Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 апреля 2013 года город Пенза
Пензенский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении военного суда в составе:
председательствующего - судьи Козлова Е.В.,
при секретаре судебного заседания - Исаевой Т.П.,
с участием заявителя <*---*> Логинов С. В., его представителя по доверенности ФИО7, представителя жилищной комиссии войсковой части <*---*> <*---*> ФИО8 и представителя командира войсковой части <*---*> <*---*> Боровикова Е.Е.,
рассмотрев заявление военнослужащего войсковой части <*---*>, проходящего военную службу по контракту, <*---*> Логинов С. В. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части <*---*>, утвержденного командиром войсковой части <*---*>, связанного с отказом заявителю и членам его семьи в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
<*---*> ФИО4 проходит военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части <*---*>, дислоцированной в <адрес>.
Решением жилищной комиссии войсковой части <*---*> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), которое утвердил командир войсковой части <*---*>, ФИО4 с составом семьи пять человек было отказано в постановке на жилищный учет и включении в списки очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с непредставлением справки о сдаче жилого помещения и на основании ст. 53 ЖК РФ.
ФИО4, не соглашаясь с решением жилищной комиссии войсковой части <*---*>, которое утвердил командир войсковой части <*---*>, обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части <*---*> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), утвержденное командиром войсковой части <*---*>, в части касающейся отказа ему и членам его семьи в принятии на жилищный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- обязать командира войсковой части <*---*> отменить указанное постановление, а жилищную комиссию вновь рассмотреть вопрос о признании заявителя и членов его семьи составом <*---*> на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, при этом пояснил, что проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <*---*> составом семьи <*---*>. На каждого члена семьи приходиться меньше учетной нормы установленной в <адрес>.
Представитель заявителя ФИО7 поддержала требования её доверителя и просила их удовлетворить. При этом она пояснила, что требования ФИО4 вполне законные в связи с тем, что он проживает с составом семьи <*---*> в квартире общей площадью <*---*> Мать заявителя была вселена в квартиру в качестве члена его семьи в ДД.ММ.ГГГГ. Ни у кого из членов семьи ФИО4 в собственности другого жилья нет.
Представитель командира войсковой части <*---*> ФИО9 требования заявителя не признал и просил суд отказать в их удовлетворении в связи с тем, что мать заявителя произвела отчуждение <*---*> доли в праве квартиры общей площадью <*---*> по адресу: <адрес>.
Представитель жилищной комиссии войсковой части <*---*> ФИО8 требования заявителя не признал и просил суд отказать в их удовлетворении.
Исследовав и проанализировав имеющиеся в деле представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Логинов С. В. составом семьи <*---*> было отказано в постановке на жилищный учет и включении в списки очередности нуждающегося в получении жилых помещений для постоянного проживания составом семьи <*---*> на основании ст. 53 ЖК РФ, так как ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произвела отчуждение <*---*> доли в праве квартиры общей площадью <*---*> по адресу: <адрес>; п.п. 2 п.1 статьи 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) и п.3 ст. 52 ЖК РФ (принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительств.
Из личного дела № от ДД.ММ.ГГГГ и контракта о прохождении военной службы следует, что Логинов С. В. проходит военную службу по контракту во <*---*> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в войсковой части <*---*>.
Из рапорта Логинов С. В. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что состав его семьи <*---*> и место их проживания в настоящее время является: <адрес>.
Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ № серия №, брак между Логинов С. В. и ФИО4 заключен ДД.ММ.ГГГГ.
По свидетельствам о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № серия № и от ДД.ММ.ГГГГ № серия № установлено, что Логинов С. В. является отцом ФИО2 и ФИО3
Из договора найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ордера № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что данная квартира была предоставлена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из <*---*>
Из выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, № установлено, что права Логинов С. В., ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
По справке муниципального предприятия <*---*> № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по данным учета МП <*---*> за Логинов С. В., ФИО3, ФИО3, ФИО2, ФИО1 целого домовладения, либо квартиры не зарегистрировано.
Согласно справке о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу <адрес> зарегистрированы Логинов С. В. (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО2 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ).
Выпиской из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что квартира по адресу: <адрес> не приватизирована.
Согласно карточке лицевого счета за ДД.ММ.ГГГГ, квартиросъемщиком квартиры по адресу <адрес> является Логинов С. В. составом семьи <*---*>. Кроме того, в данной справке указано, что квартира находится в <*---*> и не <*---*>.
По акту проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ Логинов С. В. установлено, что занимаемое им жилое помещение по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности и на данной площади проживают: Логинов С. В., ФИО2, ФИО3, ФИО2, ФИО1
Из письма Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что органы местного самоуправления <адрес> не наделены государственными полномочиями на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.
Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано прекращение прав ФИО1 на <*---*> долей в квартире по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
На основании ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 6), при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 1. ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
В пункте 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ указанно, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из части 2 статьи 54 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в принятии на учёт должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушение, предусмотренные частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса.
Судом установлено, что Логинов С. В. жилищная комиссия войсковой части <*---*> своим решением от ДД.ММ.ГГГГ протокол № отказала в постановке его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса, а именно, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и на основании ст. 53 ЖК РФ, а именно, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии войсковой части <*---*> от ДД.ММ.ГГГГ №, одним из оснований для отказа в принятии на жилищный учет Логинов С. В. с составом семьи <*---*> явилось то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, мать заявителя, произвела отчуждение <*---*> доли в праве квартиры общей площадью <*---*> по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 4 приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Однако суд не соглашается с выводом жилищной комиссии и доводами представителя командира войсковой части ФИО9 о намеренном ухудшении жилищных условий члена семьи военнослужащего в связи с тем, что отчуждение было произведено ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО4 с рапортом о постановке на учет обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть по прошествии более <*---*>, в связи с чем, ссылка жилищной комиссии войсковой части <*---*> на статью 53 ЖК РФ ошибочна.
Также в судебном заседании установлено, что Логинов С. В. с составом семьи <*---*> отказано в принятии на жилищный учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, а именно, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений, при этом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основания и порядок предоставления жилого помещения определён статьями 49 и 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которых указано, что жилое помещение предоставляется гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления определяется органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Как следует из решения Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе <адрес>», учетная норма площади жилого помещения в городе Заречном в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесено изменение в решение Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе <адрес>» и в пункте 1 число 10 заменено числом 12.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 с составом семьи <*---*>, жилищная комиссия войсковой части <*---*> отказала в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, полагая, что заявителем не представлены документы, которые подтверждают право данного военнослужащего состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако, из представленных в суд документов усматривается, что Логинов С. В. с составом семьи <*---*> проживает в жилом помещении, общей площадью <*---*> что является менее учетной нормы на каждого, установленной в городе <адрес>.
В связи с этим, суд считает, что жилищной комиссии войсковой части <*---*> следовало рассмотреть возможность постановки заявителя и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, оценив имеющееся у заявителя в собственности жильё, приняв решение со ссылкой на конкретные нормы ЖК РФ.
На основании изложенного, суд считает необходимым обязать жилищную комиссию отменить указанное решение в части отказа заявителю и членам его семьи в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и вновь рассмотреть вопрос о нуждаемости Логинов С. В. и членов его семьи в постановке на такой учёт в соответствии с учётом обстоятельств, установленных судом.
При таких обстоятельствах, суд признает решение жилищной комиссии войсковой части <*---*> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), утвержденное командиром этой же воинской части, в части отказа Логинов С. В. и членам его семьи в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным и подлежащем отмене и считает, что жилищной комиссии необходимо вновь рассмотреть вопрос о принятии на учёт заявителя и членов его семьи.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <*---*> ░░ ░░.░░.░░░░ (░░░░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <*---*>, ░ ░░░░░ ░░░░░░ <*---*> ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <*---*> ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <*---*> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <*---*> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░