Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1818/2018 ~ М-1306/2018 от 11.04.2018

<данные изъяты>

Дело №2а-1818/18

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2018 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Домаревой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колесникова Сергея Викторовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области:

- о признании незаконным решения, изложенного в письменном сообщении от 17.01.2018 г. № 05-02/00841, об отказе в списании недоимки по налогу при применении упрощенной системы налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов за 2012 и 2013 г., НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности за 2012 и 2014 г., НДС за 4 квартал 2013 г., 1 и 4 кварталы 2014 г., земельному налогу за 2012-2014 г., а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, задолженности по штрафам,

У с т а н о в и л :

Административный истец Колесников С.В. обратился в суд с административными исковыми требованиями о признании незаконным решения МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, изложенного в письменном сообщении от 17.01.2018 г. № 05-02/00841, об отказе в списании недоимки по налогу при применении упрощенной системы налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов за 2012 и 2013 г., НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности за 2012 и 2014 г., НДС за 4 квартал 2013 г., 1 и 4 кварталы 2014 г., земельному налогу за 2012-2014 г., а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, задолженности по штрафам.

В обоснование заявленных требований Колесников С.В. ссылается на то, что сотрудника МИ ФНС России № 1 по Воронежской области в отношении него была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г.

По результатам выездной налоговой проверки должностными лицами МИ ФНС России № 1 по Воронежской области составлен акт и принято решение № 12-15/70 от 04.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ (НК РФ), в виде штрафа в размере 2 766 070 рублей. Кроме того, данным решением предложено уплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 8 043 360 руб., налог на добавленную стоимость (НДС) в сумме 91 800 руб., налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения (УСН), в сумме 5 464 970 руб., земельный налог в сумме 337 846 руб., всего: 13 937 976 руб. и начислены пени в сумме 3 740 110 руб.

Решением УФНС России по Воронежской области № 15-1-18/00742@ от 13.01.2017 г. апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение от 04.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.

10.01.2018 г. Колесников С.В. обратился в МИ ФНС России № 1 по Воронежской области. Ссылаясь на ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», просил принять решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, образовавшейся в связи с неполной уплатой сумм налога, пени и штрафа.

По результатам рассмотрения заявления Колесникова С.В. налоговым органом в адрес заявителя был направлен ответ № 05-02/00841 от 17.01.2018, согласно которому требования о списании задолженности удовлетворены быть не могут, так как спорная недоимка, а также пени и штраф образовались после 01.01.2015 г., что противоречит ст. 12 Федерального закона № 436-Ф3 от 28.12.2017 года.

Колесникова С.В., не согласившись с законностью и обоснованностью отказа в удовлетворении требования о списании задолженности, обратился к вышестоящему должностному лицу с жалобой на действия МИ ФНС России № 1 по Воронежской области.

Решением руководителя Управления ФНС России по Воронежской области ФИО1 жалоба Колесникова С.В. на действия МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, выразившиеся в отказе списать недоимку по налогам и задолженность по пеням и штрафам, оставлена без удовлетворения.

Утверждая, что спорная сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам образовалась до 01.01.2015, в связи с чем, является безнадежной к взысканию и подлежит списанию, административный истец ссылается на незаконность принятого решения об отказе.

Считая действия инспекции, выразившиеся в отказе списать недоимку по налогам и задолженность по пеням и штрафам не обоснованными и нарушающими его права, Колесников С.В. обратился в суд с настоящими административными исковыми требованиями.

В судебное заседание Колесников С.В. не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен. Суду предоставлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного истца (л.д. 67).

Представитель административного истца Колесникова С.В., действующая на основании доверенности, Строкова Н.Б. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Суду предоставлены письменные объяснения (л.д. 71-72).

Представитель административного ответчика МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, действующая на основании доверенности, Дидикина И.В. заявленные требования полагала необоснованными, просила отказать в их удовлетворении.

Административный ответчик УФНС России по Воронежской области, в лице представителя, действующего на основании доверенности, Елфимов И.С. полагает оспариваемое решение законным и не нарушающим права Колесникова С.В.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконным решения необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, соблюдение срока обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам – на МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, принявшую оспариваемое постановление.

