Решение по делу № 2-613/2016 ~ М-572/2016 от 21.07.2016

дело № 2 -613\16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2016 года г. Котовск

Котовский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Яниной В.В.,

при секретаре Самородовой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО3, ФИО11, ФИО4, ФИО12, ФИО13 к ФИО14 об устранении нарушений прав граждан на благоприятную среду обитания, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2,ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО3, ФИО11, ФИО4, ФИО12, ФИО13, обратившись в суд с иском, поддержанным в судебном заседании их ФИО5 ФИО18,просят признать действия ФИО14 по разведению свиней противоправными; запретить ему содержать свиней и кур на земельном участке, расположенном по адресу: д.№_________ по улАДРЕС в г.Котовске Тамбовской области; обязать его вывезти навоз с земельного участка; взыскать с ФИО14 судебные расходы по оплате услуг ФИО5 в пользу ФИО2-1283,34 рублей; ФИО6-1283,33 рублей; ФИО7-1283,34 рублей; ФИО8-1283,33 рублей; ФИО9-1283,34 рублей; ФИО10-1283,33 рублей; ФИО4-1283,33 рублей; ФИО23-1283,33 рублей; ФИО13-1283,33 рублей; и в пользу ФИО3-450 рублей; и взыскать с ФИО14 в пользу каждого из них судебные расходы по оплате государственной пошлины по 300 рублей. Свои требования мотивируют тем, что в силу ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания этого права.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Аналогичное положение содержится в ст.11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», где указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №32-ФЗ от 30.03.1999 г. при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов сред обитания.

В соответствии со ст.264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

На основании ст.2 ФЗ от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация на недвижимое имущество и сделок с ним-юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Деятельность личных подсобных хозяйств регламентируется Законом РФ от 07.07.2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок), принадлежащие на праве собственности.

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В рамках дела установлено, что ФИО14 на не принадлежащем ему ни на каком праве земельном участке разводит поросят,кур, согласно сведений ветеринарии по состоянию на сентябрь 2016 года у него в хозяйстве имеется 9 свиней и 20 кур.

В летний период свиньи и куры свободно разгуливают на земельном участке, принадлежащем другому лицу (долевику) земельного участка, расположенного по адресу: г.Котовск, улАДРЕС, №_________ Фактическая площадь доли, которой пользуется ответчик, мала и составляет порядка 260 кв.м. На указанной площади расположена часть жилого дома, и три сарая площадью застройки около 100 кв.м. Таким образом, свободная площадь земельного участка составляет около 160 кв.м. Ширина участка составляет в самом широком месте 8,5 метра. От ближайшего дома до сарая, в котором содержатся свиньи, менее 4 метров, от жилого дома до границы участка также менее 4 метров. Границы земельных участков истца и участка, где содержится скотина, смежны.

Свиньи и куры бегают по смежному земельному участку, расстояние от места, где ответчик разводит свиней, до приусадебных земельных участков истцов менее 50 метров, навоз от свиней и кур не убирается с осени 2013 года, находится на всем участке. На территории приусадебных участков стоит резкий зловонный запах отходов содержания свиней,кур,большое количество мух, крыс. ФИО14 в д.№_________ по ул.АДРЕС не проживает, только содержит скот, птицу. Из-за ветхого ограждения участка куры заходят на соседние земельные участки, где разрывают посеянные семена, повреждают однолетние насаждения. У фасадов каждого домовладения посеяны цветы, куры их также уничтожают. Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами (фото и видеоматериалы), в т.ч., объяснениями лиц, участвующих в деле.

ФИО6 обращался по рассматриваемому в суде в настоящее время вопросу в ОМВД России по г.Котовску, было вынесено постановление о передаче материала проверки в административную комиссию администрации г.Котовска. Администрацией г.Котовска в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области было направлены материалы по заявлению ФИО6, от Управления поступило определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку поставленные в заявлении воспросы не относятся к компетенции Управления.

Управление Россельхознадзора уведомило ФИО6, что нарушений ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации на момент проведения проверки не выявлено.

