Дело № 2-1413/12
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерации
гор. Можга Удмуртской Республики 25 октября 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шуравина А.А.,
при секретаре Потаповой Е.А.,
с участием:
истца, - старшего помощника Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Поликарпова П.П.,
представителей ответчика: Стерховой А.П., действующей на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг и Вологжанина Н.А., действующего на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к федеральному казенному учреждению <***> Управления федеральной службы исполнения наказания России по Удмуртской Республике о понуждении выполнить противопожарные мероприятия в соответствии с актом проверки от дд.мм.гггг,
у с т а н о в и л:
Удмуртский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению <***> Управления федеральной службы исполнения наказания России по Удмуртской Республике о понуждении выполнить противопожарные мероприятия в соответствии с актом проверки от дд.мм.гггг.
Исковое заявление мотивировано тем, что Удмуртской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в период 2011-2012, совместно с сотрудниками Отдела надзорной деятельности г.Можги, Можгинского и Граховского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, неоднократно проводились проверки требований пожарной безопасности в ФКУ <***> УФСИН Россия по Удмуртской Республике, в ходе которых выявлялись системные нарушения требований ч.1 ст.10 УИК РФ, ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ №123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и ведомственных нормативных актов, изданных в целях их реализации. По результатам проверок дд.мм.гггг в адрес начальника ФКУ <***> вносилось представление об устранении нарушений закона.
дд.мм.гггг начальником ФКУ <***> подполковником внутренней службы В.В.В. в Удмуртскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была представлена информация об исполнении актов реагирования прокуратуры и инспекции по пожарному надзору за вышеуказанный период.
Из представленных документов следует, что положения Федерального закона «О пожарной безопасности», Приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН», а также представления прокуратуры и предписания инспекции ГПН МЧС России ФКУ <***> в лице начальника учреждения в полном объеме и в установленные сроки не выполняются.
Несмотря на указанные выше меры реагирования на момент проверки (в 2012 году, согласно акту проверки от дд.мм.гггг) вновь выявлены нарушения.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ, Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 не наделяют органы государственного пожарного надзора обращаться в суд с требованием об устранении нарушений правил пожарной безопасности и не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст, 12, 150, ст.1065 ГК РФ, ст.ст.39, 45, 131 ГПК РФ, ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерацию» просит обязать ФКУ <***> УФСИН России по Удмуртской Республике в лице начальника учреждения подполковника внутренней службы В.В.В. в 18 месячный срок выполнить следующие мероприятия (согласно акта проверки от дд.мм.гггг):
-в жилых, производственных, складских помещениях и объектах, штрафных изоляторах смонтировать систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения людей о пожаре,
-провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения, каркаса кровли,
-отделку потолка и путей эвакуации выполнить с применением негорючих материалов с надлежащими показателями пожарной опасности,
-провести планово - ремонтные работы и обслуживание автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ,
-установить двери складских помещений, электрощитовых, вентиляционных камер, архивов в административно-бытовых корпусах с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа,
-в противопожарных преградах разделяющих производственные помещения и административные помещения установить противопожарные двери,
-в производственных и складских помещениях зданий устранить устройство антресолей, конторок (каптерок) и других встроенных помещений из горючих и трудногорючих материалов, листового металла,
-демонтировать горючую отделку, облицовку на путях эвакуации стен и полов; для отделки строительных конструкций на путях эвакуации применить материалы с необходимыми показателями пожарной опасности,
- во всех помещениях установить электросветильники с защитными рассеивателями.
В судебном заседании старший помощник Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Поликарпов П.П. доводы, указанные в исковом заявлении, поддержал, и исковые требования уточнил, попросив исключить из исковых требований следующие требования по нарушениям пожарной безопасности:
- установить двери складских помещений, электрощитовых, вентиляционных камер, архивов в административно-бытовых корпусах с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа;
- установить в противопожарных преградах разделяющих производственные помещения и административные помещения, противопожарные двери;
-в производственных и складских помещениях зданий устранить устройство антресолей, конторок (каптерок) и других встроенных помещений из горючих и трудногорючих материалов, листового металла,
Представители ответчика: Стерхова А.П., действующая на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг и Вологжанин Н.А., действующий на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг, исковые требования не признали. При этом Стерхова А.П. пояснила, что поддерживает доводы, указанные в отзыве на исковое заявление. Из предоставленного отзыва следует, что ответчиком постоянно проводятся работы по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности и в настоящее время уже устранены некоторые из них. Но учреждение является получателем бюджетных средств, в связи с чем, выделенных денежных средств недостаточно для устранения в полном объеме нарушений пожарной безопасности, указанные в акте проверки от дд.мм.гггг.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В статье 2 Конституции РФ закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно ст.ст.18, 46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций.
Согласно п. 4 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» от 18.06.2003 №313 руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно ст. 6 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами.
В силу ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
По результатам проведенной проверки начальником отдела надзорной деятельности г. Можги, Можгинского и Граховского районов А.А.А. и старшим инженером отдела Б.Б.Б. выявлены нарушения требований пожарной безопасности, требующие незамедлительного устранения, о чем составлены справки от дд.мм.гггг и дд.мм.гггг.
Меры, принятые начальником ФКУ <***> В.В.В. , являются неэффективными, нарушения законодательства о пожарной безопасности до настоящего времени не устранены.
Неисполнение ФКУ <***> требований указанного федерального законодательства ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.
Таким образом, начальником ФКУ <***> не выполняется возложенная на него законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, а также выполнять законные требования должностных лиц пожарной охраны, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. ФКУ <***> УФСИН России по Удмуртской Республике является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (сотрудников, осужденных, состав которых постоянно меняется). В связи с чем, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к федеральному казенному учреждению <***> Управления федеральной службы исполнения наказания России по Удмуртской Республике о понуждении выполнить противопожарные мероприятия в соответствии с актом проверки от дд.мм.гггг удовлетворить.
Обязать федеральное казенное учреждение <***> Управления федеральной службы исполнения наказания России по Удмуртской Республике устранить в 18-ти месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, выявленные нарушения пожарной безопасности, а именно:
- в жилых, производственных, складских помещениях и объектах, штрафных изоляторах смонтировать систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения людей о пожаре;
- провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения, каркаса кровли;
- отделку потолка и путей эвакуации выполнить с применением негорючих материалов с надлежащими показателями пожарной опасности;
- провести планово- ремонтные работы и обслуживание автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ;
- демонтировать горючую отделку, облицовку на путях эвакуации стен и полов; для отделки строительной конструкции на путях эвакуации применить материалы с необходимыми показателями пожарной опасности;
- во всех помещениях установить электросветильники с защитными рассеивателями.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 октября 2012 года.
Председательствующий судья А.А. Шуравин