Судом установлено, что по результатам выездной налоговой проверки должностными лицами МИ ФНС России № 1 по Воронежской области составлен акт и принято решение № 12-15/70 от 04.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ (НК РФ), в виде штрафа в размере 2 766 070 рублей. Кроме того, данным решением предложено уплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 8 043 360 руб., налог на добавленную стоимость (НДС) в сумме 91 800 руб., налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) в сумме 5 464 970 руб., земельный налог в сумме 337 846 руб., всего: 13 937 976 руб., и начислены пени в сумме 3 740 110 руб.

Решением УФНС России по Воронежской области № 15-1-18/00742@ от 13.01.2017 г. (л.д. 74-76) апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение от 04.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.

Не согласившись с решением о привлечении к налоговой ответственности, Колесников С.В. обратился в суд с административными исковыми требованиями к МИ ФНС России № 1 по Воронежской области о признании незаконным решения № 12-15/70 в части.

Решением Центрального районного суда города Воронежа от 11.07.2017 г. (л.д. 38-49) административное исковое заявление Колесникова С.В. к МИ ФНС России № 1 по Воронежской области о признании незаконным и отмене решения № 12-15/70 в части уплаты недоимки по налогу при применении упрощенной системы налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, за 2013 год в сумме 3 591 350 рублей; уплаты недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2013 - 2014 годы в общей сумме 8 043 360 рублей; уплаты недоимки по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2013 года, 1-й и 4-й кварталы 2014 года в общей сумме 91 800 рублей; уплаты недоимки по земельному налогу за 2012-2014 годы в размере 337 846 рублей; начисления и уплаты пени за просрочку выплаты налога при применении упрощенной системы налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в сумме 170 116 рублей; начисления и уплаты пени за просрочку выплаты налога на доходы физических лиц в сумме 1 980 800 рублей; начисления и уплаты пени за просрочку выплаты налога на добавленную стоимость в сумме 25 375 рублей; начисление и уплаты пени за просрочку выплаты земельного налога в сумме 89 762 рублей; привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 от. 122 НК РФ: в виде неполной уплаты сумм налога при применении упрощенной системы налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, с назначением наказания в виде штрафа в размере 694 714 рублей; в виде неполной уплаты сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемых с доходов от предпринимательской деятельности в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 608 672 руб.; в виде неполной уплаты сумм налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога с назначением наказания в виде штрафа в размере 18 360 руб.; в виде неполной уплаты сумм земельного налога с назначением наказания в виде штрафа в размере 46 044 руб., оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 06.02.2018 г. (л.д. 50-60) решением Центрального районного суда города Воронежа от 11.07.2017 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Колесникова С.В. – без удовлетворения.

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ начисления по решению налогового органа по результатам выездной налоговой проверки от 04.10.2016 г. № 12-15/70 отражены в карточках расчетов с бюджетом 17.01.2017 г.,после вступления решения в законную силу 13.01.2017 г. (дата принятия решения должностного лица УФНС России по Воронежской области № 15-1-18/00742@ от 13.01.2017 г.)

Требование № 432 об уплате налога, сбора, пени, штрафов по состоянию на 23.01.2017 г. (л.д. 95) направлено в адрес Колесникова С.В.

Как следует из указанного требования, по состоянию на 23.01.2017 г. за Колесниковым С.В. числится общая задолженности в сумме 20 463 964,48 руб., в том числе по налогам (сборам) 13 937 976,00 руб.

Основанием для взыскания налогов является решение от 04.10.2016 г. № 12-15/70, вынесенное по акту проверки № 12-15/38 от 11.08.2016 г.

Колесникову С.В. предложено указанную задолженность погасить в срок до 10.02.2017 г., а также разъяснено, что в случае, если требование будет оставлено без исполнения в срок до 10.02.2017 г., налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры по взысканию образовавшейся задолженности в судебном порядке.

Постановлением следователя по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Воронежской области от 22.05.2017 г. (л.д. 105-106) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 198 УК РФ, в отношении Колесникова С.В.

Постановлением следователя от 22.02.2018 г. (л.д. 109-122) уголовное дело и уголовное преследование по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 198 УК РФ, в отношении Колесникова С.В. прекращено по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ и ч. 1 ст. 76.1 УК РФ, в связи с возмещением в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате преступления.

10.01.2018 Колесников С.В. обратился в МИ ФНС России № 1 по Воронежской области с заявлением (л.д. 7) о списании недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 20 444 156 руб., начисленным заявителю по результатам выездной налоговой проверки, проведенной за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2012 по 31.12.2014 годы.

