Дело № 2-439/2021
УИД № 18RS0021-01-2021-000387-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2021 года г. Можга УР
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ходыревой Н.В.,
при секретаре Горбуновой М.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника Можгинского межрайонного прокурора Афанасьевой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Можгинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Можгинского района «Вишурская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор Удмуртской Республики обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ «Вишурская ООШ» с требованием: обязать МБОУ «Вишурская ООШ» в срок до 31 декабря 2021 года устранить нарушения об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, террористической безопасности, путем организации оснащения объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями.
В обосновании иска указано, что Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения общеобразовательными организациями законодательства, регламентирующего безопасность обучающихся во время образовательного процесса, в ходе которого выявлены нарушения. Проверкой установлено, что в образовательной организации проведено категорирование, по результатам которого МБОУ «Вишурская ООШ» присвоена 3 категория опасности. Объект (территории) образовательной организации не оснащен стационарными или ручными металлоискателями.
В судебном заседании помощник Можгинского межрайонного прокурора исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Вишурская ООШ», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. В материалах дела от представителя ответчика имеется заявления о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика МБОУ «Вишурская ООШ».
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что в силу своего государственного – правового статуса прокуратура призвана защищать права и законные интересы во всех случаях граждан.
Согласно ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
Статья 20 Конституции РФ, ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» регламентируют право детей на жизнь и здоровье.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об образовании в РФ" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательные организации несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статья 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса),
В соответствии с п. 1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 (далее по тексту - Требования), настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно- технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее - объект (территория).
Согласно п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Исходя из п.п. 14, 15 Требований, следует, что всем объектам (территориям) присваивается категория опасности, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 13 указанных Требований.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.
Согласно п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, а также на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В силу п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 указанных Требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1 –м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
На основании п. 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 указанных Требований, осуществляются иные мероприятия.
Согласно п. 27 Требований в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24, 25 и 26 указанных Требований, осуществляются иные мероприятия.
Из анализа законодательства следует, что требование об оснащении объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями распространяется на образовательные организации первой, второй и третей категорий.
В судебном заседании установлено, что Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения общеобразовательными организациями законодательства, регламентирующего безопасность обучающихся во время образовательного процесса, в ходе которого выявлены нарушения. Проверкой установлено, что в образовательной организации проведено категорирование, по результатам которого МБОУ «Вишурская ООШ» присвоена 3 категория опасности. Объект (территории) образовательной организации не оснащен стационарными или ручными металлоискателями.
Вместе с тем, при проведении проверки образовательной организации выявлены нарушения данных требований. Объект (территории) образовательной организации не оснащен стационарными или ручными металлоискателями.
Образовательная организация является потенциальным объектом террористических посягательств, ввиду пребывания в ней большого количества несовершеннолетних и иных граждан, в связи с чем, оно обязано обеспечить безопасное пребывание в образовательном учреждении детей.
Мероприятия, направленные на антитеррористическую защиту объекта которые изложены в требованиях являются обязательными для исполнения, их выполнение необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Негативными последствиями выявленных нарушений законодательства является угроза жизни и здоровью несовершеннолетних, нарушение права на образование в условиях безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Можгинского района «Вишурская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства – удовлетворить.
Обязать МБОУ «Вишурская ООШ» в срок до 31 декабря 2021 года устранить нарушения об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, террористической безопасности, путем организации оснащения объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 10 марта 2021 года.
Председательствующий судья /подпись/ Н.В. Ходырева