При этом в силу ст.56 ГПК РФ ответчик не представил суду доказательств по делу, свидетельствующих об отсутствии воздействия на среду обитания и здоровье человека своей сельскохозяйственной деятельностью.

Согласно п.п.5 раздела СанПин 2.2.1\2.1.1.1200-03 площадки для буртования помета и навоза относятся к 3 классу опасности и для них санитарно-защитная зона составляет 300 м. Таким образом, деятельность ФИО14 по содержанию в личном подсобном хозяйстве поголовья животных до 50 голов, отнесенной к 5 классу опасности, осуществляется в черте города Котовска, в границах застройки жилыми домами, без соблюдения санитарно-защитной зоны, что нарушает конституционные права истцов на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, а также ограничивает права истцов на владение и пользование принадлежащими им земельными участками в условиях благоприятной окружающей среды.

В соответствии с п.п.1.2, 1.5 СаНПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. №74 с последующими изменениями, требования настоящих Правил распространяются на размещение и эксплуатацию объектов сельского хозяйства, предназначены, в том числе, для физических лиц. Ведение ответчиком личного подсобного хозяйства не освобождает его от соблюдения санитарных правил, организованное им хозяйство подпадает под действие названных Правил.

В силу ст.137 ГК РФ и ст.4 ФЗ от 24.04.1995 г. №52-ФЗ «О животном мире» к животным применяются общие правила об имуществе. Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Ответчиком нарушается также Приказ Министерства сельского хозяйства РФ     от 29.03.2016 г. №114 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации» от 15.07.2016 г. ( в части нормосодержания и расстояния до границ смежных земельных участков),Приказ Минсельхоза РФ от 3.04.2006 г. №103 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа» (п.2-территория подворий должна быть огорожена и благоустроена), Правила благоустройства города Котовска (п.п. 2.1,2.2,2.10,2.13,2.18 и 8.2, 11.1).

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;

расходы на оплату услуг представителей;

расходы на производство осмотра на месте;

компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса;

связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;

другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Обоснованность суммы подтверждается решением Совета адвокатской палаты Тамбовской области от 27.04.2015 г.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции истцами понесены расходы, связанные с оказанием им информационно-консультативных услуг, составлением заявления об уточнении требований, с участием представителя в судебных заседаниях, что подтверждается договором, актом выполненных работ и приходными ордерами. Квитанции об оплате государственной пошлины представлены в материалы дела.

ФИО14 исковые требования ФИО2 и др. признал, их доводы не оспорил, пояснил, что если решение будет принято в их пользу, то он будет его исполнять. Размер понесенных истцами расходов не оспаривает, готов их возместить.

Представитель администрации г.Котовска ФИО19 считает, что требования истцов являются обоснованными. Пояснила, что пунктами 1.2,1.5, 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 2 класса опасности-как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Также п.7.1.11 СанПиН определено, что хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов относятся к объектам и производствам агропромышленного комплекса и малого предпринимательства, класс V-санитарно-защитная зона 50 м.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавивая право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, определяет, в том числе, что жилые помещения по планировке должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока, при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Деятельность ФИО14 по содержанию в личном подсобном хозяйстве поголовья животных до 50 голов, а также по складированию продуктов жизнедеятельности животных относится к 5 классу опасности. Данная деятельность, осуществляемая в черте г.Котовска, в границах застройки жилыми домами, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, а также ограничивает права жителей на владение и пользование принадлежащими им земельными участками в условиях благоприятной окружающей среды.

В соответствии с утвержденными решением 81 сессии пятого созыва Котовского городского Совета народных депутатов от ДАТА №_________ Правилами землепользования и застройки городского округа-город Котовск земельный участок по адресу: г.Котовск, ул.АДРЕС, д.№_________, расположен в зоне Ж-3 «Зона малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство)». К основным видам разрешенного использования в данной зоне относятся: размещение жилого домаа, не предназначенного для раздела на квартиры; размещение объектов недвижимости, если их размещение связано с удовлетворением повседневных потребностей жителей, не причиняет вред окружающей среде и санитарному благополучию, не причиняет существенного неудобства жителям, не требует установления санитарной зоны, а площадь земельных участков под названными объектами не превышает 20% от площади территориальной зоны, в которой разрешена жилая застройка.