По результатам рассмотрения заявления Колесникова С.В. налоговым органом в адрес заявителя был направлен ответ № 05-02/00841 от 17.01.2018 г. (л.д. 8), согласно которому требования о списании задолженности удовлетворены быть не могут, так как спорная недоимка, а также пени и штраф образовались после 01.01.2015, что противоречит ст. 12 Федерального закона № 436-Ф3 от 28.12.2017 года.

Колесникова С.В., не согласившись с законностью и обоснованностью отказа в удовлетворении требования о списании задолженности, обратился к вышестоящему должностному лицу с жалобой на действия МИ ФНС России № 1 по Воронежской области.

Решением руководителя Управления ФНС России по Воронежской области ФИО1 от 23.03.2018 г. № 15-1-18/08925@ (л.д. 10-12) жалоба Колесникова С.В. на действия МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, выразившиеся в отказе списать недоимку по налогам и задолженность по пеням и штрафам, оставлена без удовлетворения.

Как следует из оспариваемого решения, при принятии решения, налоговый орган исходил из того, что по состоянию на 01.01.2015 г. у Колесникова С.В. отсутствует задолженность, безнадежная к взысканию и подлежащая списанию на основании ст. 12 ФЗ от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ.

Недоимка по налогам в общей сумме 13 937 976 руб., задолженность по пени 3 740 110 руб., образовались по состоянию на 04.10.2016 г. в связи с вынесением решения № 12-15/70 от 04.10.2016 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении задолженности, образовавшейся 04.10.2016 г. по результатам выездной налоговой проверки Колесникова С.В. по соблюдению налогового законодательства за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г., не могут быть применены положения ст. 12 ФЗ от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ.

В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

Принимая во внимание, что Колесников С.В., зарегистрированный по адресу: <адрес>, состоит на налоговом учёте как физическое лицо в МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято МИ ФНС России № 1 по Воронежской области в рамках предоставленных законом полномочий.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).

Порядок рассмотрения и разрешения заявления Колесникова С.В. не нарушен.

При оценке соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих наличие оснований для принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд исходит из следующих положений законодательства:

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 года установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Следовательно, списанию на основании п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-Ф3 подлежит недоимка и задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся до 01.01.2015 года.

Как установлено в ходе судебного заседания задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у Колесникова С.В. по состоянию на 01.01.2015 г. отсутствовала.

Недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам в общей сумме 20 444 156 руб., начисленные Колесникову С.В. по результатам выездной налоговой проверки, проведенной за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2012 по 31.12.2014 годы образовалась на основании решения Инспекции № 12-15/70 от 04.10.2016, то есть, после 01.01.2015 года.

Решение Инспекции № 12-15/70 от 04.10.2016 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое по результатам выездной налоговой проверки Колесникова С.В. за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, вступило в законную силу 16.01.2017 года.

Данные обстоятельства установлены налоговым органом, и по указанным основаниям налоговым органом принято решение об отказе Колесникову С.В. в списании недоимки в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ.

Доводы представителя административного истца о том, что задолженность, выявленная по периодам налогового контроля за 2012-2014 г., является недоимкой за периоды, предусмотренные ч. 2 ст. 12 Закона о налоговой амнистии, а следовательно, все требования для списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам соблюдены, основаны на неверном толковании применяемой нормы права.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем, отсутствуют основания, установленные ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Предоставленные суду сообщение (л.д. 80), платежные поручения (л.д. 81-94), постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования свидетельствуют об уплате Колесниковым С.В. задолженности по налогам, пени и штрафам, прекращении в отношении Колесникова С.В. уголовного преследования, и, в том числе, указывают, что оспариваемым решением от 17.01.2018 г. права Колесникова С.В. не нарушены.

Вышеизложенное позволяет суду прийти к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Колесникова Сергея Викторовича о признании незаконным решения МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, содержащегося в письме от 17.01.2018 г. № 05-02/000841, об отказе в списании недоимки по налогу при применении упрощенной системы налогообложения в виде доводов, уменьшенных на величину расходов за 2012, 2013, НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности за 2013, 2014 года, НДС за 4 квартал 2013 года, 1 и 4 кварталы 2014 года, земельному налогу за 2012-2014 годы, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку и задолженности по штрафам оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 10.05.2018 года.

Судья:                      /подпись/                                   Е.С. Шумейко

<данные изъяты>

Дело №2а-1818/18

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2018 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Домаревой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колесникова Сергея Викторовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области:

- о признании незаконным решения, изложенного в письменном сообщении от 17.01.2018 г. № 05-02/00841, об отказе в списании недоимки по налогу при применении упрощенной системы налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов за 2012 и 2013 г., НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности за 2012 и 2014 г., НДС за 4 квартал 2013 г., 1 и 4 кварталы 2014 г., земельному налогу за 2012-2014 г., а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, задолженности по штрафам,

У с т а н о в и л :

Административный истец Колесников С.В. обратился в суд с административными исковыми требованиями о признании незаконным решения МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, изложенного в письменном сообщении от 17.01.2018 г. № 05-02/00841, об отказе в списании недоимки по налогу при применении упрощенной системы налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов за 2012 и 2013 г., НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности за 2012 и 2014 г., НДС за 4 квартал 2013 г., 1 и 4 кварталы 2014 г., земельному налогу за 2012-2014 г., а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, задолженности по штрафам.

В обоснование заявленных требований Колесников С.В. ссылается на то, что сотрудника МИ ФНС России № 1 по Воронежской области в отношении него была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г.

По результатам выездной налоговой проверки должностными лицами МИ ФНС России № 1 по Воронежской области составлен акт и принято решение № 12-15/70 от 04.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ (НК РФ), в виде штрафа в размере 2 766 070 рублей. Кроме того, данным решением предложено уплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 8 043 360 руб., налог на добавленную стоимость (НДС) в сумме 91 800 руб., налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения (УСН), в сумме 5 464 970 руб., земельный налог в сумме 337 846 руб., всего: 13 937 976 руб. и начислены пени в сумме 3 740 110 руб.

Решением УФНС России по Воронежской области № 15-1-18/00742@ от 13.01.2017 г. апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение от 04.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.

10.01.2018 г. Колесников С.В. обратился в МИ ФНС России № 1 по Воронежской области. Ссылаясь на ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», просил принять решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, образовавшейся в связи с неполной уплатой сумм налога, пени и штрафа.

По результатам рассмотрения заявления Колесникова С.В. налоговым органом в адрес заявителя был направлен ответ № 05-02/00841 от 17.01.2018, согласно которому требования о списании задолженности удовлетворены быть не могут, так как спорная недоимка, а также пени и штраф образовались после 01.01.2015 г., что противоречит ст. 12 Федерального закона № 436-Ф3 от 28.12.2017 года.

Колесникова С.В., не согласившись с законностью и обоснованностью отказа в удовлетворении требования о списании задолженности, обратился к вышестоящему должностному лицу с жалобой на действия МИ ФНС России № 1 по Воронежской области.

Решением руководителя Управления ФНС России по Воронежской области ФИО1 жалоба Колесникова С.В. на действия МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, выразившиеся в отказе списать недоимку по налогам и задолженность по пеням и штрафам, оставлена без удовлетворения.

Утверждая, что спорная сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам образовалась до 01.01.2015, в связи с чем, является безнадежной к взысканию и подлежит списанию, административный истец ссылается на незаконность принятого решения об отказе.

Считая действия инспекции, выразившиеся в отказе списать недоимку по налогам и задолженность по пеням и штрафам не обоснованными и нарушающими его права, Колесников С.В. обратился в суд с настоящими административными исковыми требованиями.

В судебное заседание Колесников С.В. не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен. Суду предоставлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного истца (л.д. 67).

Представитель административного истца Колесникова С.В., действующая на основании доверенности, Строкова Н.Б. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Суду предоставлены письменные объяснения (л.д. 71-72).

Представитель административного ответчика МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, действующая на основании доверенности, Дидикина И.В. заявленные требования полагала необоснованными, просила отказать в их удовлетворении.

Административный ответчик УФНС России по Воронежской области, в лице представителя, действующего на основании доверенности, Елфимов И.С. полагает оспариваемое решение законным и не нарушающим права Колесникова С.В.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконным решения необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, соблюдение срока обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам – на МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, принявшую оспариваемое постановление.

Судом установлено, что по результатам выездной налоговой проверки должностными лицами МИ ФНС России № 1 по Воронежской области составлен акт и принято решение № 12-15/70 от 04.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ (НК РФ), в виде штрафа в размере 2 766 070 рублей. Кроме того, данным решением предложено уплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 8 043 360 руб., налог на добавленную стоимость (НДС) в сумме 91 800 руб., налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) в сумме 5 464 970 руб., земельный налог в сумме 337 846 руб., всего: 13 937 976 руб., и начислены пени в сумме 3 740 110 руб.

Решением УФНС России по Воронежской области № 15-1-18/00742@ от 13.01.2017 г. (л.д. 74-76) апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение от 04.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.

Не согласившись с решением о привлечении к налоговой ответственности, Колесников С.В. обратился в суд с административными исковыми требованиями к МИ ФНС России № 1 по Воронежской области о признании незаконным решения № 12-15/70 в части.

Решением Центрального районного суда города Воронежа от 11.07.2017 г. (л.д. 38-49) административное исковое заявление Колесникова С.В. к МИ ФНС России № 1 по Воронежской области о признании незаконным и отмене решения № 12-15/70 в части уплаты недоимки по налогу при применении упрощенной системы налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, за 2013 год в сумме 3 591 350 рублей; уплаты недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2013 - 2014 годы в общей сумме 8 043 360 рублей; уплаты недоимки по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2013 года, 1-й и 4-й кварталы 2014 года в общей сумме 91 800 рублей; уплаты недоимки по земельному налогу за 2012-2014 годы в размере 337 846 рублей; начисления и уплаты пени за просрочку выплаты налога при применении упрощенной системы налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в сумме 170 116 рублей; начисления и уплаты пени за просрочку выплаты налога на доходы физических лиц в сумме 1 980 800 рублей; начисления и уплаты пени за просрочку выплаты налога на добавленную стоимость в сумме 25 375 рублей; начисление и уплаты пени за просрочку выплаты земельного налога в сумме 89 762 рублей; привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 от. 122 НК РФ: в виде неполной уплаты сумм налога при применении упрощенной системы налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, с назначением наказания в виде штрафа в размере 694 714 рублей; в виде неполной уплаты сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемых с доходов от предпринимательской деятельности в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 608 672 руб.; в виде неполной уплаты сумм налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога с назначением наказания в виде штрафа в размере 18 360 руб.; в виде неполной уплаты сумм земельного налога с назначением наказания в виде штрафа в размере 46 044 руб., оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 06.02.2018 г. (л.д. 50-60) решением Центрального районного суда города Воронежа от 11.07.2017 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Колесникова С.В. – без удовлетворения.

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ начисления по решению налогового органа по результатам выездной налоговой проверки от 04.10.2016 г. № 12-15/70 отражены в карточках расчетов с бюджетом 17.01.2017 г.,после вступления решения в законную силу 13.01.2017 г. (дата принятия решения должностного лица УФНС России по Воронежской области № 15-1-18/00742@ от 13.01.2017 г.)

Требование № 432 об уплате налога, сбора, пени, штрафов по состоянию на 23.01.2017 г. (л.д. 95) направлено в адрес Колесникова С.В.

Как следует из указанного требования, по состоянию на 23.01.2017 г. за Колесниковым С.В. числится общая задолженности в сумме 20 463 964,48 руб., в том числе по налогам (сборам) 13 937 976,00 руб.

Основанием для взыскания налогов является решение от 04.10.2016 г. № 12-15/70, вынесенное по акту проверки № 12-15/38 от 11.08.2016 г.

Колесникову С.В. предложено указанную задолженность погасить в срок до 10.02.2017 г., а также разъяснено, что в случае, если требование будет оставлено без исполнения в срок до 10.02.2017 г., налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры по взысканию образовавшейся задолженности в судебном порядке.

Постановлением следователя по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Воронежской области от 22.05.2017 г. (л.д. 105-106) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 198 УК РФ, в отношении Колесникова С.В.

Постановлением следователя от 22.02.2018 г. (л.д. 109-122) уголовное дело и уголовное преследование по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 198 УК РФ, в отношении Колесникова С.В. прекращено по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ и ч. 1 ст. 76.1 УК РФ, в связи с возмещением в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате преступления.

10.01.2018 Колесников С.В. обратился в МИ ФНС России № 1 по Воронежской области с заявлением (л.д. 7) о списании недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 20 444 156 руб., начисленным заявителю по результатам выездной налоговой проверки, проведенной за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2012 по 31.12.2014 годы.

По результатам рассмотрения заявления Колесникова С.В. налоговым органом в адрес заявителя был направлен ответ № 05-02/00841 от 17.01.2018 г. (л.д. 8), согласно которому требования о списании задолженности удовлетворены быть не могут, так как спорная недоимка, а также пени и штраф образовались после 01.01.2015, что противоречит ст. 12 Федерального закона № 436-Ф3 от 28.12.2017 года.

Колесникова С.В., не согласившись с законностью и обоснованностью отказа в удовлетворении требования о списании задолженности, обратился к вышестоящему должностному лицу с жалобой на действия МИ ФНС России № 1 по Воронежской области.

Решением руководителя Управления ФНС России по Воронежской области ФИО1 от 23.03.2018 г. № 15-1-18/08925@ (л.д. 10-12) жалоба Колесникова С.В. на действия МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, выразившиеся в отказе списать недоимку по налогам и задолженность по пеням и штрафам, оставлена без удовлетворения.

Как следует из оспариваемого решения, при принятии решения, налоговый орган исходил из того, что по состоянию на 01.01.2015 г. у Колесникова С.В. отсутствует задолженность, безнадежная к взысканию и подлежащая списанию на основании ст. 12 ФЗ от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ.

Недоимка по налогам в общей сумме 13 937 976 руб., задолженность по пени 3 740 110 руб., образовались по состоянию на 04.10.2016 г. в связи с вынесением решения № 12-15/70 от 04.10.2016 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении задолженности, образовавшейся 04.10.2016 г. по результатам выездной налоговой проверки Колесникова С.В. по соблюдению налогового законодательства за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г., не могут быть применены положения ст. 12 ФЗ от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ.

В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

Принимая во внимание, что Колесников С.В., зарегистрированный по адресу: <адрес>, состоит на налоговом учёте как физическое лицо в МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято МИ ФНС России № 1 по Воронежской области в рамках предоставленных законом полномочий.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).

Порядок рассмотрения и разрешения заявления Колесникова С.В. не нарушен.

При оценке соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих наличие оснований для принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд исходит из следующих положений законодательства:

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 года установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Следовательно, списанию на основании п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-Ф3 подлежит недоимка и задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся до 01.01.2015 года.

Как установлено в ходе судебного заседания задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у Колесникова С.В. по состоянию на 01.01.2015 г. отсутствовала.

Недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам в общей сумме 20 444 156 руб., начисленные Колесникову С.В. по результатам выездной налоговой проверки, проведенной за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2012 по 31.12.2014 годы образовалась на основании решения Инспекции № 12-15/70 от 04.10.2016, то есть, после 01.01.2015 года.

Решение Инспекции № 12-15/70 от 04.10.2016 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое по результатам выездной налоговой проверки Колесникова С.В. за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, вступило в законную силу 16.01.2017 года.

Данные обстоятельства установлены налоговым органом, и по указанным основаниям налоговым органом принято решение об отказе Колесникову С.В. в списании недоимки в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ.

Доводы представителя административного истца о том, что задолженность, выявленная по периодам налогового контроля за 2012-2014 г., является недоимкой за периоды, предусмотренные ч. 2 ст. 12 Закона о налоговой амнистии, а следовательно, все требования для списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам соблюдены, основаны на неверном толковании применяемой нормы права.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем, отсутствуют основания, установленные ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Предоставленные суду сообщение (л.д. 80), платежные поручения (л.д. 81-94), постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования свидетельствуют об уплате Колесниковым С.В. задолженности по налогам, пени и штрафам, прекращении в отношении Колесникова С.В. уголовного преследования, и, в том числе, указывают, что оспариваемым решением от 17.01.2018 г. права Колесникова С.В. не нарушены.

Вышеизложенное позволяет суду прийти к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Колесникова Сергея Викторовича о признании незаконным решения МИ ФНС России № 1 по Воронежской области, содержащегося в письме от 17.01.2018 г. № 05-02/000841, об отказе в списании недоимки по налогу при применении упрощенной системы налогообложения в виде доводов, уменьшенных на величину расходов за 2012, 2013, НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности за 2013, 2014 года, НДС за 4 квартал 2013 года, 1 и 4 кварталы 2014 года, земельному налогу за 2012-2014 годы, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку и задолженности по штрафам оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 10.05.2018 года.

Судья:                      /подпись/                                   Е.С. Шумейко

1версия для печати

2а-1818/2018 ~ М-1306/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Колесников Сергей Викторович
Ответчики
УФНС России поВоронежской области
МИФНС № 1 по Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
11.04.2018Регистрация административного искового заявления
11.04.2018Передача материалов судье
13.04.2018Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2018Судебное заседание
07.05.2018Судебное заседание
10.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2018Дело оформлено
14.08.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее