Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1000/2018 ~ М-934/2018 от 07.06.2018

№2-1000/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    16 июля 2018 года                            г. Свободный

    Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Соколинской О.С.,

при секретаре Шевчук Н.Ю.,

с участием представителя истца Браун Е.А., действующей на основании доверенности -- от --, представителя ответчика Липинского С.А., действующего на основании доверенности -- от --,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» к ФГУП «Главное военно-строительное управление --» о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земельных участков с кадастровыми номерами -- географические координаты свалок на земельном участке -- географические координаты свалок на земельном участке -- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

у с т а н о в и л:

                 ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» обратилась в суд с исковым заявлением к ФГУП «Главное военно-строительное управление --» о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земельных участков с кадастровыми -- Географические координаты свалок на земельном участке -- Географические координаты свалок на земельном участке -- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

        Свои требования мотивирует следующим. -- был заключен государственный контракт ---КИ106/12 на выполнение работ для федеральных государственных нужд космодром «Восточный». Строительство стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С (далее Контракт) между федеральным космическим агентством (Роскосмос), в качестве «Государственного Заказчика» и ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» - «Генподрядчик» (в настоящее время ФГУП ««Главное военно- строительное управление --»). В мае 2012 строительная площадка передана ФГУП «ГУСС Дальспецстрой» при Спецстрое России» на период строительства стартового комплекса, что подтверждается Актом приемки-передачи строительной площадки от --. -- арбитражным судом -- утверждено мировое соглашение между ФГУП ««Главное военно-строительное управление --» и ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» о расторжении государственного контракта от ---- на выполнение работ для федеральных государственных нужд космодром «Восточный». Строительство стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С. Согласно п. 10 мирового соглашения стороны не утрачивают право предъявления друг к другу требований, основанных на Контракте. В соответствии с п.п. 7.2.7 и -- Контракта Генподрядчик обязан обеспечить в ходе Работ на Объекте выполнение на Строительной площадке мероприятий по технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды (зелёных насаждений и земель), содержанию и уборке строительной площадки и прилегающей непосредственно к ней территории. В ходе выездных проверок, проводимых представителями Дирекции, строительной площадки стартового комплекса и прилегающей к ней территории, было установлено, что работниками ФГУП «Главное военно-строительное управление --» были организованы несанкционированные свалки строительного мусора, проливы бетонной смеси. Как показала проверка, указанные несанкционированные свалки располагаются на земельных участках с кадастровыми номерами -- -- --. Географические координаты свалок на земельном участке --. В связи с тем, что несанкционированные свалки строительного мусора были образованы Генподрядчиком в ходе строительства объекта космодрома - стартового комплекса, до расторжения государственного контракта на строительство стартового комплекса, считают необходимым обязать ФГУП Военно-строительное управление --»    ликвидировать вышеуказанные свалки строительного мусора с вывозом в определенное место для складирования мусора. Согласно правоустанавливающим документам, Дирекция вправе производить контроль за ходом строительства объектов космодрома. Дирекцией неоднократно направлялись претензионные письма в адрес генподрядчика с требованиями о ликвидации несанкционированных свалок, но со стороны ФГУП «Главное военно- строительное управление --» никаких действий произведено не было. Со своей стороны Дирекция не имеет технической и финансовой возможности производить уборку мусора, образованного генподрядчиком, так как сфера деятельности, цели Дирекции строго обозначены в Уставе учреждения. Дирекция является федеральным казенным учреждением, источником финансирования которого являются средства федерального бюджета. Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» (далее - подпрограмма 1) федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- --; подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» (далее - подпрограмма 2) федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- N 1124, для контроля за ходом их выполнения подпрограммы 1 и подпрограммы 2, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, а также исполнение функций застройщика и государственного заказчика, связанных с организацией строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный».

Представитель истца Браун Е.А., действующая на основании доверенности -- от --, поддержала заявленные требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика Липинский С.А., действующий на основании доверенности -- от --, в судебном заседании пояснил, что не согласен с исковыми требованиями. В письменных пояснениях указал, что определением Арбитражного суда -- от -- было принято к производству заявление ООО «Торговый дом «Центр кровли» о признании ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» (в настоящее время ФГУП «ГВСУ --») несостоятельным банкротом (дело № А73-8059/2015). Вследствие этого в отделе судебных приставов по -- -- было возбуждено сводное исполнительное производство ---СД от -- на сумму более 11 млрд. руб. Счета Предприятия в кредитных учреждениях заблокированы. В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются     гражданским законодательством, которые основываются на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также ликвидировать последствия захламления земель. Из содержания ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 11 этого же Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии с п. 3.2. СанПиН 42-128-4 690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» устройство неконтролируемых свалок бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. Ненадлежащее выполнение обязанностей ответчиками приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Так установить непосредственного виновника образования свалок не представляется возможным, а все относимые и допустимые доказательства не нашедшие своего подтверждения должны трактоваться в пользу ответчика, просит суд в удовлетворении исковых требований ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» к ФГУП «ГВСУ --» отказать.

    Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к следующему.

Федеральным законом № 89-ФЗ, как указано в преамбуле, определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях

предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. В частности, положениями пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом из содержания Закона Амурской области от 10.05.2016 № 679-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» не следует, что органы государственной власти области уполномочены осуществлять очистку территории муниципальных образований от отходов, соответственно, решение данных вопросов отнесено к компетенции соответствующих органов местного самоуправления.

