РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
4 апреля 2017 года Удмуртская Республика, п. Игра, ул. Советская, д. 39
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Старковой Т.М.,
При секретаре Исуповой Е.П.,
с участием законного представителя Администрации МО «Игринское» Зонова О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу *** образования «Игринское», юридический адрес: Удмуртская Республика, <адрес>, ОГРН 1061809000110, на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России «Игринский» ТРВ № от ДД.ММ.ГГГГ * МО «Игринское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, законный представитель юридического лица - *** МО «Игринское» ЗОН, обратился в суд с жалобой, указав следующее. В обжалуемом постановлении отражено, что согласно п.5 ст.7 Устава М образования «Игринское», утвержденного решением Совета депутатов МО «Игринское» от ДД.ММ.ГГГГ №.1, М образование «Игринское» должно заниматься вопросами местного значения, а, именно: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов М образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Однако, согласно решению Совета депутатов М образования «Игринское» от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О внесении изменений в Устав М образования «Игринское», зарегистрированный правлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № RU №, пункт 5 статьи 7, предусматривающий исполнение следующих полномочий: «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов М образовании и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление М контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов М образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации» утратил силу. Данные полномочия для исполнения отнесены к вопросам местного значения М района в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В целях исполнения части полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов М образования и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление М контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов М образования, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен проект Соглашения между *** образования «<адрес>» и *** образования «Игринское» о передаче * поселения осуществления части полномочий * <адрес> по вопросам: текущий ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включающих плату за уличное освещение, зимнее и летнее содержание дорог, в пределах полученных межбюджетных трансфертов на выполнение данного Соглашения. Со стороны *** образовании «<адрес>» Соглашение подписано ДД.ММ.ГГГГ. На основании пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. На момент обнаружения административного правонарушения по содержанию дорог (на ДД.ММ.ГГГГ) полномочия по дорожной деятельности и содержанию дорог *** образования «<адрес>» не передала. Обжалуемое Постановление вынесено с грубым нарушением процессуальных норм по привлечению лица к административной ответственности. В нарушение законодательства органами ГИБДД *** образования «Игринское» не была проинформирована о выявленных недостатках в содержании проезжей части дороги. Акт выявленных недостатков от 04.0l.2017 был вручен лишь ДД.ММ.ГГГГ, предписание по устранению недостатков * МО «Игринское» вручено ДД.ММ.ГГГГ. В постановлении не указывается какими способами проводились замеры, какие технические средства при этом применялись, а также о наличии соответствующей сертификации указанных технических средств при фиксации нарушений (снежный накат). При выявлении недостатков в содержании проезжей части дороги отсутствуют сведения о приглашении представителя М образования на проведение проверки, отсутствуют сведения о проведении проверки в присутствии понятых; не приложены видео - или фотоматериалы, идентифицированные по времени их исполнения. Считает, что полностью отсутствуют какие-либо надлежащие доказательства по административному делу, указывающие на само событие правонарушения. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст. 1.5 КоАП РФ). В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения. Просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Законный представитель юридического лица - *** образования «Игринское» ЗОН в судебном заседании полностью поддержал требования об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении * МО «Игринское», прекращении производства по делу. Кроме того, пояснил, что Соглашение о передаче * <адрес> * МО «Игринское» осуществления части полномочий, было направлено * МО «Игринское» для подписания в * МО «<адрес>» в конце декабря 2016 года, а поступило в * МО «Игринское» лишь ДД.ММ.ГГГГ. Он, как ***, неоднократно в письменном виде обращался в * МО «<адрес>» по вопросу неполучения подписанного Соглашения о передаче осуществления части полномочий и межбюджетных трансфертов на осуществление дорожной деятельности. Таким образом, на момент обнаружения административного правонарушения по содержанию дорог (на ДД.ММ.ГГГГ) * МО «<адрес>» не были переданы полномочия * МО «Игринское» по дорожной деятельности и содержанию дорог. Просит суд отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении в отношении * МО «Игринское», а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – начальник ОГИБДД МО МВД России «Игринский» ТРВ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу * МО «Игринское» в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении.
Выслушав законного представителя юридического лица, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что государственный инспектор ДПС ОГИБДД МО МВД России «Игринский» ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 40 мин, в присутствии свидетелей, произвел обследование улично-дорожной сети около <адрес> УР, в ходе чего выявил, что проезжая часть дороги не обработана ПСС (противогололедными материалами).
Из протокола <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, составленного в отношении *** образования «Игринское», следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 30 минут в <адрес>, у <адрес>, выявлены недостатки в содержании проезжей части дороги (акт выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ 21 час 30 минут), а именно: на проезжей части дороги имеется снежный накат, не обработанный ПСС (песчано-солевая смесь). Данный недостаток в содержании является сопутствующим условием совершения ДТП, столкновения двух легковых автомобилей, имевшем место в <адрес>, у <адрес>, в 20 часов 50 минут, в котором погиб пассажир автомобиля, тем самым нарушены п.3.1.1, 3.1.6 *50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Юридическое лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.12.34 КоАП РФ. Протокол содержит подписи *** МО «Игринское» ЗОН о разъяснении последнему прав и обязанностей, и об извещении его о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
При этом, ни в акте, ни в протоколе не указано, как именно проводилось обследование, замеры, какие технические средства при этом применялись.
