Дело № 2-411/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 17 декабря 2020 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при ведении протокола помощником судьи Герасимовым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Сортавальская центральная районная больница» к Жумабекову Яну Павловичу о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением.
Иск предъявлен по тем основаниям, что 04.09.2019 ответчик был принят на работу в ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» на должность врача-акушера-гинеколога по оказанию экстренной помощи, с ним был заключен трудовой договор № 484. На основании приказа Министерства здравоохранения Республики Карелия от 15.03.2017 № 346 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение государственной системы здравоохранения медицинскими кадрами» на 2017 год» и заключенного с ответчиком договора о целевом обучении от 16.06.2017, Жумабекову Я.П. в качестве мер социальной поддержки начислялась и выплачивалась дополнительная стипендия в размере 3 000 рублей. Согласно пп. «д» п. 4 договора о целевом обучении ответчик взял на себя обязательство заключить с истцом трудовой договор не позднее чем через 2 месяца со дня получения соответствующего документа об образовании и фактически отработать в ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» не менее 5 лет. Согласно пп. «е» п. 4 названного договора на работника, не выполнившего указанные обязательства, возложена обязанность по возмещению в течение 1 месяца расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки. При подаче заявления на увольнение по собственному желанию, главным врачом ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» ответчику было предложено добровольно возместить данные расходы без штрафных санкций, на что ответчик ответил отказом. Размер стипендии, которая была выплачена ответчику, в общем размере составил 92 000 рублей.
На основании и изложенного, ссылаясь на положения ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), истец просил взыскать с ответчика 92 000 рублей в возмещение расходов по выплате дополнительной стипендии, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 960 рублей.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности Камсула В.И., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Уточнил, что за 2017 год ответчику выплачивалась стипендия по 3 000 рублей в месяц, а затем дополнительным соглашением размер стипендии был увеличен, с 2018 года ее размер составил 5 000 рублей в месяц.
Ответчик Жумабеков Я.П., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Сычанова М.П. (участвующая в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи), заявленные исковые требования не признала, пояснив, что ответчик не отрицает получение им стипендии по договору о целевом обучении в размере 92 000 рублей. Вместе с тем, толкование условий договора не позволяет прийти к выводу о том, что ответчик взял на себя обязательство по возмещению указанных денежных средств. Обязанность по трудоустройству ответчик выполнил. Кроме того, представитель ответчика отметила, что в случае если суд придет к выводу об обоснованности иска, размер взыскиваемой суммы должен быть определен пропорционально отработанному ответчиком времени, что составит 73 964,15 рубля.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Республики Карелия, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебном заседании отсутствовал, направив письменный отзыв в котором полагал исковые требования подлежащим удовлетворению.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 16.06.2017 между Министерством здравоохранения Республики Карелия, ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» и Жумабековым Я.П. был заключен трехсторонний договор о целевом обучении, по условиям которого ответчик обязался освоить образовательную программу высшего образования – ординатуру по специальности 31.08.01 «Акушерство и гинекология», реализуемую в ФГБОУ высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет», успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить договор с организацией, указанной в подпункте «в» п. 3 настоящего договора, а истец обязался предоставить меры социальной поддержки и организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом (п. 1 Договора).
В соответствии с п. 3 вышеназванного Договора истец взял на себя обязательства по предоставлению ответчику мер социальной поддержки в виде дополнительной стипендии в размере 3 000 рублей ежемесячно за период учебного года (июль и август не выплачивается), и обеспечению трудоустройства в ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ».
Согласно положениям пункта 5 Договора ответчик, в свою очередь, взял на себя обязательство, в том числе, заключить с истцом трудовой договор не позднее чем через 2 месяца со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации и фактически отработать в данном учреждении не менее пяти лет (пп. «д»). Возместить истцу в течение 1 месяца расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных данным договором (пп. «е»).
В соответствии с дополнительным соглашением к договору о целевом обучении от 16.06.2017, пункт 3 Договора изложен в новой редакции, согласно которой, работодатель осуществляет выплату ежемесячной стипендии в размере 5 000 рублей, в том числе за счет средств целевых субсидий в размере 2 500 рублей, и за счет средств от приносящей доход деятельности 2 500 рублей в период учебного года в течение 2018 года (июль, август месяцы не выплачивается).
Согласно приказу от 03.04.2019 № 482/к ответчик Жумабеков Я.П. с 04.09.2019 был принят на работу в ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» в акушерское отделение врачом акушером-гинекологом по оказанию экстренной помощи, с ним был заключен трудовой договор от 04.09.2019 № 484.
28.02.2020 ответчиком Жумабековым Я.П. было подано заявление об увольнении по собственному желанию с 13.03.2020.
На основании приказа от 13.03.2020 № 110-к Жумабеков Я.П. был уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) по инициативе работника.
Материалы дела также свидетельствуют, что во исполнение договора о целевом обучении от 16.06.2017 за период обучения в ординатуре истцом ответчику производилась выплата стипендии, общий размер которой за период обучения 2017-2019 годы составил 92 000 рублей, что подтверждается представленными в дело платежными поручениями и карточкой счета (л.д. 18-25).
Факт получения ответчиком дополнительной стипендии в указанном размере подтвердила в судебном заседании представитель ответчика.
Истец, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, указал, что на ответчике лежит обязанность по возмещению расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки в виде выплаты дополнительной стипендии, поскольку в нарушение взятых на себя обязательств по договору о целевом обучении, не осуществил фактическую трудовую деятельность в ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» на протяжении пяти лет.
Анализ сложившихся правоотношений позволяет суду прийти к выводу, что в данном случае между истцом и ответчиком возник индивидуальный трудовой спор (ст. 381 ТК РФ). К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абз. 8 ч. 1 ст. 21 ТК РФ относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 196 ТК РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения вышеуказанного договора о целевом обучении) необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статей 197 ТК РФ определено, что работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в гл. 32 Трудового кодекса РФ.
Частью 1 ст. 198 ТК РФ предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в ст. 199 ТК РФ. Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (ч. 1 ст. 200 ТК РФ).
На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст. 205 Трудового кодекса РФ).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в ст. 207 ТК РФ.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Из правового регулирования порядка заключения работодателем ученического договора на профессиональное обучение с лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, следует, что обязанность такого лица возместить затраты, связанные с его обучением, понесенные работодателем, возникает в связи с намерением работодателя заключить трудовой договор с данным лицом по окончании обучения и невыполнением учеником после окончания обучения обязательства отработать у данного работодателя установленный ученическим договором период.
Из определенных договором о целевом обучении от 16.07.2017 условий видно, что он заключен между Министерством здравоохранения Республики Карелия, истцом ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» и ответчиком Жумабековым Я.П. с целью дальнейшего трудоустройства ответчика в учреждения здравоохранения Республики Карелия по окончании его обучения. Суд приходит к выводу, что такой договор по смыслу ч. 1 ст. 198 ТК РФ является ученическим договором, заключаемым между работодателем и лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя.
Соответственно, заявленный спор об исполнении обязательств по договору о целевом обучении, содержащему условие об исполнении лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, обязательства по отработке у работодателя в течение определенного времени, должен разрешаться в соответствии с положениями гл. 32 «Ученический договор» ТК РФ.
Согласно ч. 6 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в момент заключения договора о целевом обучении) существенными условиями договора о целевом обучении являются, в том числе обязательства органа или организации, указанных в части 3 данной статьи, и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией; основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.
В силу части 7 статьи 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в момент заключения договора о целевом обучении) гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, обучающийся по целевому обучению, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов.
В настоящее время указанная норма изложена в следующей редакции. Существенными условиями договора о целевом обучении являются, в том числе, обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении: по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения); по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором (ч. 2).
В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки (ч. 6).
Во время заключения между сторонами договора о целевом обучении от 16.06.2017 действовали Правила о порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076. Указанным постановлением утверждена типовая форма договора о целевом обучении.
В судебном заседании установлено, что договор о целевом обучении заключен с ответчиком по указанной типовой форме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 302 было утверждено новое Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
По смыслу изложенных норм, в случае невыполнения лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока это лицо должно возместить работодателю стипендию, выплаченную за все время ученичества (ст. 207 ТК РФ).
В судебном заседании установлено, что ответчиком надлежащим образом не исполнены условия договора о целевом обучении от 16.06.2017, так как в нарушение взятых на себя обязательств Жумабеков Я.П. не осуществил фактическую трудовую деятельность в ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» на протяжении пяти лет. Ответчик фактически отработал в ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» 06 месяцев 10 дней.
Также установлено, что ответчик прекратил трудовую деятельность по своей инициативе (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). О причинах, объективно препятствующих работе в течение пяти лет (например, инвалидность и (или) иное), ответчиком не сообщено.
В данном случае, суд находит ошибочной ссылку представителя ответчика на ст. 249 ТК РФ и на необходимость взыскания денежных средств пропорционально отработанному ответчиком времени, поскольку истец взыскивает не иные расходы, связанные с обучением ответчика, а выплаченную стипендию, которая подлежит взысканию в порядке ст. 207 ТК РФ, то есть за все время прохождения обучения.
Таким образом, в силу условий договора о целевом обучении от 16.06.2017 и изложенных выше норм на ответчике лежит обязанность по возмещению истцу расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки в виде выплаты дополнительной стипендии во время прохождения обучения.
В связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, связанные с предоставлением истцом мер социальной поддержки в виде выплаты дополнительной стипендии, в размере 92 000 рублей ((3000 рублей х 4 месяца (за период с сентября по декабрь 2017 года) + (5 000 рублей х 6 месяцев (за период с января по июнь 2018 года) + (5 000 рублей х 10 месяцев (за период с сентября 2018 года по июнь 2019 года)).
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за подачу иска в суд.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Жумабекова Яна Павловича в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Сортавальская центральная районная больница» 92 000 (девяносто две тысячи) рублей в возмещение затрат, понесенных работодателем на выплату стипендии, а также судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче иска в суд, в размере 2 960 (две тысячи девятьсот шестьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца с даты составления решения в окончательной форме.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2020.