Дело № 2-403/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи |
Мальченко А.А., |
при секретаре |
Русановой Е.Ю., |
с участием помощника прокурора г. Дивногорска истца представителя ответчика |
Солодянкиной А.И., Сакович О.Н., Даниленко А.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дивногорска в интересах Сакович Оксаны Николаевны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Дивногорская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
Установил:
Прокурор г. Дивногорска в интересах Сакович О.Н. обратился в суд с иском к КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница», в котором просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также январь, февраль 2018 года в размере 23 595 рублей 36 копеек.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по заявлению Сакович О.Н. о нарушении её социальных прав в сфере трудовых отношений в части выполнения работодателем законодательства об оплате труда прокуратурой г. Дивногорска установлено, что Сакович О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет трудовую деятельность в должности кастелянши КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» в соответствии с трудовым договором №-БС от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно трудовому договору, продолжительность рабочей недели Сакович О.Н. составляет 40 часов в неделю. Из расчетных листов следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сакович О.Н. начислялась заработная плата согласно отработанному времени.
В соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, начисление заработной платы Сакович О.Н. должно было производиться следующим образом: МРОТ, установленный федеральным законом (с учетом фактически отработанного времени) + районный коэффициент + надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Таким образом, Сакович О.Н. не начислены и не выплачены суммы заработной платы: за января 2017 года - 1 408 рублей; за март 2017 года - 1 408 рублей; за апрель 2017 года - 1 408 рублей; за май 2017 года - 1 215 рублей 20 копеек; за июнь 2017 года - 791 рубль 67 копеек; за августа 2017 года – 656 рублей 69 копеек; за сентябрь 2017 года - 1415 рублей 68 копеек; за октябрь 2017 года - 3183 рубля 32 копейки; за ноябрь 2017 года - 1888 рублей; за декабрь 2017 года - 1888 рублей; за январь 2018 года - 4 166 рублей 40 копеек; за февраль 2018 года - 4 166 рублей 40 копеек, а всего 23 595 рублей 36 копеек.
Прокурор Солодянкина А.И., истец Сакович О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, аналогичным изложенным в иске.
Представитель ответчика Даниленко А.В. в судебном заседании иск признал частично, считает возможным удовлетворить исковые требования на сумму 7 843 рублей 67 копеек, из которых: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в размере 10 102 рублей 87 копеек, за январь 2018 года – в размере 4166 рублей 40 копеек, за февраль 2018 года – в размере 4166 рублей 40 копеек, по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица – министерства здравоохранения Красноярского края, надлежащим образом уведомленный о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки суду не представил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37), минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 № 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24 сентября 1989 № 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакциях ФЗ от 19 декабря 2016, 28 декабря 2016), установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года в сумме 7 800 рублей в месяц; с 1 января 2018 года в сумме 9 489 рублей в месяц.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Сакович О.Н. была принята на работу в КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» на должность кастелянши, что подтверждается трудовым договором №-БС от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно условиям трудового договора работнику установлен должностной оклад в размере 2 454 рублей за календарный месяц, исходя из нормы 40 часов в неделю, а также районный коэффициент в размере 30% и северная надбавка в размере до 30% п.п. 4.2, 4.3 трудового договора.
Учитывая приведенные нормы материального права, размер заработной платы работника, суд пришел к выводу, что ответчиком неправильно применено начисление заработной платы истцу, поскольку, исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 июля 2017 года МРОТ в сумме 7 800 рублей в месяц, с 01 января 2018 - 9 489 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%.
С 01 июля 2017 года истец должна была получать размер заработной платы в месяц не менее 12 480 рублей, с 01 января 2018 года – не менее 15 182 рублей 40 копеек.
Вместе с тем, согласно расчетным листкам, истцу была начислена заработная плата в периоды: в январе 2017 года в размере 13 574 рублей 66 копеек, в марте 2017 года в размере 9 215 рублей; в апреле 2017 года в размере 9215 рублей; в мае 2017 года в размере 9 064 рублей 74 копеек; в июне 2017 года в размере 9630 рублей 16 копеек; в августе 2017 года в размере 3734 рублей 07 копеек; в сентябре 2017 года в размере 13703 рублей 74 копеек; в октябре 2017 года в размере 9532 рублей 62 копеек; в ноябре 2017 года в размере 12046 рублей 17 копеек; в декабре 2017 года в размере 9215 рублей; в январе 2018 года в размере 14 376 рублей; в феврале 2018 года в размере 11 883 рублей 84 копеек.
С учетом изложенного в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 23 595 рублей 36 копеек из расчета:
- за январь 2017 года в размере 1 408 рублей 33 копеек (7 500 рублей + 2250 + 2 250 рублей = 12 000 рублей – 10 592 рубля);
- за март 2017 года в размере 1 408 рублей 33 копеек (7 500 рублей + 2250 + 2 250 рублей = 12 000 рублей – 10 592 рубля);
- за апрель 2017 года в размере 1 408 рублей 33 копеек (7 500 рублей + 2250 + 2 250 рублей = 12 000 рублей – 10 592 рубля);
- за май 2017 года в размере 4 875 рублей (с учетом отработанного времени 104 часа) + 1462 рубля 50 копеек + 1 462 рубля 50 копеек = 7800 – 6584 рубля 48 копеек;
- за июнь 2017 года в размере 791 рубля 67 копеек (7 500 рублей + 2 250 рублей + 2250 рублей = 12 000 рублей – 10 766 рублей 33 копейки) (с учетом перерасчета в июле 2017 года за июнь 2017 года в размере 442 рубля);
- за август 2017 года в размере 656 рублей 69 копеек (с учетом отработанного времени 64 часа) + 813 рублей 91 копейка + 813 рублей 91 копейка = 4340 рублей 86 копеек – 3684 рублей 17 копеек;
- за сентябрь 2017 года в размере 1415 руб. 68 коп. (7 800 рублей + 2340 + 2 340 рублей = 12480 рублей – 11 064 рубля 32 копейки);
- за октябрь 2017 года в размере 3183 рублей 32 копеек (7 090 рублей 90 копеек (с учетом отработанного времени 160 часов) + 2127 рублей 27 копеек + 2 127 рублей 27 копеек = 11345 рублей 44 копейки – 8 162 рублей 12 копеек);
- за ноябрь 2017 года в размере 1 888 рублей (7 500 рублей + 2250 + 2 250 рублей = 12 000 рублей – 10 592 рубля);
- за декабрь 2017 года в размере 1 888 рублей (7 500 рублей + 2250 + 2 250 рублей = 12 000 рублей – 10 592 рубля);
- за январь 2018 года в размере 4 166 рублей 40 копеек (9 489 рублей + 2 846 рублей 70 копеек + 2 846 рублей 70 копеек = 15 182 рублей 40 копеек – 11 016 рублей);
- за февраль 2018 года в размере 4 166 рублей 40 копеек ((9 489 рублей + 2 846 рублей 70 копеек + 2 846 рублей 70 копеек = 15 182 рублей 40 копеек – 11 016 рублей).
Доводы ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление, о том, что правовая позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, согласно которой в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, не подлежит применению к правоотношениям, возникшим за прошедшее время, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление прокурора г. Дивногорска в интересах Сакович Оксаны Николаевны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Дивногорская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» в пользу Сакович Оксаны Николаевны недоначисленную заработную плату в размере 23 595 (двадцать три тысячи пятьсот девяноста пять) рублей 36 копеек.
Взыскать с КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Мальченко А.А.
«Согласовано» _____________________________судья А.А. Мальченко