Решение
Именем Российской Федерации
10.08.2020 г. <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Ереминой Н.Н.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> ФИО4,
ответчика ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту Российской Федерации к ФИО2, третье лицо Управление регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о прекращении права на земельный участок,
установил:
Прокуратурой <адрес> проведена проверка законности отчуждения из государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Кировский, Пос. Мирный, <адрес>, для садоводства, площадью 900 кв.м. с кадастровым номером 64:48:030106:292.
Установлено, что решением <адрес> совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отведен земельный участок площадью 900 кв.м. для индивидуального садоразведения, вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый №, ФИО1 зарегистрировано право собственности на данный земельный участок (свидетельство 64-АГ №).
Между ФИО1 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:48:030106:292.
В настоящий момент собственником вышеуказанного земельного участка является ФИО2 на основании свидетельства о государственной регистрации права №-АГ 347334, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено проверкой, земельный участок с кадастровым номером 64:48:020106:292 частично входит в русло реки 1-я Гуселка и входит в 20-ти метровую зону береговой полосы водного объекта общего пользования – реки 1-я Гуселка, в прибрежную защитную полосу объекта общего пользования – реки 1-я Гуселка, что подтверждается сведениями государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающими документами на земельный участок.
В результате решения <адрес> совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отведении ФИО1 рассматриваемого земельного участка произошло незаконное отчуждение из государственной собственности земельного участка, не подлежащего передаче в частную собственность граждан.
На основании вышеизложенного истец обратился в суд и просит с учетом уточнения прекратить зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Пос. Мирный, <адрес>, для индивидуального садоразведения, площадью 295 кв.м. с кадастровым номером 64:48:030106:2214.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности ФИО2 на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, Пос. Мирный, <адрес>, для индивидуального садоразведения, площадью 295кв.м. с кадастровым номером 64:48:030106:2214.
Представитель истца помощник прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании признала исковые требования.
Последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ разъяснены и понятны.
В судебное заседание не явились: представитель третьего лица Управления регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, извещены надлежащим образом.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется судом путем: пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения существовавшего до нарушения права и др.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств.
Согласно ч.1 ст.6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч.ч. 2, 8 ст.6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с ч.6 ст.6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Норма п.8 ст.27 ЗК РФ предусматривает запрет приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в состав земель в Российской Федерации входят, в том числе земли водного фонда (подпункт 6 пункта 1 указанной статьи).
В соответствии со статьей 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли:
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 указанной статьи). В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель (пункт 3 данной статьи).
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством (пункт 4 статьи 102 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором, имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно части 2 статьи 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
В силу данной нормы, к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Федеральным законом N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» вводится запрет на образование земельных участков под поверхностными водами (пункт 2 статьи 102 ЗК РФ).
Понятие водного объекта, определенное в ВК РФ, исключает образование земельных участков, как отдельных объектов в границах водных объектов. Поверхностные воды и покрываемые ими земли, все это вместе взятое является не просто земельным участком, на котором расположен объект, а является в целом водным объектом, не относимым в силу ст. 130 ГК РФ к объектам недвижимости.
В силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых, входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой Линии.
Согласно статье 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Согласно положениям статьи 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.
В силу пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Следовательно, не всеми водными объектами и земельными участками под ними вправе распоряжаться органы управления государственным имуществом, при образовании земельных участков водные объекты не должны быть разделены.
В результате решения <адрес> совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отведении ФИО1 рассматриваемого земельного участка произошло незаконное отчуждение из государственной собственности земельного участка, не подлежащего передаче в частную собственность граждан.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду.
Нарушения, допущенные при отчуждении рассматриваемого земельного участка, влекут за собой нарушение гарантированных Конституцией РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Так, образом, в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 решение <адрес> совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отведении ФИО1 земельного участка из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, Пос. Мирный, <адрес>, для индивидуального садоразведения, площадью 900 кв.м. с кадастровым номером 64:48:030106:292, а также договор купли-продажи вышеуказанного земельного между ФИО1 и ФИО2 не подлежит применению.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
Поскольку законные правовые основания для приобретения ФИО2 права на земельный участок отсутствовали, право собственности указанного гражданина на земельный участок подлежит прекращению.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Земельное, градостроительное и водное законодательство ограничивает возможность использования земельных участков общего пользования в пределах прибрежной защитной полосы.
В соответствии со ст.65 ВК РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Ширина прибрежной защитной полосы объекта общего пользования – реки 1-я Гуселка составляет 40 м.
В границах прибрежных защитных полос запрещается:
1) распашка земель;
2) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Соответственно, в результате незаконного предоставления земельного участка с кадастровым номером 64:48:030106:292, на территории, относящейся к прибрежной защитной полосе, стало возможным осуществление распашки земель и другой сельскохозяйственной деятельности, запрещенной законодательством.
Допущенные при предоставлении земельного участка нарушения норм действующего законодательства также влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Органом местного самоуправления при предоставлении гражданину земельного участка были нарушены требования действующего законодательства. Спорный земельный участок находится в пределах прибрежной защитной полосы, что в силу ограничений, установленных водным законодательством, не позволяет использовать его для ведения огородничества.
Использование земельного участка, предоставленного для огородничества, предполагает выращивание различных культур, вспашку земель, выпас скота, что запрещено водным законодательством в пределах прибрежной защитной полосы во избежание загрязнения водного объекта (ст. 65 ВК РФ).
Между тем, удовлетворение исковых требований прокуратуры не лишает возможности ФИО2 реализовать свое право на использование указанного земельного участка для садоводства по договору аренды, а также использовать имеющиеся объекты недвижимости, возведенные на участке.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Таким образом, суд находит, что признание иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, подлежит принятию судом, а требования истца подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявленные исковые требования заместителя прокурора <адрес> в защиту Российской Федерации к ФИО2 о прекращении права на земельный участок– удовлетворить.
Прекратить зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Пос. Мирный, <адрес>, для индивидуального садоразведения, площадью 295 кв.м. с кадастровым номером 64:48:030106:2214.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности ФИО2 на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, Пос. Мирный, <адрес>, для индивидуального садоразведения, площадью 295 кв.м. с кадастровым номером 64:48:030106:2214.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Кировский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Еремина Н.Н.