Дело №5-579/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства
по делу об административном правонарушении
16 апреля 2015 г. г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска РМ Парамонов С. П.,
при секретаре судебного заседания Абдулловой А. Х.,
с участием в деле:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – заведующей отделом по Пролетарскому району жилищного управления Администрации городского округа Саранск Карасевой Т. А.,
её защитника Клыковой М. Д.,
прокурора Орехова А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении заведующей отделом по Пролетарскому району жилищного управления Администрации городского округа Саранск Карасевой Т. А. по части 4 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 23.1, 24.5, 29.1-29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Мордовия ФИО4, рассмотрев материалы проверки по факту нарушения Администрацией городского округа Саранск возбудил в отношении заведующего отделом по Пролетарскому району Жилищного управления администрации городского округа Саранск Карасевой Т. А., <данные изъяты>, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование решения указал, что должность заведующей отделом по Пролетарскому району Жилищного управления Администрации городского округа Саранск (далее - Отдел) занимает Карасева ТА., на основании распоряжения Главы Администрации городского округа Саранск от 31.08.2009 № 148-рк. Её полномочия закреплены в пп. 7 п. 7 Положения об Отделе, утвержденного распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск от 14.10.2009 № 194-р, а так же п.п. 6,7,18 должностной инструкции заведующего Отделом, утверждённой распоряжением Администрации городского округа Саранск от 07.03.2013 № 15-р. В частности она наделена полномочиями по рассмотрению обращений граждан по вопросам, отнесенным к компетенции данного Отдела. Будучи подвергнутой административному наказанию по ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей на основании постановления мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Саранска от 18.08.2014, вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей 22.10.2014 в здании вышеназванного Отдела, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ленина, д. 4, повторно допустила нарушение установленных ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требований о сроках предоставления государственных услуг.
Так, в течение 30 дней Карасева Т.А. не рассмотрела обращение ФИО2 (от 09.09.2014 вх. № 12773/4-33) о принятии его на учёт граждан, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья по категории «участник Великой Отечественной войны». При этом в установленном законном порядке срок рассмотрения обращения она не продлила, ответ заявителю дала лишь 31.10.2014, то есть по истечении 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственной услугой понимается, в том числе, осуществляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.п. 1 и 2 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по предоставлению государственной услуги в виде обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны жильем переданы субъектам Российской Федерации. Средства на реализацию указанных передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Администрация городского округа Саранск на основании п. 12 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 2 и 4 ст. 11 Закона Республики Мордовия от 01.07.2005 № 57-3 «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» наделена указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Таким образом, Карасева Т.А. 22.10.2014 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ - нарушение должностным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги, когда нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Карасева Т.А. с доводами, изложенными в постановлении заместителя прокурора Республики Мордовия ФИО4 от 20.03.2015 года не согласилась, пояснив, что она не могла рассмотреть заявление ФИО2 в тридцатидневный срок, поскольку ей не были представлены документы, от которых зависело принятие решения. В случае принятия решения в отсутствие таких документов нарушались бы права либо заявителя, либо Российской Федерации, что могло повлечь существенные последствия. Просила производство по делу прекратить.
Защитник Карасевой Т.А. Клыкова М.Д. поддержала доводы своей подзащитной, дополнительно пояснив, что требования заместителя прокурора Республики Мордовия ФИО4 не основаны на законе, поскольку, вменяя её подзащитной факт «непродления» сроков рассмотрения заявления ФИО2, он сослался на Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Ни этот, ни другие нормативные акты и подзаконные акты, регулирующие деятельность муниципальных органов в данной сфере, не предусматривают возможность продления сроков рассмотрения заявления гражданина. Таким образом, данное требование заместителя прокурора Республики Мордовия ФИО4 незаконно. Просила производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Прокурор отдела управления Прокуратуры Республики Мордовия Орехов А.В. доводы, изложенные в постановлении заместителя прокурора Республики Мордовия ФИО4 от 20.03.2015 года поддержал, просил признать Карасеву Т.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом мнения сторон, на основании исследованных в судебном заседании материалов, представленных сторонами, суд приходит к следующему.
Карасева ТА. занимает должность заведующей отделом по Пролетарскому району Жилищного управления Администрации городского округа Саранск на основании распоряжения Главы Администрации городского округа Саранск от 31.08.2009 № 148-рк (л.д.57-58).
Должностная инструкция заведующей отделом по Пролетарскому району Жилищного управления Администрации городского округа Саранск утверждена распоряжением Администрации г.о.Саранск №15-р от 07.03.2013 года (л.д.31-46).
Статья 5.63. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Часть 1 предусматривает ответственность за нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Часть 1.1предусматривает ответственность за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния,
Часть 2 предусматривает ответственность за требование лицами, указанными в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Часть 4 предусматривает ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия от 18 августа 2014 года Карасева Т. А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; (пункт 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации № 210- ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 11 Закона Республики Мордовия № 57- З от 1 июля 2005 года «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» органы местного самоуправления городского округа наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. Администрация городского округа Саранск наделяется указанными полномочиями на неограниченный срок.
Постановлением Правительства Республики Мордовия № 335 от 25 августа 2005 года разработаны Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с пунктом 18 указанных Правил, Администрация муниципального образования не позднее чем через 30 рабочих дней со дня получения документов обязана рассмотреть заявления гражданина и сообщить ему о принятом решении.
Согласно пункту 7.1. Правил учета граждан, Администрация муниципального образования самостоятельно истребует в органе по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об имеющихся правах гражданина и членов его семьи и сделках с недвижимым имуществом на территории Российской Федерации.
Граждане вправе представить указанные документы самостоятельно. Документы представляются гражданами в срок не позднее одного месяца с даты их выдачи.
Из представленных в суд документов усматривается, что 09 сентября 2014 года в администрацию городского округа Саранск поступило заявление от ФИО2 о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории участник ВОВ, <данные изъяты> (л.д.4).
17.09.2014 года на основании запроса от 11.09.2014 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в адрес КУ «МФЦ» г.о.Саранск направлено уведомление об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений у ФИО2. В данном уведомлении указано, что оно содержит информацию, предоставленную всеми территориальными органами Росреестра кроме Управления Росреестра по Московской области. Уведомление поступило в КУ «МФЦ» г.о.Саранск 19.09.2014 года.
Письмом заместителя Главы Администрации г.о.Саранск - Директора Департамента строительства ФИО1 №Пр-6105 от 02.10.2014 года ФИО3 – представитель ФИО2 была извещена о приостановлении рассмотрения заявления в связи с непоступлением сведений из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Согласно сопроводительному реестру 22.10.2014 года был повторно направлен запрос о предоставлении сведений из ЕГРП на имя ФИО2 (порядковый номер 96) (л.д.23).
27.10.2014 года на основании запроса, поступившего 24.10.2014 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в адрес Администрации г.о.Саранск направлено уведомление об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений у ФИО2. В данном уведомлении указано, что оно содержит информацию, предоставленную Управлением Росреестра по Московской области. Данное уведомление поступило 05.11.2014 года (л.д.25).
Из сообщения Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) № 10-исх/13395-АП/14 от 20.11.2014 года за подписью заместителя руководителя ФИО5 следует, что в связи с возникшими трудностями технического плана – отсутствие актуальной информации в информационном ресурсе, обработка запросов по Московской области осуществляется в ручном режиме, что увеличивает сроки обработки запросов. Данный ответ был дан на письмо Администрации г.о.Саранск от 08.10.2014 года № 6484-исх.
Таким образом, судом установлено, что Карасева Т.А. была фактически лишена возможности повлиять на сложившуюся ситуацию по получению необходимой информации в отношении ФИО2 в установленный срок.
В соответствии с пунктом 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
3) не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки (действий), приведшей (приведших) к намеренному ухудшению жилищных условий;
4) право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки ранее реализовано, за исключением случаев, если гражданин до совершеннолетия в составе семьи родителей получал социальную выплату (безвозмездную субсидию) на приобретение или строительство жилья из бюджетов различных уровней.
В связи с этим, неполученная в установленный срок информация из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним у ФИО2 из Управления Росреестра по Московской области существенным образом влияла на разрешение заявления ФИО2 от 09.09.2014 года, поскольку создавалась угроза нарушения прав ФИО2 на получение государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья с одной стороны, либо угроза нарушения интересов Государства с другой стороны, в случае необоснованной постановки заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 30.10.2014 года №2884 ФИО2 поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Об этом Карасева Т.А. уведомила ФИО3 – представителя ФИО2 письмом №1227 – исх-ПА/ЖУ от 31.10.2014 года.
23 марта 2015 года за ФИО2 было зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Таким образом, права ФИО2 и охраняемые законом интересы государства были соблюдены. То есть, причиненный Карасевой Т.А. вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Согласно статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, в случае действия лица в состоянии крайней необходимости.
Суд считает доводЗаместителя прокурора Республики Мордовия ФИО4, изложенный в Постановлении от 20.03.2015 года о том, что Карасева Т.А. в установленном законном порядке срок рассмотрения обращения не продлила, ответ заявителю дала лишь 31.10.2014, то есть по истечении 30 рабочих дней со дня регистрации заявления, не состоятельным, поскольку не основан на законе. В судебном заседании прокурор Орехов А.В. так же не привел нормы, которая бы давала возможность продлить срок рассмотрения заявления гражданина о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В Постановлении заместителем прокурора ФИО4 так же указано, что ответ ФИО2 Карасева Т.А. направила только 31.10.2014 года. Данный довод так же является несостоятельным, поскольку, как указывалось выше, письмом заместителя Главы Администрации г.о.Саранск - Директора Департамента строительства ФИО1 №Пр-6105 от 02.10.2014 года ФИО3 – представитель ФИО2, была извещена о нарушении срока рассмотрения заявления ФИО2 с указанием причин такого нарушения. Исполнителем данного письма указана Т.А.Карасева.
Руководствуясь статьями 23.1, 24.5, 29.1-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении заведующей отделом по Пролетарскому району жилищного управления Администрации городского округа Саранск Карасевой Т. А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить по основаниям пункта 3 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья С.П.Парамонов