Таким образом, администрация считает, что соблюдение санитарных правил, указанных выше, является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Однако осуществляемая ответчиком деятельность создает угрозу жизни и здоровья истцов.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области ФИО20 оставила разрешение иска на усмотрение суда, сообщила,что в адрес Управления поступало обращение ФИО6,и материал проверки по его заявлению, изучив их, Управление ответило администрации г.Котовска, что согласно ч.ч.18,19,28 статьи 14, ч.ч.14,25 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение вопросов, указанных в обращении, относится к компетенции и полномочиям администрации г.Котовска. Изучив представленные в Управление материалы рассматриваемого гражданского дела, она считает, что ссылка истцов на СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» при разрешении данного спора не обоснована, следует руководствоваться ФЗ от 07.07.2003 г. №112-фз «О личном подсобном хозяйстве», и Правилами организации личного подсобного хозяйства в АДРЕС.

Представитель Управления ветеринарии Администрации Тамбовской области в судебное заседание не явился, хотя Управление своевременно и надлежащим образом извещалось о дне и времени слушания дела. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя,и просило принять во внимание пояснения главного государственного инспектора управления ветеринарии,который привлекался к участию в деле в качестве специалиста.

Главный государственный инспектор управления ветеринарии ФИО21 сообщил, что животные, принадлежащие ФИО14,зарегистрированы в ветеринарном участке г.Котовска, пробиркованы. При содержании 9 голов свиней минимальное расстояние до ближайшего жилого дома должно составлять не менее 30 м. Помещения для содержания свиней и кур должны быть отдельными. На земельном участке должно быть оборудовано специальное место, куда должен буртоваться навоз. При содержании кур территория земельного участка должна быть огорожена сплошным забором.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судья считает, что исковые требования ФИО2 и др. подлежат удовлетворению.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Аналогичное положение содержится в ст.11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», где указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №32-ФЗ от 30.03.1999 г. при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов сред обитания.

Согласно ст.ст.3,4,5,8,10 Федерального закона от 07.07.2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» ( с изменениями) право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

На основании Ветеринарных правил содержания сельскохозяйственных животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан Тамбовской области, утв. Постановлением Тамбовской области от 11.05.2011 г. №479, при планировке и строительстве животноводческих помещений в подворьях должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства.

Представление земельного участка под строительство животноводческих помещений допускается только при наличии заключений государственной ветеринарной службы о соответствии размещения таких помещений действующим ветеринарным нормам и правилам.

При планировке и строительстве животноводческих помещений предъявляются следующие требования:

животноводческие помещения подворий размещаются на территории, имеющей соответствующие уклоны для стока и отвода поверхностных вод;

прилегающая к животноводческим помещениям территория по всему периметру должна быть огорожена забором, препятствующим бесконтрольному (случайному) проходу людей и животных, проезду транспорта;

разные виды животных должны содержаться в обособленных помещениях;

животноводческие помещения должны быть обеспечены водой, электроэнергией и оборудованы канализацией, естественной или механической приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей поддержание оптимальных параметров микроклимата;

внутренние поверхности животноводческих помещений (стены, перегородки, потолки) должны быть доступны для очистки, мойки и дезинфекции, полы должны обладать достаточной прочностью, малой теплопроводностью, стойкостью к стокам и дезинфицирующим веществам;

выгульные площадки должны быть огорожены и оборудованы для раздельного содержания каждого вида животных.

Ветеринарный учет животных осуществляется в целях:

создания единой базы данных о животных для планирования обязательных профилактических ветеринарных мероприятий, предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации (диагностические исследования и профилактические прививки и обработки животных против карантинных и особо опасных болезней);

5.1.2. предупреждения комплектования подворий животными, инфицированными возбудителями заразных болезней.

При наличии или приобретении животных их владельцы обязаны осуществлять ветеринарный учет животных в областном государственном учреждении ветеринарии с получением ветеринарно-санитарного паспорта на животное (ветеринарного регистрационного удостоверения) или регистрационного номера с оформлением соответствующей записи в журнале регистрационного учета установленной формы в течение 14 дней с момента рождения, приобретения или перемены места нахождения животных.

