИО>2 с <дата обезличена>;

запись в карточке по учету личного состава Кузьмичева А.А. о присвоении каменщика третьего разряда с <дата обезличена> на основании приказа -к;

запись в карточке по учету личного состава о присвоении каменщика четвертого разряда с <дата обезличена> на основании приказа ;

приказ от <дата обезличена> «Уволить Кузьмичева А.А. с <дата обезличена> пол ст. 32 КЗоТ по собственному желанию»;

запись в карточке по учету личного состава Кузьмичева А.А. о приеме на работу каменщиком по четвертому разряду с <дата обезличена> на основании приказа от <дата обезличена>;

приказ от <дата обезличена> -л «Уволить Кузьмичева А.А. –каменщика четвертого разряда по ст. 32 КзоТ с <дата обезличена>.

Одновременно сообщаем, что документы постоянного хранения (списки бригад, табели учета рабочего времени, штатное расписание и другие документы) строительно-монтажного управления «Жилгражданстрой» АО «Кокшетаустрой», дополнительно подтверждающие льготный характер работы, в госархив г. Кокшатау на хранение не передавались (л.д. 117).

В личной карточке Кузьмичева А.А. имеется указание на прием в бригаду <ФИО>2 с <дата обезличена> каменщиком 2 разряда, о присвоении в апреле 1989 каменщика 3 разряда, в январе 1992 года – 4 разряда (л.д. 118-119).

В материалы дела истцом представлены список бригады каменщиков СМУ «Жилгражданстрой» АО «Кокшетаустрой» на январь 1994 года, в состав которой вошел Кузьмичев А.А. (л.д. 121).

Из газеты от 09.06.1998 года, представленной истцом в материалы дела, следует, что на строительной площадке в г. Кокчетаве были сосредоточены основные силы трестов, СМУ и ПМК. На снимке изображена бригада каменщиков бригадира <ФИО>2 из треста «Кокчетавстрой» (л.д. 126).

Бригадир каменщиков СМУ «Жилстрой» <ФИО>2 треста Кокчетавстрой» награжден почетными грамотами за высокие производственные показатели и в честь Дня строителя (л.д. 127-129).

В спорный период времени истцу начислялась заработная плата, что подтверждается архивной справкой от 01.06.2018 года, выданной Коммунальным Государственным учреждением «Государственный архив города Кокшетау» Управления культуры, архивов и документации Акмолинской области, следовательно, производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение.

13.03.1992 между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Из разъяснений, содержащихся в п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Из системного толкования перечисленных выше положений, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений ч. 2 ст. 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13.03.1992, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 01.01.1992, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 пунктом "а" раздела XXVIII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" которого предусмотрены каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (позиция 2290000а-12680).

При этом периоды выполнявшихся до 01.01.1992 работ засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение наравне с работами, предусмотренными Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Факт осуществления истцом трудовой деятельности за период с 26.02.1988 по 17.10.1994 на условиях выполнения функциональных обязанностей в качестве каменщика, постоянно работающего в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, занятых на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов нашел свое подтверждение, достаточной совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе записями в трудовой книжке, архивной справкой, списком бригады каменщиков, выдержкой из газеты, почетными грамотами бригадира каменщиков Комисарчука В.В., справкой о начислении заработной платы, архивной карточкой формы Т-2.

Доводы ответчика о том, что периоды работы истца в строительно-монтажном управлении № 2 строительно-монтажного треста «Кокчетавстрой» с <дата обезличена> по <дата обезличена> могут быть зачтены в специальный стаж при условии, что данные периоды давали право на досрочную пенсию в соответствии с законодательством Республики Казахстан и это обстоятельство должно быть подтверждено компетентным органом указанного государства, не могут быть признаны состоятельными, поскольку противоречат как п. 6 Соглашения от <дата обезличена>, согласно которому для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств - участников Соглашения, так и приведенному выше п. 5 Рекомендаций от <дата обезличена>, согласно которому периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При таком положении, поскольку факт постоянной и полной (не менее 80% рабочего времени) занятости истца в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> при выполнении работ, предусмотренных Списком N 2 от 1991 г. достоверно подтвержден совокупностью доказательств, оснований для отказа в удовлетворении требований истца о возложении на Управление обязанности включить в специальный стаж указанные периоды работы у суда не имеется.

При этом суд не усматривает оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве каменщика в строительно-монтажном управлении «Жилгражданстрой» АО «Кокшетаустрой», соглашаясь с доводами представителя ответчика, в связи с отсутствием в материалах дела доказательств, подтверждающих постоянную работу в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.

Указание в архивной карточке формы Т-2 истца фамилии «Максимов» не свидетельствует о работе Кузьмичева А.А. в бригаде каменщика, вопреки доводам представителя истца. В приказе от <дата обезличена> о приеме Кузьмичева А.А. в бригаду каменщиков не упоминается.

Таким образом, исковые требования истца о включении в специальный стаж периода работы с <дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве каменщика в строительно-монтажном управлении «Жилгражданстрой» АО «Кокшетаустрой» удовлетворению не подлежат.

Рассматривая исковые требования истца о зачете в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы в рядах Советской Армии с <дата обезличена> по <дата обезличена>, суд приходит к следующим выводам.

В период службы Кузьмичева А.А. в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.

Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий).

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В данном случае истец просил приравнять период службы в армии к работе с тяжелыми условиями труда.

Как следует из материалов дела, установлено судом, после службы в Советской Армии в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> истец работал оператором по добыче нефти и газа в Нефтегазодобывающем управлении «Сургутнефть» им. 50 лет СССР. Как следует из решения УПФ № 30/564078/19/5 от 30 июля 2019 года года, указанные периоды работы были включены ответчиком в специальный трудовой стаж истца в соответствии со Списком N 2 от <дата обезличена> N 10.

Поскольку при решении вопроса о включении в специальный стаж периода службы истца по призыву необходимо руководствоваться положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения периода службы истца с <дата обезличена> по <дата обезличена> в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Довод представителя ответчика о том, что поскольку период работы истца с <дата обезличена> по <дата обезличена> был принят к зачету по списку, действовавшему в настоящее время (Список № 2 1991 года), период службы в армии, подлежащий зачету по законодательству, действовавшего на момент прохождения истцом службы, не подлежит включению в специальный стаж, основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит положениям, изложенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая, что с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истец обратился 17.04.2019, стаж на соответствующих видах работ у истца, с учетом уменьшения возраста, включения судом периодов работы, составит более 10 лет, то суд исходя из положений ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" усматривает основания для признания за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение с 17.04.2019 года.

На основании изложенного, решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Краснотурьинске от 30 июля 2019 года № 30/564078/19/5 об отказе Кузьмичеву А.А. в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Кузьмичева А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области о признании незаконным отказа в назначении досрочно страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочно страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области от 30 июля 2019 года № 30/564078/19/5 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» Кузьмичеву А.А. незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области включить Кузьмичеву А.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды его работы:

<дата обезличена> по <дата обезличена> в качестве каменщика в строительно-монтажном управлении № 2 строительно-монтажного треста «Кокчетавстрой»;

<дата обезличена> по <дата обезличена> службу в Советской армии.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Краснотурьинске назначить Кузьмичеву А.А. досрочно страховую пенсию по старости по п. 2ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от <дата обезличена> «О страховых пенсиях» Кузьмичеву А.А. с <дата обезличена>.

В удовлетвори исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд г. Краснотурьинска.

Председательствующий: судья (подпись) Чумак О.А.

2-872/2019 ~ М-912/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузьмичев Андрей Анатольевич
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Краснотурьинске
Суд
Краснотурьинский городской суд Свердловской области
Судья
Чумак Ольга Алексеевна
Дело на странице суда
krasnoturinsky--svd.sudrf.ru
15.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2019Передача материалов судье
19.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2019Подготовка дела (собеседование)
04.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2019Судебное заседание
08.10.2019Судебное заседание
14.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2019Дело оформлено
16.12.2019Дело передано в архив
27.12.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.12.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.01.2020Судебное заседание
21.01.2020Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее