дело № 2-76/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2013 года п.Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Моор Ю.Э.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования ФИО2 края к администрации <адрес> сельского совета <адрес> ФИО2 края о понуждении разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории администрации <адрес> сельского совета, создании на территории администрации <адрес> сельского совета административную комиссию, определить персональный состав комиссии, решение о создании комиссии опубликовать в СМИ в двух месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что в силу действующего законодательства ответчиком не разработан порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории администрации <адрес> сельского совета, не создана на территории администрации Кулаковского сельского совета административная комиссия с определением персонального ее состава.
Требования мотивирует тем, что согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).
Конституционное положение определяет взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в числе принципов, на которых должна осуществляться деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года. №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Абзац 2 части 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относит организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что:
территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, статья 4.3 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» - нарушение установленного органами местного самоуправления на территории муниципального образования порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно части 1 статьи 14.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» к органам, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении относятся административные комиссии.
Органы местного самоуправления городских округов, в том числе поселения края наделены государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий в соответствии с Законом края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 -ФЗ к поселениям относятся городские и сельские поселения.
В соответствии с пунктами 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 15 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения
муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Полномочиями, позволяющими принимать меры к устранению нарушений по сбору, вывозу, утилизации отходов, а также привлечению виновных лиц к административной ответственности, наделены органы местного самоуправления.
Отсутствие указанного порядка свидетельствует о бездействии должностных лиц администрации муниципального образования.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.
В соответствии со статьёй 6 названного закона осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судьи рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов возникающих из экологических правоотношений с участием органов государственной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Законом Красноярского края от 18.06.2009 № 8-3427 установлено, что к
полномочиям уполномоченных органов исполнительной власти края в
области лесных отношений относится, осуществление государственного
надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной
деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору
На основании части 1, пунктов «а», «г», «з» части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых Правительством края.
Пунктом 2.10.2 структуры органов исполнительной власти Красноярского края, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 10.07.2008 № 116-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», предусмотрено создание такого органа исполнительной власти Красноярского края как служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края.Постановление Правительства края от 01.08.2008 № 19-п образована служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края, действующая на основании Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
В силу пункта 3.6 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утверждённого Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, на Службу возложено осуществление регионального государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
В соответствии со статьёй 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется по месту нахождения организации.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.
В соответствии со статьёй 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика в зал суда не явился, надлежащим образом был уведомлен о рассмотрении дела.
Суд, считает возможным в связи с неявкой представителя ответчика, рассмотреть дело в заочном порядке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в числе принципов, на которых должна осуществляться деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года. №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Абзац 2 части 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относит организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что:
территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, статья 4.3 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» - нарушение установленного органами местного самоуправления на территории муниципального образования порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно части 1 статьи 14.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» к органам, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении относятся административные комиссии.
Органы местного самоуправления городских округов, в том числе поселения края наделены государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий в соответствии с Законом края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 -ФЗ к поселениям относятся городские и сельские поселения.
В соответствии с пунктами 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 15 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения
муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Полномочиями, позволяющими принимать меры к устранению нарушений по сбору, вывозу, утилизации отходов, а также привлечению виновных лиц к административной ответственности, наделены органы местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе судебного заседания установлено, что у ответчика отсутствует положение о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории администрации <адрес> сельского совета, не создана на территории администрации <адрес> сельского совета административная комиссия с определением персонального ее состава.
Отсутствие указанного порядка свидетельствует о бездействии должностных лиц администрации муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования ФИО2 края - удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> сельского совета <адрес> ФИО2 края разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории администрации <адрес> сельского совета в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию <адрес> сельского совета создать административную комиссию, определить персональный состав комиссии, решение о создании комиссии опубликовать в СМИ в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в Мотыгинский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии данного заочного решения.
Также решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский Краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, а ответчиком в тот же срок со дня истечения срока для подачи заявления об отмене заочного решения.
Председательствующий