Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2020 года 66OS0000-01-2019-000722-42 3а-145/2020 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
13 мая 2020 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С.И.,
при секретаре Ивановой Д.В.,
с участием представителя заинтересованного лица Калиман О.В. – Коршуновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калиман Елены Александровны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
установил:
Калиман Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: ... (далее – земельный участок, объект недвижимости).
Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется исходя из кадастровой стоимости, которая не соответствует рыночной, поэтому Калиман Е.А. просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 28 октября 2013 года на основании отчета общества с ограниченной ответственностью «НОВО-СИТИ»» (далее – ООО «НОВО-СИТИ») от 13 ноября 2019 года № 350-754-1/2019 в размере 19179 000 руб.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Калиман О.В. – Коршунова Е.С. требования заявления поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление Росреестра по Свердловской области), заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явились, направили письменные отзывы, в которых просили рассмотреть дело в свое отсутствие, вопрос об удовлетворении заявленных требований оставили на усмотрение суда.
Административный истец Калиман Е.А., представитель административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, заинтересованные лица Калиман О.В., Администрация города Екатеринбурга в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав представителя заинтересованного лица Калиман О.В. – Коршунову Е.С., допросив в качестве свидетеля ( / / )7., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Как следует из материалов дела, Калиман Е.А. и Калиман О.В. на основании договора аренды земельного участка от 29 октября 2015 года № Т-741, дополнительного соглашения от 19 мая 2016 года к договору аренды земельного участка от 29 октября 2015 года № Т-741 являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: ....
Размер арендной платы за земельный участок определяется исходя из кадастровой стоимости, поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельного участка непосредственно влияют на права и обязанности административного истца как арендатора.
Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка установлена по состоянию на 28 октября 2013 года актом определения кадастровой стоимости от 28 октября 2013 года в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 8905,99 руб./кв. для земельных участков, предназначенных для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, расположенных в кадастровом квартале № (утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург») и составила 30253648,03 руб.
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка внесены в ГКН – 28 октября 2013 года.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.
Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Принимая во внимание, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки в отношении земельного участка и оспариваемая кадастровая стоимость является действующей, суд восстанавливает административному истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил в суд отчет об оценке от 13 ноября 2019 года № 350-754-1/2019 (л.д. 20-170), составленный оценщиком ООО «НОВО-СИТИ», из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 28 октября 2013 года составляет 19179 000 руб.
Оценивая отчет ООО «НОВО-СИТИ» от 13 ноября 2019 года № 350-754-1/2019, суд учитывает, что он выполнен и подписан оценщиком ( / / )4, которая имеет высшее профессиональное образование, стаж работы в области оценочной деятельности с 2015 года, является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», имеет квалификационный аттестат по направлению подготовки оценочной деятельности «Оценка недвижимости», ее профессиональная ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована в установленном порядке. В судебном заседании оценщик ( / / )4 была допрошена судом в качестве свидетеля и после предупреждения об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации подтвердила изложенные в отчете выводы.
В ходе допроса ( / / )4 суд пришел к выводу об обоснованности выводов оценщика, поскольку они соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, отчет выполнен в соответствии с действующими Федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком, в том числе при получении информации об объектах-аналогах. Применение сравнительного подхода в оценке обоснованно, определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых и цене их реализации на дату предложения представлена достоверная информация. При выполнении расчетов в рамках метода сравнения продаж оценщик обосновывает применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.
Проанализировав отчет, суд приходит к выводу, что он отвечает требованиям относимости и допустимости, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, основан на результатах достаточно подробного анализа рынка, содержит обоснование выбранных методов исследования, описание исследуемого объекта и объектов-аналогов, обоснование примененных корректировок и другие необходимые сведения, а выполненные расчеты соответствуют применяемым методам и подходам.
Доказательств, опровергающих выводы отчета, административными ответчиками не представлено, материалы дела таковых не содержат.
С учетом изложенного, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит удовлетворению.
Суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 28 октября 2013 года подлежит определению в размере его рыночной стоимости, определенном по отчету ООО «НОВО-СИТИ» от 13 ноября 2019 года № 350-754-1/2019.
Дата подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (дата обращения административного истца с административным исковым заявлением) –26 декабря 2019 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Калиман Елены Александровны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 28 октября 2013 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... размере его рыночной стоимости 19179 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 26 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Председательствующий |
С.И. Жейнова |