Постановлением начальника отдела ГИБДД МО МВД России «Игринский» ТРВ № от ДД.ММ.ГГГГ * МО «Игринское», за допущенное ДД.ММ.ГГГГ административное правонарушение, выразившееся в том, что, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог, находясь по адресу: УР, <адрес>, допустила нарушения требований ст.ст.3, 6 п.4, 12 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ, ст.13 Федерального Закона №257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п.5 ч.1 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ, Решения Совета депутатов МО «Игринское» от ДД.ММ.ГГГГ, ст.7.5 Устава МО «Игринское», п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правилах дорожного движения», п.3.1.1, 3.1.6 * 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а, именно, в 21 час 30 мин ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> УР по <адрес>, около <адрес>, выявлены недостатки в содержании проезжей части дороги – на проезжей части дороги имеется снежный накат, не обработанный ПСС (песчано-солевая смесь). Данный недостаток в содержании является сопутствующим условием совершения ДТП – столкновения двух легковых автомобилей, имевшего место в <адрес> у <адрес> 20 часов 50 минут, в котором погиб пассажир автомобиля. За указанное правонарушение *** образования «Игринское» привлечена к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Согласно решению Совета депутатов МО «Игринское» от ДД.ММ.ГГГГ *** МО «Игринское» избран ЗОН Копия постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, получена *** МО «Игринское» ЗОН ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и вынесения постановления по делу об административном правонарушении) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 12 данной статьи установлено, что содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление М контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения М района.
При этом в силу ч.4 ст.15 указанного выше закона органы местного самоуправления М района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав М района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета М района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Соглашением между муниципальным образованием «<адрес>» и муниципальным образованием «Игринское» о передаче осуществления части полномочий и межбюджетных трансфертов на осуществление дорожной деятельности установлено, что * <адрес> передает * поселения осуществление полномочий по вопросам: - текущий ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включающих плату за уличное освещение, зимнее и летнее содержание дорог, в пределах полученных межбюджетных трансфертов на выполнение данного Соглашения. Данное соглашение внесено в реестр договоров со стороны *** образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует соответствующая отметка.
Согласно п.2.1.1. Соглашения * МО «<адрес>» перечисляет * МО «Игринское» финансовые средства в виде трансфертов, предназначенные для исполнения переданных по настоящему Соглашению полномочий на лицевой счет 04133017730 расчетного счета * МО «Игринское», открытого в Отделении – НБ Удмуртской Республики <адрес>.
В силу п.2.2.1 Соглашения * МО «Игринское» осуществляет переданные ей * МО «<адрес>» полномочия в пределах выделенных на эти цели трансфертов.
В соответствии с п.3.3 Соглашения в случае неисполнения * <адрес> вытекающих из Соглашения обязательств по финансированию осуществления * поселения переданных ей полномочий, * поселения вправе требовать расторжения данного Соглашения, а также возмещения понесенных убытков.
По делу установлено, что недостатки в содержании проезжей части дороги около <адрес> УР были выявлены и составлен акт выявленных недостатков ДД.ММ.ГГГГ. Однако, из объяснений представителя * МО «Игринское» следует, что на указанную дату Соглашение о передаче осуществления части полномочий между * МО «<адрес>» и * МО «Игринское» не было заключено.
Объяснениями представителя * МО «<адрес>» установлено, что поступившее от * МО «Игринское» Соглашение было подписано *** МО «<адрес>» в период с 12 по ДД.ММ.ГГГГ и направлено в * МО «Игринское» ДД.ММ.ГГГГ. Указанное обстоятельство также подтверждается перепиской между * МО «Игринское» и * МО «<адрес>».
Таким образом, на данную дату * МО «Игринское» не являлась лицом, осуществляющим содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в том числе дороги по <адрес> УР возле <адрес>, где был выявлен недостаток в содержании дороги.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, является должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Таким образом, суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, учитывая, что на ДД.ММ.ГГГГ * МО «<адрес>» не были переданы * МО «Игринское» полномочия по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, поэтому * МО «Игринское» не являлась субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях * МО «Игринское» состава административного правонарушения, суд не оценивает иные доводы, изложенные в жалобе.
По мнению суда, указание в Соглашении, заключенном между * МО «<адрес>» и * МО «Игринское» даты ДД.ММ.ГГГГ, а также вступление Соглашения в силу с ДД.ММ.ГГГГ, при установленных в ходе судебного заседания обстоятельствах, не может свидетельствовать о заключении между * МО «<адрес>» и * МО «Игринское» данного Соглашения на дату ДД.ММ.ГГГГ и передаче * МО «Игринское» на указанную дату полномочий по осуществлению ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Игринский» ТРВ от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, в отношении *** образования «Игринское» отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня его получения или вручения копии через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
СудьяСТМ
Копия верна. Судья СТМ