Дело № 2-378/2020
УИД: 24RS0059-01-2020-000263-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2020 года п. Шушенское
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кононова С.С.
при секретаре Рощупкиной А.А.,
с участием истца Приходько В.В., его представителя Приходько М.А.
представителя ответчика Басенко Г.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приходько Вячеслава Владимировича к КГБУЗ «Шушенская районная больница» об изменении условий трудового договора,
УСТАНОВИЛ:
Приходько В.В. обратился в суд с иском к КГБУЗ «Шушенская районная больница», обосновывая свои требования тем, что он работает врачом стоматологом-ортопедом в КГБУЗ «Шушенская РБ» более 26 лет, имеет сертификат специалиста и высшую квалификационную категорию по ортопедической специальности. Основной вид его работы – это бесплатное (льготное) зубопротезирование ветеранам труда и реабилитированным лицам, оплата за которое осуществляется из бюджета края, и незначительную часть его работы составляет платное зубопротезирование. В его трудовой договор не внесены дополнения, регулирующие осуществление бесплатного зубопротезирования и оплаты за него. Ему, единственному врача из всей районной больницы не производят доплату за квалификационную категорию и стимулирующую выплату за опыт работы, которые включают в себя медицинский стаж и выплату за регулярное прохождение повышения квалификации. На его обращения к руководству больницы ему сообщили, что доплаты за квалификационную категорию и опыт работы ему не положены, поскольку он находится на сдельной оплате труда. Приложение №9 к Коллективному договору, содержащее сдельные расценки с калькуляцией зарплаты работников, оказывающих услуги по бесплатному зубопротезированию и приказ №1 –орг от 09.01.2019 приняты в нарушение ст.ст.8,129,144 ТК РФ, ухудшают его положение, т.к., не разделяют оплату для врача с высшей категорией и без категории. С данными локальными нормативными актами организации его не знакомили, выставив так, что он отказался от ознакомления, с составлением соответствующего акта. С 1 октября 2016 года ему не производили индексацию заработной платы.
Приходько В.В. с учетом уточнений просил суд обязать КГБУЗ «Шушенская РБ» устранить нарушения трудового законодательства РФ, включить в его трудовой договор условия оплаты труда по бесплатному (льготному) зубопротезированию в соответствии со ст.ст. 8,9,57 ТК РФ, соблюдая при этом, ст.ст. 129, 132, 135, 144 ТК РФ, а именно производить начисление и выплату положенных доплат к заработной плате за квалификационную категорию и опыт работы, то есть издать дополнительное соглашение к его трудовому договору, которым внести пункт об оплате за льготное зубопротезирование за фактически выполненный объем работы согласно отчету, а также начислять и выплачивать надбавки и другие ежемесячные выплаты: за квалификационную категорию - 52%, за опыт работы, включающий в себя: непрерывный стаж в сфер здравоохранения – 25%, своевременное прохождение повышения квалификации – 5%. Обязать работодателя сделать расчет и выплатить ему непроведенную индексацию заработной платы на 7% с 1 октября 2016 года по сегодняшний день в размере 73 740,82 руб., и начислять и выплачивать её далее ежемесячно.
Определением Шушенского районного суда от 09 июля 2020 года производство по гражданскому делу в части исковых требований Приходько В.В. об индексации заработной платы было прекращено ввиду частичного отказа истца от заявленных требований.
Истец Приходько В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в части изменения условий оплаты за льготное зубопротезирование, пояснил, что указанное направление является его основной работой, доля платного протезирования очень мала. Больница сама распределяет субсидии для оплаты льготного зубопротезирования и платит ему одинаково с другими врачами, не имеющими категории.
Представитель истца Приходько М.А. суду пояснила, что на протяжении последних трех лет сама больница решает, сколько пойдет денежных средств, поступающих из Минздрава края на оплату льготного зубопротезирования, на заработную плату ортопедам, при этом, она не учитывает квалификационную категорию и стаж истца. Больница ссылается, что бесплатное зубопротезирование - это дополнительная работа, что не соответствует действительности, поскольку является для Приходько В.В. основной, платных пациентов очень мало, они предпочитают обращаться в платные клиники.
Представитель ответчика КГБУЗ «Шушенская районная больница» Басенко Г.И. с иском не согласна, пояснила, что оплата труда истца в соответствии с дополнительным соглашением от 15.01.2014 к трудовому договору, заключенному с ним, регулируется Положением об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг. Истец принят на работу для оказания платных медицинских услуг. В должностной инструкции врача ортопеда отсутствует обязанность по бесплатному зубопротезированию. Это дополнительная работа возложена на истца приказом от 02.04.2018 №112 –орг, от которой он не отказывался. Приказ издается каждый год, врач может отказаться её выполнять. Оплата льготного зубопротезирования осуществляется по сдельным расценкам, утвержденным Министерством здравоохранения Красноярского края. Оплата производится за счет ежегодных субсидий на основании соглашений. В структуру тарифа, которая разрабатывается экономистами, включена заработная плата медицинских работников, она составляет около 60%. В доле заработной платы тарифа учтена надбавка за медстаж, за ученую степень. При этом, выплата этих надбавок – это право работодателя. Кроме того, в штатном расписании КГБУЗ «Шушенская РБ» отсутствуют должности врачей ортопедов, занятых оказанием услуг по бесплатному зубопротезированию.
Заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, дав правовую оценку установленным по делу юридически значимым обстоятельства в их взаимосвязи с нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8,9 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В силу ст.57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки
стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст.ст.132,135 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьями 143,144 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.
Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов.
В силу ст.150 ТК РФ при выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.
В случаях, когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.
В судебном заседании установлено, что 01 января 2004 года между МУЗ «Шушенская ЦРБ» (в настоящее время КГБУЗ «Шушенская районная больница») и Приходько В.В. заключен трудовой договор, по условиям которого, Приходько В.В. принят на работу с 01 августа 1993 года на должность врача-ортопеда не неопределенный срок, договор является договором по основной работе.
Соглашением от 15.01.2014 вышеуказанный трудовой договор изменен по согласию сторон в том, что работник принят в КГБУЗ «Шушенская районная больница» в зубопротезный кабинет на должность врача стоматолога-ортопеда. Пункт 1.9 трудового договора (об оплате труда) изложен в редакции: «Работодатель обязуется производить оплату труда Работника в соответствии с «Положением об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг». Все остальные положения трудового договора остаются без изменений.
Из представленной в материалы дела должностной инструкции врача-стоматолога – ортопеда, утвержденной главным врачом Шушенской ЦРБ, и других документов: табелей учета рабочего времени, расчетных листков по заработной плате истца, не следует, что основной трудовой функцией Приходько В.В. является только оказание платных услуг, а работы по льготному зубопротезированию выполняются им с согласия последнего в связи с увеличением объема работы или зон обслуживания, и являются дополнительной работой, подлежащей отдельной оплате по сдельным расценкам.
Об этом свидетельствует также содержание приказов КГБУЗ «Шушенская районная больница» от 02.04.2018 №112-орг, и от 20.05.2019 №233-орг, которыми работодателем в одностороннем порядке при отсутствии письменного согласия работников, как того требуют положения ст.60.2 ТК РФ, на которую ответчик ссылается в своих возражениях, на истца возложены обязанности по оказанию отдельным категориям граждан услуг по бесплатному зубопротезированию, вследствие чего, довод представителя ответчика о том, что работник может отказаться от указанной работы, а работодатель отменить поручение об её выполнении, является несостоятельным.
Не может служить доказательством обратного также и выписка из штатного расписания, представленная представителем ответчика в судебном заседании, свидетельствующая об отсутствии в штате медицинского учреждения должностей врача-стоматолога-ортопеда в системе ОМС и на бюджетной основе, с которой истец ранее ознакомлен не был, и на которую ранее ответчик не ссылался, что позволяет суду отнестись к ней критически.
Положениями о распределении средств, полученных от оказания медицинских и немедицинских услуг, оказанных на платной основе в КГБУЗ «Шушенская РБ», утвержденными 09.01.2014 и 09.01.2018, которые являются самостоятельными и не зависят от других существующих в учреждений положений об оплате труда (пункт 4), и согласно которым в соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору сторон, регулируется оплата труда истца, в том числе, при оказании услуг по льготному зубопротезированию, не предусмотрены стимулирующие выплаты (за квалификационную категорию, медицинский стаж и другие).
При этом, Положение об оплате труда работников КГБУЗ «Шушенская районная больница», утвержденное 09.01.2017, предусматривающее минимальные размеры окладов по профессиональным квалификационным группам и выплату стимулирующих надбавок, не распространяется на лиц, непосредственно участвующих в проведении платных услуг, кроме установления им стимулирующих выплат с учетом критериев результативности и качества деятельности (пункт 7.1 Положения в редакции от 15.04.2018).
В то же время Порядком распределения средств, полученных КГБУЗ «Шушенская РБ» от оказания медицинских услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, утвержденным приказом КГБУЗ «Шушенская районная больница» от 09.01.2019 №1-орг, установлено, что средства, полученные КГБУЗ «Шушенская РБ» за медицинские услуги по льготному зубопротезированию, подлежат распределению в соответствии с утвержденной структурой, в том числе, на оплату труда работников, занятых в изготовлении и ремонте зубных протезов на основании калькуляции на простые и сложные стоматолого-ортопедические медицинские услуги в соответствии с количеством и видом услуг, оказанных конкретным работником в рамках лимитов оказания услуг. В основу калькуляции заложен расчет затрат на одну единицу продукции. Заработная плата рассчитана с учетом стимулирующих и компенсационных выплат (за квалификационную категорию, медицинский стаж и прочие) (пункты 3.1, 3.2).
Согласно приложению к указанному Порядку размер заработной платы работников в стоимости тарифов на оказание услуг по льготному зубопротезированию составляет 52%.
Этим же Порядком утверждена калькуляция на простые и сложные стоматолого-ортопедические медицинские услуги, отраженная также в приложение №9 к Коллективному договору КГБУЗ «Шушенская РБ» на 2018-2021 годы (сдельные расценки на простые и сложные стоматолого-медицинские услуги для установления индивидуально-сдельной оплаты труда работников КГБУЗ «Шушенская РБ, занятых предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов) из которой следует, что в структуре части тарифа, идущей на заработную плату медицинских работников, доля врача-стоматолога-ортопеда составляет 87,4% (основная и дополнительная заработная плата).
Вместе с тем, в названной калькуляции отсутствует детализация заработной платы истца с указанием ставки заработной платы, а также доли и размеров стимулирующих выплат, сдельные расценки не содержат дифференциации заработной платы работников с учетом их квалификации и опыта работы.
Из представленной в судебном заседании представителем ответчика структуры заработной платы врача стоматолога-ортопеда, которая вопреки требованиям п.1 абз.1 ст.136 ТК РФ, обязывающим при выплате заработной платы работодателя извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, не была ранее доведена до работника (в том числе, в имеющихся в материалах дела расчетных листках по заработной плате работника) указано, что в состав заработной платы истца включаются, в том числе, надбавка за прохождение квалификации 5%, надбавка за опыт работы 25%, надбавка за квалификационную категорию 52%. Доля суммы заработной платы врача в стоимости услуги составляет 38,6%.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ведущий экономист КГБУЗ «Шушенская районная больница» Л. показала, что тариф на бесплатное зубопротезирование утверждается Министерством здравоохранения Красноярского края. Структуру тарифа определяет экономический отдел КГБУЗ «Шушенская районная больница». В него входит, в том числе, заработная плата врача стоматолога-ортопеда, которая включает необходимые стимулирующие выплаты. Фактически, любой врач-ортопед независимо от квалификационной категории и стажа работы получает одинаковую оплату труда за льготное зубопротезирование. Это достигается тем, что врачу, не имеющему квалификационной категории, увеличивается размер стимулирующих выплат с учетом критериев результативности и качества деятельности.
В соответствии с пунктами 2.3, 2.4 Примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края", утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.12.2009 N 619-п, оклады медицинских, фармацевтических и педагогических работников учреждений увеличиваются при условии наличия квалификационной категории: для врачей при наличии высшей квалификационной категории - на 1,52.
Начисление выплат компенсационного характера и персональных стимулирующих выплат, установленных медицинским, фармацевтическим и педагогическим работникам учреждений, осуществляется от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы без учета их увеличения, предусмотренного пунктом 2.3 настоящего Положения.
Настоящее Примерное положение об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, разработано в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений", определяет условия оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края.
Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 09.12.2009 N 521-орг "О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края" установлено, что выплаты за опыт работы для работников учреждений осуществляются по следующим критериям: непрерывный стаж работы в сферах здравоохранения и социального обеспечения; своевременное прохождение повышения квалификации (пункт 7).
Размеры выплат стимулирующего характера за опыт работы работникам краевых государственных бюджетных (казенных) учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края для работников, для которых нормативными правовыми актами установлено обязательное периодическое повышение квалификации устанавливаются 15 процентов минимального оклада через три года непрерывной работы с последующим увеличением на 10 процентов минимального оклада через пять лет непрерывной работы, но не выше 25 процентов минимального оклада; 5 процентов установленного должностного оклада - за своевременное прохождение повышения квалификации (приложение №8 к Приказу).
Аналогичные стимулирующие выплаты предусмотрены Положением об оплате труда работников КГБУЗ «Шушенская районная больница», кроме работников, занятых оказанием платных медицинских услуг.
Наличие у истца высшей квалификационной категории врача, непрерывного опыта работы с 1994 года, и своевременное прохождение им повышения квалификации, не оспаривается работодателем.
Таким образом, приведенными выше нормами федерального и регионального законодательства вышеуказанные выплаты стимулирующего характера являются обязательными, и не могут быть исключены локальными правовыми актами работодателя вне зависимости от формы оплаты труда.
Несмотря на то, что Порядком распределения средств, полученных КГБУЗ «Шушенская РБ» от оказания медицинских услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, установлено, что в основу калькуляции заложена заработная платы работников с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, фактически сдельные расценки на простые и сложные стоматолого-медицинские услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов для отдельных категорий граждан, по которым производится оплата труда Приходько В.В. в индивидуально-сдельной форме, не учитывают различий в квалификации и профессиональном опыте истца и других работников, занятых оказаниям аналогичных услуг, что ущемляет трудовые права данного работника, гарантированные законодательством.
Принимая во внимание, что в трудовом договоре, заключенном между сторонами, также отсутствует условие об установлении истцу обязательных вышеуказанных выплат стимулирующего характера, его трудовые права требуют восстановления путем возложения на работодателя обязанности о внесении изменений в трудовой договор в указанной части.
С учетом изложенного, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Тем самым, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. за требования неимущественного характера.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Приходько В.В. удовлетворить.
Обязать КГБУЗ «Шушенская районная больница» заключить с Приходько Вячеславом Владимировичем дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором предусмотреть обязанность работодателя производить оплату труда работника за льготное (бесплатное) зубопротезирование за фактически выполненный объем работ, включающую начисление персональных выплат стимулирующего характера: за квалификационную категорию, за непрерывный стаж работы в сфере здравоохранения, за своевременное прохождение повышения квалификации, в размерах, установленных правовыми актами Красноярского края.
Взыскать с КГБУЗ «Шушенская районная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месячного срока со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Шушенский районный суд Красноярского края.
Председательствующий С.С. Кононов
Решение суда в окончательной форме принято 10 июля 2020 года.
Решение не вступило в законную силу.