Реализация полномочий в области обращения с отходами напрямую влияет на соблюдение права граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Названное право гарантировано выполнением, в том числе установленной пунктом 1 статьи 22 данного Федерального закона обязанности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одними из таких санитарных правил являются Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР

05.08.1988 года. Пунктом 1.2 этих Санитарных правил предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета, и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

    В соответствии с ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды.

    Ст.42 Земельного кодекса РФ возлагает на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, ряд обязанностей по их использованию. К таковым в частности, относятся осуществление мероприятий по охране земель, недопущение их загрязнения, порчи и иного негативного воздействия. Охрана земель предполагает в т.ч. защиту земель от загрязнения отходами производства и потребления (ч.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ). Таким образом, обязанность по проведению соответствующих мероприятий по охране земель в силу прямого указания действующего законодательства возложена на собственников либо лиц. пользующихся, владеющих землями на законных основаниях.

    В судебном заседании установлено, что истцом при проведении выездных проверок, строительной площадки стартового комплекса и прилегающей к ней территории, установлено, что работниками ФГУП ««Главное военно-строительное управление --» организованы несанкционированные свалки строительного мусора, проливы бетонной смеси. Несанкционированные свалки располагаются на земельных участках с кадастровыми номерами -- Географические координаты свалок на земельном участке --. Географические координаты свалок на земельном участке --

    Согласно государственного контракта ---КИ706/12 от -- Генподрядчик, то есть ответчик ФГУП «ГУСС «Дальспепстрой» при Спецстрое России» - «Генподрядчик» (в настоящее время ФГУП ««Главное военно-строительное управление --), обязан обеспечить в ходе работ на объекте выполнение на Строительной площадке мероприятий по технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды (зелёных насаждений и земель), содержанию и уборке строительной площадки и прилегающей непосредственно к ней территории (п.п. 7.2.7 и --).

    Актом предоставления земельных участков, земельные участки, на которых были образованы свалки строительного мусора, были представлены ответчику.

    П. -- Госконтракта от -- устанавливает ответственность Генподрядчика перед компетентными государственными и муниципальными органами за нарушение правил и порядка ведения Работ, как со стороны самого Генподрядчика, так и со стороны привлеченных им субподрядных организаций.

В материалах дела имеются претензионные письма от --, от --, от --, направленные истцом в адрес ответчика по факту ликвидации несанкционированных свалок отходов. Но до настоящего времени, последствия загрязнения территорий отходами, указанных в претензиях, не устранены.

В силу ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от -- № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Наличие несанкционированной свалки отходов нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения. В частности, загрязнение территории муниципального образования рассматривается Роспотребнадзором в качестве обстоятельства, создающего санитарно-эпидемиологическому     благополучию     населения, распространению различных заболеваний (клещевой боррелиоз, клещевой     вирусный    энцефалит,    иных    природно-очаговых,    особо    опасных инфекционных заболеваний), что отражено в постановлениях Главного государственного санитарного врача РФ от -- --, -- --, -- --.

В качестве одного из принципов государственной политики в области обращения с отходами Федеральный закон № 89-ФЗ называет охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния загружающей среды (абз. 2 ч. 1 ст. 3). В данном случае восстановление благоприятного состояния окружающей среды будет обеспечено путем ликвидации несанкционированной свалки отходов.

             Таким образом, поскольку несанкционированные свалки строительного мусора образованы по вине ответчика в ходе строительства объекта космодрома-стартового комплекса, суд полагает, что исковые требования о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земельных участков с кадастровыми номерами -- Географические координаты свалок на земельном участке -- Географические координаты свалок на земельном участке -- -- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    исковое заявление ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» к ФГУП «Главное военно-строительное управление --» о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земельных участков с кадастровыми номерами -- географические координаты свалок на земельном участке --, географические координаты свалок на земельном участке 28-- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

    Возложить на ФГУП «Главное военно-строительное управление --» обязанность ликвидировать последствия загрязнения земельных участков с кадастровыми номерами -- Географические координаты свалок на земельном участке -- Географические координаты свалок на земельном участке --, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Мотивированное решение в окончательной форме принято 18 июля 2018 года.

Судья Свободненского

городского суда                                                              Соколинская О.С.

№ 2-1000/2018

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ

Именем Российской Федерации

    16 июля 2018 года                            г. Свободный

    Свободненский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Соколинской О.С.,

при секретаре Шевчук Н.Ю.,

с участием представителя истца Браун Е.А., действующей на основании доверенности -- от --, представителя ответчика Липинского С.А., действующего на основании доверенности -- от --,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» к ФГУП «Главное военно-строительное управление --» о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земельных участков с кадастровыми номерами -- географические координаты свалок на земельном участке -- географические координаты свалок на земельном участке -- --, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    исковое заявление ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» к ФГУП «Главное военно-строительное управление --» о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земельных участков с кадастровыми номерами -- географические координаты свалок на земельном участке -- географические координаты свалок на земельном участке -- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

    Возложить на ФГУП «Главное военно-строительное управление № 6» обязанность ликвидировать последствия загрязнения земельных участков с кадастровыми номерами -- Географические координаты свалок на земельном участке -- Географические координаты свалок на земельном участке -- --, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Мотивированное решение будет принято в окончательной форме 18 июля 2018 года.

Судья Свободненского

городского суда                                                              Соколинская О.С.

2-1000/2018 ~ М-934/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный"
Ответчики
ФГУП "Главное военно-строительное управление №6"
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Соколинская О.С.
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
07.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2018Передача материалов судье
07.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2018Подготовка дела (собеседование)
27.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2018Судебное заседание
18.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее