Решение по делу № 33-2250/2019 от 03.06.2019

Судья Ландаренкова Н.А. Дело № 33 – 2250/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 июля 2019 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Коржакова И.П.,

судей: Федоришина А.С., Степанова С.А.

при секретаре Бурганцовой А.М.

с участием истца Мирзоева С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Мирзоева Салома Саидниезовича на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 16 апреля 2019 года,

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца Мирзоева С.С.,

установила:

Мирзоев С.С. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о внеочередном предоставлении жилого помещения, указав, что зарегистрирован и проживает в .... Указанный жилой дом в соответствии с постановлением Администрации г.Смоленска от 06.07.2015г. №1281-адм "О реализации решений городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Смоленска" признан аварийным и подлежащим сносу. Переселение граждан из аварийного дома запланировано на 2020 год. Постановлением Администрации г.Смоленска от 19.12.2018г. №3381- адм истец признан малоимущим, постановлением от 19.12.2018г. №3382-адм принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. У органа местного самоуправления возникла обязанность по предоставлению ему другого жилого помещения на праве собственности ранее срока, установленного в постановлении от 06.07.2015г., поскольку дальнейшее проживание в квартире представляет угрозу жизни и здоровью. Бездействием ответчика нарушаются его жилищные права. Просил суд удовлетворить заявленные требования, обязать ответчика во внеочередном порядке предоставить ему жилое помещение на праве собственности площадью не менее <данные изъяты>

Представитель Администрации г.Смоленска иск не признала, указав, что поскольку Администрацией г.Смоленска решение об изъятии жилых помещений не принималось и соглашение между сторонами о предоставлении другого жилого помещения не заключалось, суд не вправе обязывать ответчика предоставить истцу жилое помещение. Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Указанное правовое регулирование не содержит конкретных сроков переселения граждан из аварийного жилья. Срок переселения, указанный в постановлении Администрации г.Смоленска от 06.07.2015г. № 1281-адм «О реализации решений городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Смоленска» и само постановление соответствует требованиям Закона. Просила в иске отказать.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 16 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Мирзоеву С.С. отказано.

В апелляционной жалобе Мирзоев С.С. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает на то, что проживание в спорном жилом помещении с учетом физического износа дома представляет угрозу жизни и здоровью; указанный жилой дом был включен в Муниципальную адресную программу по сносу и реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий г.Смоленска на 2008-2011 гг., утвержденную решением 56 сессии Смоленского городского Совета III созыва от 20.05.2008г. №849; с 2012г. не принято другой адресной Программы. Указывает на то, что необходимость незамедлительного расселения дома с целью обеспечения безопасности проживающих в аварийном доме людей не может быть поставлена в зависимость от установленного ответчиком срока отселения.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

По смыслу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда возможно в рамках реализации соответствующей региональной адресной программы.

Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. При этом другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014г.).

В соответствии с ч.6 ст.32 ЖК РФвозмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Согласно разъяснений, данных в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный Закон от 21 июля 2007г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Из положений приведенного Закона следует, что предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда на осуществление переселения не может быть произвольным.

Основанием для предоставления такой финансовой поддержки, как это прямо следует из положений этого Федерального закона от 21 июля 2007г. N 185-ФЗ, является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соответствующей требованиям, предъявляемым статьей 16 названного Федерального закона.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и обоснование этого объема финансирования с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007г. N 185-ФЗ, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемой в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 данной статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, должна соответствовать требованиям части 2.1 данной статьи.

Таким образом, из приведенных норм права в их совокупности следует, что органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома в связи с его ветхостью и аварийностью, другим благоустроенным жилым помещением обеспечиваются лица, занимающие такие дома по договору социального найма. В случае с собственником жилого помещения в таком доме предоставление другого благоустроенного жилого помещения имеет иной определенный порядок. А именно собственнику жилого помещения, расположенного в доме, подлежащем сносу, иное жилое помещение предоставляется в случае изъятия земельного участка, расположенного под этим домом, для государственных, муниципальных нужд, либо в случае включения лиц, проживающих в таком доме, в региональную или муниципальную программу переселения из ветхого аварийного дома путем составления соглашения с собственником о выкупе либо предоставлении другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Из материалов дела видно, что на основании договора купли-продажи от 03.02.2015г. Мирзоеву С.С. на праве собственности принадлежит квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная по адресу: г... о чем 11.02.2015г. внесена запись в ЕГРН.

Согласно заключению городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г.Смоленска от 11.06.2015г. №18 конструкции домовладения ... вследствие длительной эксплуатации и природно-климатических факторов утратили первоначальные технико-эксплуатационные качества; в них появились дефекты, повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности, в связи с чем, имеются основания для признания названного многоквартирного дома, износ которого составляет 65%, аварийным.

Постановлением Администрации г.Смоленска от 06.07.2015г. №1281-адм «О реализации решений городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г.Смоленска» ... признан аварийным и подлежащим сносу с установлением срока переселения проживающих в нем граждан за счет средств бюджета г.Смоленска - 2020 год.

Постановлением Администрации г.Смоленска от 19.12.2018г. №3381-адм Мирзоев С.С. признан малоимущим.

Постановлением Администрации г.Смоленска от 19.12.2018г. №3382-адм Мирзоев С.С. принят на учет в Администрацию г.Смоленска малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г.Смоленске.

Обосновывая свои требования, истец сослался на непригодность принадлежащего ему жилого помещения для проживания в связи с аварийностью дома и необходимость незамедлительного внеочередного предоставления ответчиком помещения на праве собственности взамен занимаемого им жилого помещения.

Установив, что спорное домовладение в какую-либо региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включено, суд посчитал, что положения Федерального закона от 21 июля 2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не подлежат применению к спорным правоотношениям, а права собственников жилых помещений данного дома обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.

Поскольку предусмотренные ст.32 ЖК РФ мероприятия, связанные с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений признанного аварийным дома ..., органом местного самоуправления не осуществлялись, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд и жилых помещений данного дома, не принималось,соглашения между сторонами о предоставлении другого жилого помещения не заключалось, то, как верно посчитал суд, у Администрации г.Смоленска на момент рассмотрения спора не возникло обязанности предоставить Мирзоеву С.С. равноценное занимаемому им жилое помещение.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и учитывая, что на момент заявления истцом требований срок переселения граждан из д..., признанного аварийным и подлежащим сносу, установленный постановлением Администрации г.Смоленска от 06.07.2015г. №1281-адм, не истек (2020 год), а также принимая во внимание, что, приобретая спорную квартиру по договору купли-продажи от 03.02.2015г., Мирзоев С.С. был удовлетворен качественным состоянием приобретаемой квартиры, с которой ознакомлен путем осмотра, произведенного им перед заключением договора, и принял квартиру по акту приема-передачи, что указано в п.4 договора, подписал акт приема-передачи жилого помещения от продавца покупателю, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Мирзоевым С.С. требований.

Также суд верно отметил, что Администрацией г.Смоленска неоднократно предоставлялись истцу жилые помещения маневренного фонда для временного проживания, от которых последний письменно отказался. Доказательств несоответствия предлагаемых жилых помещений маневренного фонда требованиям жилищного законодательства (ч.2 ст.15 ЖК РФ) истцом не представлено.

При этом при заключении договора купли-продажи 03.02.2015г. сторона покупателя, приобретая жилое помещение, должна была действовать с определенной долей осмотрительности и разумности. Мирзоев С.С. не мог не видеть состояние дома и жилого помещения. Ссылка на недостаток денежных средств не имеет правового значения.

Доводы истца о том, что ранее жилой дом ... был включен в Муниципальную адресную программу по сносу и реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий г.Смоленска на 2008-2011 гг., утвержденную решением 56 сессии Смоленского городского Совета III созыва от 20.05.2008г. №849, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку согласно ответу Смоленского городского совета, срок действия указанной программы не продлевался. Следовательно, на момент рассмотрения настоящего спора срок действия указанной программы истек, какие-либо мероприятия в рамках данной программы не проводились, поскольку договор о развитии территории, в границы которой входит жилой дом ..., не был заключен. Поэтому доводы жалобы в этой части несостоятельны.

Ссылка в жалобе истца на то, что необходимость незамедлительного расселения дома с целью обеспечения безопасности проживающих в аварийном доме людей не может быть поставлена в зависимость от установленного ответчиком срока отселения, с учетом вышеизложенного, не влияет на правильность принятого по делу решения.

Доводы жалобы в основном сводятся к мотивам искового заявления, которые проверялись судом первой инстанции. При этом доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ и оснований для их переоценки в суде апелляционной инстанции не усматривается

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ,

определила:

Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 16 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мирзоева Салома Саидниезовича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2250/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Мирзоев Салом Саидниезович
Ответчики
администрация г. Смоленска
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Коржаков Игорь Петрович
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
28.01.2020Передача дела судье
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
20.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
09.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее