Дело № 2-641/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 апреля 2015 года г. Калининград
ул. К. Леонова, д. 31
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Мамичевой В.В.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Калининграда Зыриной Д.А.,
при секретаре Вишняковой Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.А.В. к Министерству финансов РФ, УФК по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Г.А.В. обратился в суд с иском к ответчикам, указывая, что с < Дата > он содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. За период содержания в данном учреждении он неоднократно обращался к начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области с жалобами, предметом которых являлись антисанитария и запах, исходивший от мусорных баков (помойки), находящихся во внутреннем дворике учреждения, буквально в 2-20 метрах от жилых помещений. В камерах отсутствует вытяжка принудительной вытяжной вентиляции, которую осужденные могли бы по желанию и мере необходимости включать. В период времени с начиная с весны по осень окна камеры невозможно было открыть для естественной вентиляции, поскольку от мусорного контейнера исходил зловонный, неприятный запах. Данный мусорный контейнер имеет монолитное сооружение из железа, который никогда не промывался и не обрабатывался дезрастворами. Из-за данной антисанитарии на территории внутреннего дворика имеется огромное количество крыс, размером с взрослую кошку. Администрация учреждения с этим никак не борется, в результате чего имеется большая вероятность распространения различных инфекционных заболеваний. Сам мусорный контейнер герметично не закрывается, в связи с чем туда беспрепятственно проникают помимо крыс еще и кошки с голубями. Голуби также являются разносчиками инфекции, так как с этих голубей, имеющих язвы и вздутые кровоточащие раны, постепенно спадают перья, когда они садятся на подоконник камеры. Кроме того, баки должны быть удалены на соответствующее расстояние от жилых помещений, где не менее одного раза в сутки должно производиться очищение как снаружи, так и внутри, а также должны быть раскрашены в зеленый и синий цвет по разграничению отходов. Однако данные требования администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области не выполняются. Также осужденные из хозобслуги не заботятся о своей личной гигиене, убирая мусор руками без перчаток или палкой. Истец считает, что такими условиями содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области ему были причинены нравственные и физические страдания, было унижено его человеческое достоинство. Кроме того, данными условиями содержания ему был причинен вред здоровью, поскольку ему, как человеку в прошлом болевшему туберкулезом, свежий воздух жизненно необходим. На основании изложенного, истец просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда и вреда здоровью в размере 440000 руб.
< Дата > истец представил уточненное исковое заявление, указав, что < Дата > во внутреннем дворике ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области произошло возгорание мусорного контейнера, недалеко от которого стояли 3 баллона с ацетиленом и кислородом, которые от нагрева могли взорваться. О пожаре истец сообщил сотрудникам учреждения, которые с большим трудом, используя 6 порошкообразных огнетушителей и 10 ведер воды, потушили огонь, однако дым от пожара был еще минут 20. За извещение о пожаре он награду не получил. В связи с возможностью взрыва ацителеновых и кислородных баллонов, а также, учитывая, что он, истец, дышал дымом, ему были причинены нравственные страдания. На основании вышеизложенного, истец просит дополнительно взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда и вреда здоровью в размере 720000 руб.
Определением суда от < Дата > при подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области.
В судебное заседание истец Г.А.В. не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, иск поддерживает. В заседание Г.А.В. не доставлялся, поскольку действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрены этапирование и доставление лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, для участия в рассмотрении гражданских дел. Представителя для участия в деле Г.А.В. в суд не направил.
Представители ответчиков Министерства финансов РФ, УФК по Калининградской области в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области Е.Ю.В., действующая на основании доверенности от < Дата > года, в судебном заседании просила в иске отказать, ссылаясь на то, что мусорный контейнер, находящийся в центре внутреннего дворика учреждения, установлен на каркасе на высоте около 4 м от земли и предназначен для хозяйственно-бытовых отходов, поэтому от его содержимого не может распространяться запах. Пищевые отходы сливаются в другие баки, которые имеют герметично закрывающиеся крышки. Нормы СанПина допускают расположение мусорного контейнера на территории в случае, если нет возможности иного расположения. Факт пожара в учреждении в указанный истцом период зафиксирован не был. Вред здоровью истца не причинен.
Выслушав пояснения представителя ответчика, специалистов, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению в виду отсутствия достаточных и бесспорных доказательств причинения Г.А.В. морального вреда и вреда здоровью, исследовав представленные суду доказательства и оценив их в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено: если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Федеральным Законом от < Дата > № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определен порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, гарантии их прав и законных интересов.
Согласно ст.4 ФЗ от < Дата > № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В ст.8 ФЗ от < Дата > № 103-ФЗ указано, что следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.
Следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации создавались, реорганизовывались и ликвидировались министром юстиции Российской Федерации и являлись учреждениями, входящими в систему территориальных органов уголовно - исполнительной системы. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст.16 ФЗ от < Дата > №103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от < Дата > N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается данными архивной учетно-справочной картотеки ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Г.А.В. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области с < Дата > и по настоящее время.
Требуя взыскания с ответчиков компенсации морального вреда, Г.А.В. ссылается на ненадлежащие условия его содержания в следственном изоляторе в указанный период и причинение вреда здоровью в результате антисанитарии в мусорных контейнерах, находящихся во внутреннем дворике ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, а именно, гниения и разложения выброшенных в контейнеры отходов, в результате чего в камеры поступал неприятный запах, а также горения мусора в данных контейнерах и распространения в камеры продуктов горения.
Однако такие доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, а также сообщений из Прокуратуры Центрального района г. Калининграда от < Дата > года, Прокуратуры Калининградской области от < Дата > года, Калининградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области от < Дата > года, Уполномоченного по правам человека в Калининградской области от < Дата > года, какие-либо жалобы Г.А.В. на нарушения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области прав осужденного и на условия содержания, не соответствующие действующему законодательству, а также причинения вреда здоровью ненадлежащими условиями содержания отсутствуют.
Согласно ответу начальника ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по Калининградской области» от < Дата > года, материалы проверок за 2014 год по соблюдению санитарного законодательства в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области представить невозможно, так как в соответствии с требованиями приказа МВД РФ и Минюста РФ от < Дата > № государственный санитарно-эпидемиологический надзор за учреждениями уголовно-исполнительной системы Минюста РФ Центром Госсанэпиднадзора МСЧ МВД России по Калининградской области не осуществляется с < Дата > года.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области Е.Ю.В. факт ненадлежащих условий содержания Г.А.В. в данном учреждении и нарушения его прав отрицает, поясняя, что мусорный контейнер, предназначенный для сбора твердых хозяйственно-бытовых отходов, располагается на территории, прилегающей к режимным корпусам учреждения в соответствии с законом на каркасе на высоте около 4 метров, закрывается железной крышкой, в связи с чем распространение запаха отходов, появление крыс невозможно. Пищевые отходы содержатся в специальных баках с герметичной крышкой, своевременно вывозятся и также не могут являться источником распространения неприятного запаха и антисанитарии.
Как следует из акта санитарно-эпидемиологического обследования ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области от < Дата > года, учреждение располагается в двух 5-ти этажных специально построенных кирпичных зданиях, одно из которых довоенной постройки. Водоснабжение учреждения осуществляется от городской водопроводной сети. Качество питьевой воды по микробиологическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1 А. 1074-01. Отопление помещений учреждения центральное от городских теплосетей. По данным замеров параметров микроклимата, температурный режим и показатели влажности воздуха в камерах соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Сброс хозяйственно-бытовых стоков учреждения производится в городскую канализационную систему. Санитарное состояние территории учреждения удовлетворительное. Бытовой мусор и пищевые отходы вывозятся транспортом учреждения в соответствии с графиком. Вентиляция камер - механическая, приточно-вытяжная. В камерах имеется естественное освещение через оконные проемы, а также оборудовано искусственное освещение (люминесцентные лампы). По результатам проводившихся замеров, уровень искусственной освещенности в камерах составляет 100-180 Лк, что соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий». Плановые дезинфекционные мероприятия в камерах проводятся в соответствии с графиком, о чем делаются отметки в журнале текущей дезинфекции. В случае выявления среди подследственных инфекционных заболеваний, после изоляции больного, в камерах проводится заключительная дезинфекция, о чем делается отметка в журнале заключительной дезинфекции. Контроль санитарного состояния в камерах осуществляется медработниками учреждения ежедневно. О результатах проверок делаются записи в специальном журнале. Дезинфекционная камера на момент проверки в рабочем состоянии. Камерная дезинфекция постельных принадлежностей (матрацев, одеял, подушек) подследственных проводится по графику. В соответствии с имеющимся договором в следственном изоляторе регулярно проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации помещений. Во время обхода камер тараканов, блох и др. насекомых не выявлено.
Согласно акту комиссионного обследования контейнера для сбора твердых хозяйственно-бытовых отходов от < Дата > года, составленному в том числе с участием заместителя начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России М. В.М., контейнер, используемый для сбора твердых хозяйственно-бытовых отходов, изготовлен из металла, имеет объем 6 куб. м., оборудован крышкой. Контейнер установлен на каркасе, на высоте около 4 м и расположен на территории, прилегающей к режимным корпусам ФКУ СИЗО-1 на расстоянии 4 м от одного корпуса и 7 м от другого. Размещение контейнера на более отдаленном расстоянии от режимных корпусов не представляется возможным из-за малых размеров территории внутреннего двора следственного изолятора. Для сбора пищевых отходов контейнер не используется. Для сбора пищевых отходов, образующихся на пищеблоке СИЗО-1, используются специальные герметично закрывающиеся емкости. У ФКУ СИЗО-1 имеется договор с МУП «Чистота» на вывоз твердых бытовых отходов. Вывоз отходов осуществляется по мере заполнения контейнера, как правило, 1-2 раза в неделю. После каждого опорожнения контейнера производится его обработка, включающая в себя промывку емкости с помощью моющих средств, а также дезинфекцию. На момент обследования санитарное состояние территории, прилегающей к контейнеру, удовлетворительное. Зловонных запахов на месте установки контейнера не ощущается. Условия сбора твердых хозяйственно-бытовых отходов в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в целом соответствует требованиям СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».
< Дата > ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области заключен договор с ООО «Бранд-Спас» на проведение дератизационных, дезинфекционных мероприятий всех помещений изолятора, а также прилегающей к учреждению территории, согласно которого мероприятия по уничтожению крыс проводятся по графику.
Согласно приказу врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области № от < Дата > «Об утверждении норм, порядка выдачи, списания средств для мытья посуды для спецконтингента, мыла хозяйственного на туалетные надобности, помывку спецконтингента штатных служебных собак, норм, порядка выдачи, списания средств для стирки белья, кратности проведения текущих и генеральных уборок коммунально-бытовых объектов, утверждении норм, порядка выдачи и списания чистящих средств, универсальных моющих средств, кратности проведения текущих и генеральных обработок дезинфицирующими средствами коммунально-бытовых объектов в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, утверждении норм, порядка выдачи и списания дезинфицирующих средств» чистка и мойка мусоросборника, обработка осуществляется с использованием чистящих и моющих средств после каждого вывоза мусора. Дезинфицирующая обработка мусоросборника осуществляется после каждого вывоза мусора с использованием раствора дезинфицирующего средства «Аминоцид» концентрацией 1,0% по препарату, приготовленному в соответствии с инструкцией. Норму расхода средства применять из расчета 100 мл раствора на 1 кв.м. поверхности.
Как пояснил в судебном заседании < Дата > заместитель начальника ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по Калининградской области» М. В.М., в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области раз в квартал проводятся плановые проверки санитарно-эпидемиологического состояния. На территории учреждения установлен контейнер для сбора твердых бытовых отходов. В данном баке пищевые отходы не складируются. Запах гниения пищевых отходов не может быть, поскольку для пищевых отходов имеется отдельный бак с крышкой. В бак с твердыми бытовыми отходами могут попасть в незначительном объеме пищевые продукты, изъятые из камер, однако баки оснащены крышками, которые закрываются. Мусорный контейнер стационарно стоит на одном месте. График вывоза мусора согласуется с ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по Калининградской области», раз-два в неделю контейнер опорожняется, летом вывозится чаще. Обрабатывается контейнер специальными дезинфицирующими средствами, которые в обязательном порядке списываются в спецчасть. Жалоб по условиям содержания в части неприятных запахов не поступало. В случае невозможности иного размещения мусорного бака в связи с конфигурацией учреждения, при соблюдении ряда условий, а именно, регулярный вывоз, очистка, согласование с контролирующими органами, возможно расположение контейнерного бака меньше, чем предусмотрено. Пищевые отходы в настоящее время хранятся в специально приобретенных баках с герметично закрывающимися крышками. Они установлены также во дворе, ближе к пищеблоку, однако не могут являться источниками неприятных запахов, поскольку крышки у них завинчивающиеся, пластиковые. Вентиляция камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области соответствует всем нормам, вытяжка сильная.
При таких обстоятельствах, объективных данных, свидетельствующих о ненадлежащих условиях содержания истца в следственном изоляторе, а именно, распространении запаха от мусорного контейнера, находящегося во внутреннем дворе учреждения, а также наличии крыс, кошек и голубей, разносящих инфекционные заболевания, не имеется. Помимо собственных утверждений истца, никаких достоверных доказательств нарушения его прав в деле нет, такие неопровержимые доказательства Г.А.В. суду не представил.
Что же касается исковых требований о взыскании компенсации морального вреда и вреда здоровью в результате возникшего пожара в мусорном контейнере, то такие требования также не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Как следует из справки старшего инспектора группы противопожарной безопасности отдела режима от < Дата > года, в ФКУ СИЗО-1УФСИН России по Калининградской области в 2014 году пожаров не зафиксировано.
Доводы истца, о том, что при данном пожаре могли бы взорваться 3 баллона с ацетиленом и кислородом, не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах дела отсутствуют достаточные и бесспорные доказательства возникновения данного пожара. Кроме того, данные доводы носят предположительный характер.
По сообщению начальника отдела режима ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области от < Дата > года, представить записи архива камер видеонаблюдения учреждения за период с < Дата > по < Дата > не предоставляется возможным из-за уничтожения.
Что касается ссылок истца на то, что в период содержания его в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области с < Дата > по вине сотрудников СИЗО-1 ему, как лицу, перенесшему туберкулез, был причинен вред здоровью, то такие доводы также являются несостоятельными.
Как следует из пояснений начальника туберкулезного отделения - врача-фтизиатра ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по Калининградской области» Г.Н.Н., допрошенного в судебном заседании в качестве специалиста, Г.А.В. 7-10 лет назад перенес туберкулез, ему была сделана щадящая операция на легких, был удален небольшой кусочек, легочной недостаточности при такой операции не возникло. Репаративная способность легкого в том, что оно способно быстро восстанавливаться. В феврале-апреле 2014 года Г.А.В. был снят с учета как абсолютно здоровый человек. Связи перенесенного им заболевания с наличием во внутреннем дворике учреждения мусорного контейнера не имеется. Мусорный контейнер даже теоретически не является источником распространения туберкулезной инфекции. Туберкулез передается от человека к человеку, это инфекционное заболевание, возбудителем которого является туберкулезная палочка. Ничего положительного при вдыхании горения от мусорного контейнера нет, но запахи на состояние человека не влияют, источником заболевания не являются.
Таким образом, суд приходит к выводу, что причинно-следственной связи между пребыванием Г.А.В. в следственном изоляторе и перенесенным им заболеванием туберкулез, не имеется.
Доводы истца о том, что в результате горения пищевых и бытовых отходов, ему был причинен вред здоровью, являются несостоятельными, не основаны на каких-либо доказательствах.
Таким образом, требования истца о взыскании компенсации причиненного вреда здоровью являются необоснованными, в связи с чем, в этой части иска также следует отказать.
Принимая во внимание изложенное, и, учитывая, что доказательств нарушения личных неимущественных прав истца в период содержания в следственном изоляторе, равно как и доказательств причинения ему морального вреда незаконными действиями (бездействием) ответчиков, а также причинения вреда здоровью в деле не имеется, оснований для удовлетворения требований суд не усматривает, в связи с чем, в удовлетворении иска Г.А.В. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Г.А.В. в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ, УФК по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено < Дата > года.
Судья подпись В.В. Мамичева