Дело №92RS0003-01-2020-000901-45
Производство №2-1066/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2020 года город Севастополь Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.,
с участием истца – Решаева В.С.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное) – Новиковой Н.В. действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя – Курбатова В.Ю., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Решаева Виктора Станиславовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному), третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Решаев В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному), в котором просит признать незаконным решение ответчика № от 02.03.2017 об отказе в установлении (перерасчете ее размера) пенсии по инвалидности, обязать ответчика установить Решаеву В.С. с 01.01.2015 пенсию в соответствии с пп. 3 п.1 ст. 4, пп. 3 п. 1 и п.4 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Исковые требования мотивированы тем, что с 1991 года истцу была бессрочно установлена I группа инвалидности с детства, вследствие ранения, связанного с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, о чем Решаеву В.С. была выдана соответствующая справка. В соответствии с законодательством, действующим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, Решаеву В.С. 10.02.1994 было выдано удостоверение инвалида Ігруппы, имеющего право на льготы и преимущества установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны, и назначена льготная пенсия как инвалиду, приравненному к инвалидам ВОВ. С 01.01.2015 ответчиком было произведено назначение пенсии по старости на общих основаниях без установления пенсии по инвалидности, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». В назначении пенсии по инвалидности решением ГУ – УПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное)№539557/16 от 02.03.2017 Решаеву В.С. было отказано, поскольку отсутствует медицинское заключение об установлении инвалидности вследствие военной травмы. С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным, в связи с чем вынужден обратиться в суд за защитой своих прав и интересов.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил суду, что у него имеются справки МСЭК и удостоверение инвалида, которое подтверждает статус истца как участника ВОВ, и является основанием для назначения пенсии как инвалиду, получившему военную травму. Считает, что размер пенсии должен составлять 24 тыс. руб.: 12 тыс. пенсия по старости и надбавка 250% от 5 тыс. рублей.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения. Пояснила суду, что истец с 2015 года является получателем пенсии по старости, до 01 января 2015 истцу была назначена пенсия по инвалидности, в соответствии с украинским законодательством. В настоящее время размер пенсии составляет более 22 тыс. руб. Кроме того, Решаеву назначена и выплачивается ЕДВ, как инвалиду. Также сообщила суду, что в 2016 году истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, как инвалиду вследствие военного ранения, однако ввиду отсутствия необходимых документов, удостоверения, подтверждающих статус участника ВОВ,истцу было отказано.
Представитель третьего лица в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Указал суду, что истец родился в 1951 году и не может являться участником ВОВ, для приобретения статуса инвалида, вследствие ранения, связанного с боевыми действиями в ВОВ, травма должна быть получена в период с 1941 по 1945 год. Также обратил внимание суда, что имеются решения суда от 2016, 2017 и 2018 гг., которыми истцу в замене удостоверения отказано.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения сторон, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии со ст. 6 и ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 01.01.2015 г. действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города Севастополя.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, назначенных вышеуказанной категории граждан в соответствии с законодательством, действовавшим на территории города Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года согласно законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 208-ФЗ, если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствие с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсии на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Указ N 192) пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан заявлений о перерасчете пенсий. В случае если при перерасчете размера пенсии гражданину в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигает размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере.
Таким образом, Законом N 208-ФЗ предусмотрена гарантия сохранения с 01.01.2015 года размера пенсионных выплат, установленных на 31.12.2014, если размер указанных выплат превышает размер пенсионных выплат исчисленных по нормам российского законодательства (за исключением сумм выплат, установленных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 15.01.1991 Решаеву В.С. установлена 1 группа инвалидности с детства бессрочно вследствие ранения, связанного с последствиями боевых действий в период Великой Отечественной войны, о чем выдана справка ВТЭК серии № от 15.01.1991. На основании указанной справки истцу выдано удостоверение серии II № инвалида ВОВ 1 группы, предъявитель которого имеет льготы, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.
До 01 января 2015 года Решаев В.С. получал льготную пенсию по инвалидности как инвалид, приравненный к инвалидам Отечественной войны 1 группы, приравненный к военнослужащим с причиной инвалидности вследствие военной травмы.
На основании положений Закона N 208-ФЗ с 01.01.2015 пенсионным органом произведен перерасчет размера пенсии Решаева В.С. в соответствии с российским законодательством. Как следует из материалов выплатного дела, в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя»,истцу выплачивается пенсия в сохраненном размере (по состоянию на 31.12.2014), включая и установленные ранее доплаты, в том числе и надбавка для лиц, приравненных к инвалидам Великой отечественной войны 1 группы.
17.11.2016 истец обратился в Отдел ПФ РФ в <адрес> с заявлением о перерасчете пенсии (переводе с одной пенсии на другую) как инвалиду ВОВ 1 группы с 01.01.2015.
Решением ГУ – УПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное) № от 02.03.2017 истцу отказано в назначении пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по инвалидности.
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 166-ФЗ установлено, что пенсия по инвалидности назначается, в том числе участникам Великой Отечественной войны.
Участниками Великой Отечественной войны согласно подпунктам "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" являются несколько категорий военнослужащих и иных лиц, меры социальной поддержки которых установлены статьями 15 и 17 Федерального закона "О ветеранах".
Так, в соответствии с подпунктом "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 10 мая 2004 г.) участниками Великой Отечественной войны признавались лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью "За оборону Ленинграда".
Федеральным законом от 9 мая 2004 г. N 36-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О ветеранах", вступившим в силу с 10 мая 2004 г., подпункт "и" подпункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" был изложен в новой редакции, к категории участников Великой Отечественной войны помимо лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", отнесены инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона "О ветеранах").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122 утверждена Инструкция "О порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны", в соответствии с пунктом 1 которой удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца (далее - удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 2 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.
В силу абзаца пятого пункта 8 названной инструкции (в редакции от 17 марта 2015 г.) граждане, которым были выданы удостоверения ветерана Великой Отечественной войны до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 284 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122", а также удостоверения, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г., имеют право на их переоформление в порядке, предусмотренном данным пунктом, а также в случае утраты (порчи). Удостоверение выдается при условии сдачи ранее выданного. Сданные удостоверения подлежат уничтожению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для работы с документами строгого учета.
Из системного толкования законодательства, устанавливающего гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, следует, что для различных категорий ветеранов Великой Отечественной войны, в числе которых поименованы и участники Великой Отечественной войны, определены меры социальной поддержки, реализация которых осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов соответствующими органами бывшего Союза ССР до 1 января 1992 г. или после этой даты - Правительством Российской Федерации. Категория инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, была отнесена к участникам Великой Отечественной войны в 2004 году в Российской Федерации, то есть после 1 января 1992 г. Соответственно, образец удостоверения для этой категории ветеранов установлен Правительством Российской Федерации, порядок его заполнения, выдачи и учета регулируется Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122 (в редакции от 17 марта 2015 г.).
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 26.01.2017 по гражданскому делу № по иску Решаева Виктора Станиславовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) об оспаривании действий по отказу в установлении пенсии и понуждении совершить определенные действия, вступившим в законную силу 27.04.2017, установлено, что в связи с отсутствием у Решаева В.С. документов, подтверждающих наличие статуса инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, у Пенсионного фонда отсутствуют основания для установления истцу пенсии как инвалиду Великой Отечественной войны.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 27.04.2017 по вышеуказанному гражданскому делу, которым решение суда оставлено без изменения, установлено, что ответчиком истцу назначена пенсия по старости по общим основаниям, с сохранением прежнего размера пенсии, назначенного до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, а также ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) как инвалиду в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Как указано в апелляционном определении, льготы, право на получение которых дают имеющиеся у истца документы, ему предоставляются.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 22.12.2016 установлено, что у Решаева В.С. отсутствуют документы, подтверждающие наличие статуса инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку изложенная в справке МСЭ серии № № от 15.01.1991 формулировка тождественна формулировке «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны», а не «военная травма», которая определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Аналогичные выводы изложены в апелляционном определении Севастопольского горского суда от 28.05.2018 и кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2019 по гражданскому делу по иску Решаева Виктора Станиславовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о признании права на перерасчет размера льготной пенсии по инвалидности как лицу, приравненному к военнослужащим, и понуждении совершить определенные действия.
Обстоятельства, установленные вышеуказанными судебными актами, являются обязательными для суда при рассмотрении настоящего спора в силу положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве подтверждения статуса инвалида с детства вследствие ранения, связанного с боевыми действиями в период ВОВ, Решаевым В.С. предоставлена справка серии МСЭ-2018 №, в которой в графе «причина инвалидности» указано «инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Суд обращает внимание, что указанная справка является дубликатом справки от 15.01.1991, которой ранее была дана оценка при вынесении вышеназванных судебных решений, и не может приниматься в качестве подтверждения статуса истца как инвалида ВОВ 1 группы при рассмотрении настоящего дела.
Кроме того, согласно ст. 1 Федерального закона от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" настоящий Федеральный закон определяет особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя (далее - граждане).
В силу пп. 12 ч.2 ст. 5 Закона 421-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляются гражданам из числа лиц, ставших инвалидами в результате военных действий в период гражданской войны и Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте в военные годы. Как установлено в ходе судебного разбирательства Решаев В.С. не относится к числу указанных в настоящем законе лиц.
Учитывая, что судебным решением установлено отсутствие у Решаева В.С. удостоверения установленного образца и иных документов, подтверждающих наличие статуса инвалида Великой отечественной войны, участника ВОВ, иных доказательств в подтверждение своих доводов истцом не представлено, с 01.01.2015 года Решаев В.С. получает пенсию в сохраненном и более высоком размере, которая превышает общую сумму начисленной ему по законодательству Российской Федерации пенсии, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения ответчика об отказе в установлении пенсии по инвалидности и возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет его пенсии в соответствии с пп.3 п. 1 и п.4 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Решаева Виктора Станиславовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному), третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии– отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 02.07.2020.
Председательствующий –