В ветеринарно-санитарном паспорте на животное делается запись о проведении диагностических исследований и профилактических прививок и обработок животных.

В случае выбытия животного (продажа, пропажа, гибель, передача другому лицу, убой и другое), владельцы животного обязаны незамедлительно уведомить об этом областное государственное учреждение ветеринарии.

Владельцы животных обязаны снять животных с ветеринарного учета в областном государственном учреждении ветеринарии в течение 14 дней после их выбытия.

По желанию владельцев животных при ветеринарном учете животных им может вводиться электронный носитель информации (микрочип) с записанными на него персональными данными владельца животного и описанием индивидуальных характеристик животного, а также сведений о его диагностических исследованиях и профилактических прививках и обработках.

В ветеринарном учете животных отказывается в случае, если владельцем не представлено животное, подлежащее учету.

На основании Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации (утв. Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 29.03.2016 г. №114) запрещается содержание свиней в хозяйствах открытого типа на местах бывших скотомогильников, очистных сооружений.

Территория хозяйства должна быть огорожена способами, обеспечивающими невозможность проникновения диких животных на территорию хозяйства (за исключением птиц и мелких грызунов).

В хозяйстве должно быть обеспечено безвыгульное содержание свиней либо выгул свиней в закрытом помещении или под навесами, исключающий контакт свиней с другими животными и птицами.

Минимальное расстояние от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах должно соответствовать минимальному расстоянию от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах, приведенному в приложении №1 (30 м) к настоящим Правилам.

Помещения хозяйств, в которых содержатся свиньи (далее - свиноводческие помещения), должны быть оборудованы естественной или принудительной вентиляцией, обеспечивающей поддержание необходимых параметров микроклимата.

Нормы площади содержания свиней в хозяйствах приведены в приложении №2 ( норма площади содержания свиней на кв.м.: хряки-7,0, свиноматки-4,0) к настоящим Правилам.

Стены, перегородки, покрытия свиноводческих помещений в хозяйствах должны быть устойчивыми к воздействию дезинфицирующих веществ и повышенной влажности, не должны выделять вредных веществ. Антикоррозийные и отделочные покрытия должны быть безвредными для свиней.

Навоз необходимо убирать и складировать на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства.

Запрещается использовать заплесневелую и/или мерзлую подстилку для содержания свиней в хозяйстве.

Для дезинфекции обуви вход в свиноводческое помещение оборудуется дезинфекционными ковриками по ширине прохода и длиной не менее одного метра, пропитанными дезинфицирующими растворами.

Дезинсекция, дезакаризация и дератизация свиноводческих помещений проводятся не реже одного раза в год, а также при визуальном обнаружении насекомых, клещей, грызунов, либо выявлении следов их пребывания (покусов, помета).

При посещении свиноводческих помещений и обслуживании свиней необходимо использовать чистые продезинфицированные рабочие одежду и обувь. Запрещается выходить в рабочей одежде и обуви, а также выносить их за пределы территории хозяйства.

Корма и кормовые добавки, используемые для кормления свиней, должны соответствовать ветеринарно-санитарным требованиям и нормам. Для поения свиней и приготовления кормов для них должна использоваться питьевая вода.

Пищевые отходы, используемые для кормления свиней должны подвергаться термической обработке (проварке) не менее 30 минут после закипания и являться безопасными в ветеринарно-санитарном отношении.

Для комплектования хозяйств допускаются клинически здоровые свиньи собственного воспроизводства, а также свиньи, поступившие из других хозяйств и предприятий при наличии ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих ветеринарное благополучие территорий мест производства (происхождения) животных по заразным болезням животных, в том числе по болезням, общим для человека и животных (далее - заразные болезни), оформленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Свиньи, содержащиеся в хозяйствах, подлежат учету и идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии.

Утилизация и уничтожение трупов свиней, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других биологических отходов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии.

В соответствии с Ветеринарными правилами содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа» (утв. Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 03.04.2006 г. №103) при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием, разведением птицы на подворьях, могут предъявляться следующие требования:

птицеводческие помещения подворий размещаются на территории, имеющей соответствующие уклоны для стока и отвода поверхностных вод;

территория подворий должна быть огорожена и благоустроена;

при содержании разных видов птиц на подворьях необходимо обеспечить раздельное их содержание. Разные виды птиц содержат в обособленных помещениях одного или разных зданий, которые обеспечивают лазами для самостоятельного выхода птицы на изолированные выгульные площадки;

изолированные выгульные площадки оборудуются для раздельного содержания каждого вида птицы на прилегающей к помещению территории;

внутренние поверхности помещений подворий (стены, перегородки, потолки) должны быть устроены из материалов, доступных для очистки, мойки и дезинфекции;

полы помещений для содержания птицы на подворьях должны обладать достаточной прочностью, малой теплопроводностью, стойкостью к стокам и дезинфицирующим веществам и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям;

помещение для содержания птицы на подворьях должно быть оборудовано естественной или механической приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей поддержание оптимальных параметров микроклимата;

организовать проведение предусмотренных настоящими Правилами мероприятий по обеспечению предупреждения болезней птиц;

не рекомендуется совместное содержание птицы на подворьях с другими видами животных.

Согласно Правил благоустройства г.Котовска Тамбовской области (утв. Постановлением администрации АДРЕС от ДАТА №_________) ответственность за организацию работ по содержанию и уборке территории в зоне застройки индивидуальными жилыми домами возлагается на собственников (нанимателей) индивидуальных жилых домов.

Гражданам, проживающим на территориях индивидуальной жилой застройки, запрещается:

размещать ограждение за границами территории частного домовладения;

выбрасывать твердые бытовые отходы, крупногабаритные отходы, древесно-растительные отходы, строительный мусор, сливать жидкие бытовые отходы за территорию частного домовладения;

складировать снег, шлак, тару, уголь, дрова, строительные материалы, навоз, металл за территорией частного домовладения;

хранить неисправные (разукомплектованные) транспортные средства за территорией частного домовладения.

Домовладельцы частных домовладений обязаны:

поддерживать в исправном состоянии индивидуальные жилые дома и иные постройки, а также ограждения частного домовладения и производить своевременный ремонт их фасадов и других отдельных элементов (входных дверей и козырьков, крылец и лестниц и т.п.);

в границах собственных территорий производить удаление старых, больных, пришедших в негодность деревьев;

обеспечить сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, крупногабаритных отходов, древесно-растительных отходов, строительного мусора собственными силами или по договору со специализированной организацией.

Наружные санитарные установки и сливные ямы владельцами и пользователями жилых домов индивидуального жилищного фонда, не имеющие канализации, оборудуются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В соответствии с утвержденными решением 81 сессии пятого созыва Котовского городского Совета народных депутатов от ДАТА №_________ Правилами землепользования и застройки городского округа-город Котовск земельный участок по адресу: г.Котовск, ул.АДРЕС,№_________, расположен в зоне Ж-3 «Зона малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство)». К основным видам разрешенного использования в данной зоне относятся: размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры; размещение объектов недвижимости, если их размещение связано с удовлетворением повседневных потребностей жителей, не причиняет вред окружающей среде и санитарному благополучию, не причиняет существенного неудобства жителям, не требует установления санитарной зоны, а площадь земельных участков под названными объектами не превышает 20% от площади территориальной зоны, в которой разрешена жилая застройка.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ст.2 ФЗ от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация на недвижимое имущество и сделок с ним-юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Суд, изучив в судебном заседании инвентарное дело на домовладение №_________ по АДРЕС в г.Котовске,выслушав ответчика, установил, что право собственности на домовладение и земельный участок, на котором расположено строение, либо на долю дома и земельного участка, в настоящее время ни за кем не зарегистрировано в установленном законом порядке. ФИО14 имеет в распоряжении лишь копию завещания прежнего сособственника на долю дома. В доме он не зарегистрирован и не проживает.

Ответчик на земельном участке, расположенном по адресу: г.Котовск, ул.АДРЕС,№_________ разводит поросят,кур, согласно сведений ветеринарии по состоянию на сентябрь 2016 года у него в хозяйстве имеется 9 свиней и 20 кур (журнал регистрации животных).

Свиньи и куры свободно разгуливают на земельном участке, расположенном по адресу: г.Котовск, ул.АДРЕС, №_________ Фактическая площадь доли, которой пользуется ответчик, мала и составляет порядка 260 кв.м. На указанной площади расположена часть жилого дома, и три сарая площадью застройки около 100 кв.м. Таким образом, свободная площадь земельного участка составляет около 160 кв.м. Ширина участка составляет в самом широком месте 8,5 метра. От ближайшего дома до сарая, в котором содержатся свиньи,куры менее 4 метров, от жилого дома до границы участка также менее 4 метров. Границы земельных участков истца и участка, где содержится скотина, смежны.

Расстояние от места, где ответчик разводит скот, птицу, до приусадебных земельных участков истцов менее 30 метров, навоз от свиней и кур не убирается с осени 2013 года, находится на всем участке. На территории приусадебных участков стоит резкий зловонный запах отходов содержания свиней,кур,большое количество мух, крыс. Из-за ветхого ограждения участка куры заходят на соседние земельные участки, где разрывают посеянные семена, повреждают однолетние насаждения. У фасадов каждого из домовладений посеяны цветы, куры их также уничтожают. Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами (фото и видеоматериалы), в т.ч., объяснениями лиц, участвующих в деле.

Куры и свиньи содержатся совместно. Навоз не убирается и не складируется на площадках для биотермического обеззараживания,безвыгульный режим содержания свиней и кур не соблюдается.

Один из истцов,ФИО6, обращался по рассматриваемому в суде в настоящее время вопросу в ОМВД России по г.Котовску, было вынесено постановление о передаче материала проверки в административную комиссию администрации г.Котовска. Администрацией г.Котовска в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области были направлены материалы по заявлению ФИО6, от Управления поступило определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку поставленные в заявлении вопросы не относятся к компетенции Управления.

Управление Россельхознадзора уведомило ФИО6, что нарушений ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации на момент проведения проверки не выявлено. В ответе указало,что согласно представленных материалов проверки личного подсобног хозяйства ФИО14 (акт проверки от ДАТА) установлено: свиньи в количестве 15 голов находятся в закрытом помещении. Все свинопоголовье имеет индивидуальные номера (бирки), в соответствии с действующим законодательством в области ветеринарии поставлено на учет в ТОГБУ «Тамбовская районная станция по борьбе с болезнями животных» (ветеринарный участок в г.Котовске). Поголовье свиней обработано и привито против инфекционных и инвазионных болезней     свиней. Согласно представленной объяснительной владельца ЛПХ ФИО14 коз, указанных в обращении (заявлении) он не имеет и никогда не содержал.

Однако сведения, изложенные в вышеназванном ответе, не соответствуют действительности. Как суд указал выше, и как следует из представленных суду фотоматериалов (сделанных перед принятием судом настоящего решения),навоз на земельном участке не убирается, свиньи не пробиркованы, в хозяйстве имеются козы,животные не содержатся в помещениях большую часть суток, а разгуливают по участку,сток воды с нечистотами с участка никак не организован, территория участка надлежащим образом не огорожена.

Таким образом, суд считает, что ФИО14 полностью игнорируются требования законодательства, а именно: Закона о личном подсобном хозяйстве, Ветеринарных правил содержания свиней, кур, Правил благоустройства г.Котовска и Правил землепользования и застройки городского округа-город Котовск.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавивая право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, определяет, в том числе, что жилые помещения по планировке должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока, при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Данная деятельность, осуществляемая в черте г.Котовска, в границах застройки жилыми домами, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, а также ограничивает права жителей на владение и пользование принадлежащими им земельными участками в условиях благоприятной окружающей среды.

Таким образом, суд считает, что требования истцов являются обоснованными, и подлежащими удовлетворению.

Суд соглашается с мнением представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области о том, что ссылка участников процесса на Санитарные нормы и правила 2.2.1\2.1.1 1200-03 необоснована, поскольку они содержат требования к объектам и производствам агропромышленного комплекса и малого предпринимательства,а не к личным подсобным хозяйствам.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся среди прочих расходы на оплату услуг представителя.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 17.07.2007 г. №382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым-на реализацию требования ч.3 ст.17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Из толкования ст.100 ГПК РФ следует,что разумность пределов, являясь оценочной категорией, является прерогативой суда первой инстанции и определяется судом с учетом особенностей конкретного дела.

Согласно правоприменительной практике Европейского Суда по правам человека заявитель имеет право на компенсацию судебных расходов и издержек,если докажет, что они были понесены в действительности и по необходимости и являются разумными по количеству. Европейский Суд исходит из того, что если дело велось через представителя,то предполагается, что у стороны в связи с этим возникли определенные расходы, и указанные расходы должны компенсироваться за счет проигравшей стороны в разумных пределах.

ДАТА между истцами и <данные изъяты> был заключен договор оказания юридических услуг. Их представителем ФИО18 им была оказана информационно-консультативная услуга, составлено заявление об уточнении требований, представитель принимал участие в судебных заседаниях. Общая стоимость услуг составила 12 тыс. рублей. При взимании с истцов платы за оказанные услуги их представитель руководствовался Решением Совета адвокатской палаты Тамбовской области «О минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь», утвержденным 27.04.2015 г. Советом адвокатской палаты Тамбовской области, длительностью судебных заседаний, принципом разумности.

Участие представителя отражено в протоколах судебных заседаний суда 1 инстанции, составленные документы содержатся в материалах гражданского дела.

Все действия представителя были реально выполнены, мстцами оплачены.

Чрезмерность расходов должна доказывать противная сторона. В Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 г. №454-О указано, что суд не вправе произвольно уменьшать сумму подлежащих взысканию расходов на юридическую помощь,если другая сторона не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

ФИО14 не представил никаких доказательств чрезмерности взыскиваемых с него расходов.

Таким образом,исходя из разумности размера, подлежащих отнесению на ответчика судебных расходов,по мнению суда, требуемая заявителем сумма в счет возмещения судебных расходов по оплате юридической помощи,услуг представителя, соразмерна фактически оказанным услугам, ниже пределов взимаемой гонорарной платы за труд адвоката по г.Тамбову и Тамбовской области,а поэтому заявление истцов подлежит удовлетворению.

Квитанции об оплате каждым из истцов государственной пошлины представлены в материалы дела, эти понесенные истцами расходы также должны быть компенсированы за счет ответчика.

При таких обстоятельствах суд не видит препятствий для удовлетворения иска.

При принятии судом решения о возложении на ответчика обязанности по удалению с земельного участка навоза следует ограничить его определенным сроком, по истечении которого ответчик должен исполнить решение суда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО3, ФИО11, ФИО4, ФИО12, ФИО13 удовлетворить.

Признать действия ФИО14 по разведению свиней противоправными.

Запретить ему содержать свиней и кур на земельном участке, расположенном по адресу: АДРЕС в г.Котовске Тамбовской области.

Обязать ФИО14 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу вывезти навоз с земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС в г.Котовске Тамбовской области.

Взыскать с ФИО14 судебные расходы по оплате услуг ФИО5 в пользу ФИО2-1283,34 рублей; ФИО6-1283,33 рублей; ФИО7-1283,34 рублей; ФИО8-1283,33 рублей; ФИО9-1283,34 рублей; ФИО10-1283,33 рублей; ФИО4-1283,33 рублей; ФИО23-1283,33 рублей; ФИО13-1283,33 рублей; и в пользу ФИО3-450 рублей.

Взыскать с ФИО14 в пользу каждого из истцов судебные расходы по оплате государственной пошлины по 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.В. Янина

21.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2016Передача материалов судье
25.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.09.2016Предварительное судебное заседание
07.09.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.09.2016Предварительное судебное заседание
20.09.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.10.2016Предварительное судебное заседание
05.10.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.10.2016Предварительное судебное заседание
17.10.2016Судебное заседание
22.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2016Дело оформлено
29.11.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее