Дело № 12-134/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г.Миасс, Челябинская область, 14 июня 2018 года
Судья Миасского городского суда Челябинской области Чепур Я.Х.
при секретаре судебного заседания Рыбниковой Д.С.,
рассмотрев в помещении Миасского городского суда жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод СпецАгрегат» на постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Дресвянникова О.Ю. НОМЕР от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Дресвянникова О.Ю. НОМЕР от ДАТА ООО «Завод СпецАгрегат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
ООО «Завод СпецАгрегат» обратилось в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, которое просит отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с тем, что при составлении протокола не учтен факт добровольного исполнения заводом предписания, объект поставлен на учет, кроме того, ответственным на заводе за работу с опасными отходами назначен Воробьев В.И., который и должен быть привлечен к административной ответственности, как должностное лицо (л.д. 1-2).
В судебном заседании защитники ООО "Завод СпецАгрегат" – Воробьев В.И., Короткова Н.В. доводы жалобы поддержали.
Лицо, вынесшее постановление - старший государственный инспектор Дресвянников О.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав представителей заявителя, должностное лицо, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. с 1 января 2015 г.) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч. 2 ст. 69.2 указанного Федерального закона).
Форма заявки о постановке объектов ОНВОС на государственный учет утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 554.
Электронное средство формирования заявки о постановке объекта ОНВОС на учет в электронном виде и методические рекомендации по ее заполнению опубликованы Управлением Росприроднадзора на своем официальном сайте в сети "Интернет" в соответствии с п. 36 Правил создания и ведения государственного реестра объектов ОНВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 572.
О
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества (статья 1).
При этом в положениях Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" различаются источники выброса: стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника; передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса (статья 1).
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которыми установлено, что в реестр включаются сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Из представленных материалов следует, что ООО «Завод СпецАгрегат» имеет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду - стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Министерство экологии Челябинской области ДАТА направило письменное предостережение НОМЕР в адрес ООО «Завод СпецАгрегат» о необходимости исполнения требований ст. 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", предоставив срок для подачи заявки до ДАТА (л.д.33-34).
На основании приказа Министерства экологии Челябинской области от ДАТА НОМЕР (л.д.26-27) на предприятии была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки мероприятий, выполнение которых предписывалось предостережением Министерства экологии Челябинской области ДАТА НОМЕР.
Сроки проведения проверки не нарушены. Копия приказа о проведении проверки вручена представителю юридического лица (л.д.25,27). При рассмотрении дела грубых нарушений требований Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении внеплановой выездной проверки, в ходе которой выявлены нарушения, не установлено. По результатам проведенной проверки государственным инспектором Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Ковальчук А.С. составлен акт проверки от ДАТА НОМЕР (л.д. 43-44) и в отношении юридического лица – ООО «Завод СпецАгрегат» ДАТА составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, согласно которому выявлены факты неисполнения предостережения Министерства экологии Челябинской области ДАТА НОМЕР и отсутствие сведений о постановке на учет объектов НВОС в Государственный реестр (л.д.41-42). Выявленные нарушения изложены как в акте проверки, так и в протоколе об административном правонарушении, со ссылкой на нарушение ООО «Завод СпецАгрегат» конкретных норм и правил, регламентирующих требования, предъявляемые к охране окружающей среды. Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Завод СпецАгрегат» к административной ответственности. ДАТА старшим государственным инспектором Челябинской области в области охраны окружающей среды Дресвянниковым О.Ю. в отношении ООО «Завод СпецАгрегат» вынесено постановление НОМЕР, которым юридическое лицо ООО «Завод СпецАгрегат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 36-40).Доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья признает относимыми, допустимыми, а в совокупности достаточными для вывода о виновности ООО «Завод СпецАгрегат» в инкриминируемом ему административном правонарушении. Оснований для признания акта проверки и протокола об административном правонарушении недопустимыми доказательствами при рассмотрении дела не установлено.Должностное лицо правильно пришло к выводу о совершении ООО «Завод СпецАгрегат» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ. Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были оценены должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Таким образом, должностное лицо, вынесшее постановление обоснованно пришло к выводу о наличии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ. Действия ООО «Завод СпецАгрегат» правильно квалифицированы по ст. 8.46 КоАП РФ. Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица о доказанности вины ООО «Завод СпецАгрегат» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Наказание назначено ООО «Завод СпецАгрегат» в пределах санкции ст. 8.46 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, в минимальном размере. Представленное заявителем в дело свидетельство о постановке на государственный учет объекта НВОС от ДАТА определяющего значения по делу не имеют, и на квалификацию деяния не влияют, поскольку как следует из указанного свидетельства, объект введен в эксплуатацию ДАТА и в нарушение требований действующего законодательства и предостережения Министерства экологии не был своевременно поставлен на государственный учет. Суд также отклоняет довод жалобы о том, что поскольку ответственным на заводе за охрану окружающей среды и обращения с отходами назначен Воробьев В.И. (л.д.11), который и должен быть привлечен к административной ответственности, как должностное лицо, как не состоятельный, так как санкция статьи предусматривает административную ответственность как в отношении должностных лиц, так и в отношении юридических лиц, при этом прерогативой выбора лица, привлекаемого к административной ответственности обладает административный орган. В целом доводы жалобы сводятся к переоценке установленных должностным лицом обстоятельств и доказательств. Доводы общества не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) ООО «Завод СпецАгрегат» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, а также законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов. Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения оспариваемого заявителем постановления должностного лица не имеется.
В силу ст. 2.9. КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При выборе меры ответственности старший государственный инспектор, в полной мере учел обстоятельства дела, характер административного правонарушения, совершение которого посягает на отношения, объектом которых является охрана окружающей среды в Российской Федерации. Оснований для признания совершенного ООО «Завод СпецАгрегат» административного правонарушения малозначительным и применении положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.46 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным, поскольку содержит угрозу интересам государства в сфере окружающей среды и атмосферного воздуха.
При определении меры наказания должностное лицо учло характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства по делу.
Иные доводы жалобы, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и свидетельствуют о желании избежать административной ответственности за совершенное правонарушение, и являются способом защиты правонарушителя.
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Дресвянникова О.Ю. от НОМЕР от ДАТА год по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завод СпецАгрегат» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод СпецАгрегат» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Миасский городской суд.
Судья Я.Х. Чепур