Дело №2-1033/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Зубово-Поляна 16 июля 2015 года
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Пивкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Андреевой Л.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Кучмы А.П.,
представителя ответчика ООО «ЖКХ Явас» Филиной Л.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зубово-Полянского района к ООО «ЖКХ Явас» об обязании привести полигон твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства,
установил:
прокурор Зубово-Полянского района РМ обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к ООО «ЖКХ Явас» с вышеуказанным заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ответчиком требований природоохранного законодательства. Установлено, что Общество, в соответствии с Уставом оказывает жилищно-коммунальные услуги населению, занимается удалением и обработкой твердых бытовых отходов. Земельный участок, общей площадью 44 015 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п. Явас, восточная часть кадастрового квартала 13:08:0406001 ответчиком принят по договору аренды №488 от 28.07.2011 года, заключенному с Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и используется обществом в качестве полигона твердых бытовых отходов в соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору и размещению (захоронению) отходов IV класса опасности от 27.03.2013 года, а также санитарно-эпидемиологическим заключением от 17.01.2012 года. В нарушение требований действующего законодательства на полигоне ТБО не ведется круглосуточный учет поступающих отходов; не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; установлено лишь частичное ограждение, что способствует разносу мусора и распространению огня в случае пожара; ежесуточная промежуточная или окончательная изоляция уплотнения слоя твердых бытовых отходов не осуществляется. С учетом изложенного просит обязать ответчика на полигоне ТБО, обозначенном в исковом заявлении, производить круглосуточный учет поступающих отходов; осуществлять технологический цикл по изоляции отходов; установить ограждение по периметру полигона ТБО; производить изоляцию уплотнения слоя твердых бытовых отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Кучма А.П. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года (ред. от 29.06.2015) «Об отходах производства и потребления» предусмотрены следующие требования к объектам размещения отходов: определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 3.2. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года № 4690-88) твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года №16 утверждены санитарные правила «СП 2.1.7.1038-01. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», установлено, что требования данных правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
Вышеуказанными правилами определено, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (пункт 2.1). Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (пункт 2.2). Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов (пункт 2.3). По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания (пункт 4.4.). Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО (пункт 5.1).
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ответчиком требований природоохранного законодательства. Установлено, что Общество, в соответствии с Уставом оказывает жилищно-коммунальные услуги населению, занимается удалением и обработкой твердых бытовых отходов. Земельный участок, общей площадью 44 015 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п. Явас, восточная часть кадастрового квартала 13:08:0406001 ответчиком принят по договору аренды №488 от 28.07.2011 года, заключенному с Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и используется обществом в качестве полигона твердых бытовых отходов в соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору и размещению (захоронению) отходов IV класса опасности от 27.03.2013 года, а также санитарно-эпидемиологическим заключением от 17.01.2012 года. В нарушение требований действующего законодательства на полигоне ТБО не ведется круглосуточный учет поступающих отходов; не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; установлено лишь частичное ограждение, что способствует разносу мусора и распространению огня в случае пожара; ежесуточная промежуточная или окончательная изоляция уплотнения слоя твердых бытовых отходов не осуществляется.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися письменными доказательствами и сторонами не спариваются.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности по установке ограждения по периметру полигона ТБО подлежат удовлетворению, поскольку ООО «ЖКХ Явас» не принимаются достаточные меры по исполнению требований федерального природоохранного законодательства, направленные на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что, в свою очередь, нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
При этом, суд полагает, что требования истца в части обязания ответчика производить круглосуточный учет поступающих отходов; осуществлять технологический цикл по изоляции отходов и производить изоляцию уплотнения слоя твердых бытовых отходов не подлежат удовлетворения, исходя из следующего.
В силу п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Иными словами, судебное решение должно быть исполнимо.
В случае удовлетворения требований прокурора в обозначенной части, судебное решение не сможет отвечать указанным выше требованиям, поскольку из содержания заявленных требований не понятно, какие конкретно действия должен произвести ответчик и в течение какого периода.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ, п.9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, статей 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса РФ с ответчика в доход бюджета Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта первого статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации - удовлетворить частично.
Обязать ООО «ЖКХ Явас» установить по периметру полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п. Явас, восточная часть кадастрового квартала 13:08:0406001 ограждение в соответствии с требованиями пункта 4.4. Санитарных правил «СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию твердых бытовых отходов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №16 от 30.05.2001 года.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований - отказать.
Взыскать с ООО «ЖКХ Явас» государственную пошлину в доход бюджета Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий