Дело № 2а-434/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 17 февраля 2017 года.
Мотивированное решение составлено 17 февраля 2017 года.
г. Ступино Московской области 17 февраля 2017 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Середенко С.И. при секретаре Фоминой О.В., с участием представителя административного истца Шеремет Л.В., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика администрации Ступинского муниципального района Московской области – Гончаренко К.Ю., действующего на основании доверенности, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Синевой ФИО6 к администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия администрации Ступинского муниципального района Московской области, выразившееся в не рассмотрении заявления Синевой ФИО7 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, возложении обязанность рассмотреть заявление Синевой ФИО8 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Синева К. С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточнённым в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 46 КАС РФ, к администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия администрации Ступинского муниципального района Московской области, выразившееся в не рассмотрении заявления об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, возложении обязанности рассмотреть заявление Синевой ФИО9 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>.
Требования административного истца мотивированы тем, что ей на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства- склад №, назначение: нежилое, площадь застройки <данные изъяты> кв.м, степень готовности 95%, инвентарный №, лит <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Она обратилась в администрацию Ступинского муниципального района Московской области с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Местоположение границ указанного земельного участка и его площадь определены с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Ограничений использования и обременений земельного участка не имеется.
В ответ на заявление административный ответчик в лице Комитета по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района Московской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказал в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка со ссылкой на необходимость обоснования испрашиваемой площади земельного участка.
Представитель административного истца Шеремет Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании подтвердила изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержала уточнённые исковые требования и просил их удовлетворить. Пояснила, что земельным кодексом РФ содержится исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить для рассмотрения заявления, один из них схема. Все документы были предоставлены в администрацию Ступинского муниципального района Московской области. По истечении 10 дней заявление по существу рассмотрено не было. Административный ответчик формально подошел к предоставленным документам и не рассматривал заявление по существу. При составлении схемы исходили из норм градостроительного законодательства, по фактическому пользованию.
Представитель административного ответчика администрации Ступинского муниципального района Московской области – Гончаренко К.Ю.., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, и просила суд административное исковое заявление оставить без удовлетворения. Пояснил, что степень готовности принадлежащего Синевой К.С. объекта недвижимости-95%, в связи с чем, в настоящее время нельзя однозначно определить какая именно площадь объекта будет после завершения строительства, каково будет целевое назначение объекта, какая площадь земельного участка будет необходима для использования объекта недвижимости. В обоснование площади земельного участка может быть ссылка на СНиП. Кроме того, указан адрес военный городок. Земельный участок может принадлежать министерству обороны РФ.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанное заинтересованное лицо было извещено надлежащим образом, в связи с чем, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Комитет по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области представил в суд письменный отзыв, указывая на то, что истец просит признать незаконным отказ, изложенный в письме Комитета по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. Данное письмо не является отказом в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, поскольку Комитет просил в данном письме предоставить обоснование испрашиваемой площади земельного участка, что Синевой К.С. сделано не было. Из представленных документов усматривается, что принадлежащий истице объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, который был предоставлен Министерству обороны, муниципалитету он не передавался. Документов, подтверждающих, что земля под собственностью Синевой К.С. ей предоставлена на каком-либо праве, последней не представлено. Степень готовности принадлежащего Синевой К.С. объекта недвижимости-95%, в связи с чем, в настоящее время нельзя однозначно определить какая именно площадь объекта будет после завершения строительства, каково будет целевое назначение объекта, какая площадь земельного участка будет необходима для использования объекта недвижимости.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, проверив и исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу нижеследующего.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3-х месяцев, со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9-11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 11.2, пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Постановлением администрации Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждён Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плате или кадастровой карте соответствующей территории Ступинского муниципального района».
Указанным Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (п. 2.10).
Так, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: а) отсутствие у администрации Ступинского муниципального района полномочий в распоряжении земельным участком; б) невозможность предоставления муниципальной услуги в силу обстоятельств, ранее неизвестных при приёме документов, но ставших известными в процессе предоставления муниципальной услуги; в) при получении информации по каналам межведомственного взаимодействия выявлено разночтение в документах заявителя; г) наличие вступивших в силу решение (определений) суда.
Согласно п. 3.3 Административного регламента при наличии указанных оснований, выявленных в процессе рассмотрения представленных документов, специалист Комитета по управлению имуществом в течение 10 дней с момента регистрации заявления готовит письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги со ссылками на нормативные правовые акты.
Так, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: а) отсутствие у администрации Ступинского муниципального района полномочий в распоряжении земельным участком; б) невозможность предоставления муниципальной услуги в силу обстоятельств, ранее неизвестных при приёме документов, но ставших известными в процессе предоставления муниципальной услуги; в) при получении информации по каналам межведомственного взаимодействия выявлено разночтение в документах заявителя; г) наличие вступивших в силу решение (определений) суда.
Согласно п. 3.3 Административного регламента при наличии указанных оснований, выявленных в процессе рассмотрения представленных документов, специалист Комитета по управлению имуществом в течение 10 дней с момента регистрации заявления готовит письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги со ссылками на нормативные правовые акты.
Синева К.С. является собственником объекта незавершенного строительства- склада №, назначение: нежилое, площадь застройки <данные изъяты> кв.м, степень готовности 95%, инвентарный №, лит <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Она обратилась в администрацию Ступинского муниципального района Московской области с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Ступинского муниципального района с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, предоставив все необходимые документы, что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов заявителя на получение государственных и муниципальных услуг.
Письмом Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района Московской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил, что для принятия решения необходимо предоставить обоснование испрашиваемой площади земельного участка. При этом не было указано на то, какие дополнительно необходимо предоставить документы. Заявление административного истца, в нарушение требований законодательства, рассмотрено по существу не было. Решение о принятии или возврате заявления административному истцу не направлено.
При указанных обстоятельствах имеет место бездействие администрации Ступинского муниципального района Московской области, выразившееся в не рассмотрении заявления Синевой К.С. об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>,, нарушающее права и законные интересы административного истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Синевой ФИО10 к администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия администрации Ступинского муниципального района Московской области, выразившееся в не рассмотрении заявления Синевой ФИО11 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, возложении обязанность рассмотреть заявление Синевой ФИО12 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ступинского муниципального района Московской области выразившееся в не рассмотрении заявления Синевой Кристины Сергеевны об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Ступинского муниципального района Московской области рассмотреть заявление Синевой ФИО13 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья С.И. Середенко