Дело № 2-8022/22-2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Чеглаковой И.В.,
при секретаре Бутенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Кузнецовой Г. А. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании решения незаконным, предоставлении земельного участка,
установил :
Иск подан по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Г.А. обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка размером <данные изъяты> кв. м., расположенного <адрес> для благоустройства. Данный земельный участок расположен на прилегающей территории к земельному участку, находящемуся в обще долевой собственности, доля в праве истицы <данные изъяты>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Петрозаводского округа отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с нецелесообразностью, без указания причин. Истица считает полученный отказ необоснованным и неправомерным, противоречащим действующему законодательству. Администрация в письме ссылается на п.25 ч. 1ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, однако в данном пункте не указаны основания для отказа в предоставлении земельных участков. Заявлены требования о признании отказа Администрации Петрозаводского городского округа в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. незаконным, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду для благоустройства.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Осипов А.С., Осипов С.А., Осипова А.К., БПРУ Республики Карелия «Дирекция особо охраняемых природных территорий», Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В судебное заседание истец, ответчик, третьи лица Осипов С.А., Осипова А.К., БПРУ Республики Карелия «Дирекция особо охраняемых природных территорий», Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещались.
В судебном заседании представитель истца Савкина К.В. пояснила, что третье лицо Осипова А.К. умерла. На иске настаивала по изложенным в заявлении основаниям, полагала, что местечко Бараний Берег не относится к зоне особо охраняемых территорий, данная зона исключена из заказника, в районе испрашиваемого земельного участка находится много жилых домов.
Третье лицо Осипов А.С. возражал против удовлетворения иска. Указал, что истцом испрашивается земельный участок, прилегающий к земельному участку, находящемуся в общедолевой собственности, по смежной границе расположены проходы к озеру и соседним земельным участкам. В случае предоставления земельного участка в единоличное пользование, данные проходы могут быть перекрыты, что затруднит передвижение, поскольку территория вокруг заболочена. Кроме того, по запрашиваемому земельному участку проходит линия электропередач. Просил в иске отказать.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В целях реализации ст. 34 Земельного кодекса РФ на территории Петрозаводского городского округа приняты и действуют Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, утвержденное Решением Петрозаводского городского Совета от 28.09.2010 N 26/45-896 (далее по тексту - Положение), Административный регламент Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление для целей, не связанных со строительством, земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в собственности муниципального образования, юридическим лицам и гражданам», утвержденный Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 25.06.2012 N 3023.
В соответствии с п. 2.1 Положения земельные участки предоставляются для целей, не связанных со строительством, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.2 Положения заявление о предоставлении земельного участка поступает в Администрацию Петрозаводского городского округа для рассмотрения и дачи заключения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для указанных целей. В случае невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка Администрация Петрозаводского городского округа уведомляет в месячный срок заинтересованное лицо об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин такого отказа (п. 3.3 Положения).
В соответствии с п. 2.4 Положения предоставление земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов и объектов бытового обслуживания, нестационарных сезонных объектов общественного питания, платных автостоянок и парковок, не являющихся объектами недвижимости, гаражей для хранения технических средств передвижения, оборудования сотовой или (и) телекоммуникационной связи, открытых складов, в т.ч. открытых складов строительных материалов и конструкций, установки рекламных конструкций осуществляется исключительно на торгах в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.
При поступлении заявления о предоставлении земельного участка для целей, отличных от целей, указанных в пункте 2.4 Положения, и отсутствии оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка - Администрация Петрозаводского городского округа на основании указанного в пункте 3.1 Положения заявления в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка утверждает и выдает заинтересованному лицу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обеспечивает подготовку информации о земельном участке, который предоставляется гражданам, юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации в источнике официального опубликования муниципальных правовых актов и на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Г.А. обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка размером <данные изъяты> кв. м., расположенного в <адрес>, на прилегающей территории к земельному участку, находящемуся в собственности, для благоустройства, приложив к заявлению ориентировочную схему расположения земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Петрозаводского городского округа уведомила заявителя об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка по причине нецелесообразности его предоставления.
В соответствии с п. 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории относится к вопросам местного значения. Следовательно, именно орган местного самоуправления определяет необходимость предоставления земельных участков для каких-либо целей.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее - Правила), утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771, испрашиваемый участок находится в зоне особо охраняемых природных территорий, что подтверждается выкопировкой, являющейся графическим отображением указанных Правил.
В соответствии со ст. 63 указанных Правил к особо охраняемым природным территориям в городе Петрозаводске относятся ландшафтный заказник <данные изъяты>. В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий, а их использование определяется в соответствии с установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти Карелии, уполномоченными органами исполнительной власти Петрозаводского городского округа статусом территории и режимами особой охраны.
Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с п. 7.9 Генерального плана города, утверждённого решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 N XXVI/XX-361 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска" в границах Петрозаводского городского округа находится, в том числе особо охраняемая природная территория: <данные изъяты>.
В соответствии с постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 10.03.2009 № 598 «О внесении изменений в постановление главы самоуправления города Петрозаводска от 29.12.2004 № 3418» в перечне адресных объектов, включенных в состав Петрозаводского городского округа, значится местечко <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Согласно ст. 2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решение Петрозаводского городского Совета от 27.04.2010 № 26/41-813 (далее по тексту - Правила), настоящие Правила регулируют отношения в области обеспечения надлежащего уровня благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, а также установления единого подхода в решении вопросов содержания территории Петрозаводского городского округа (далее - округа) и являются обязательными для исполнения на территории округа. В соответствии со ст. 4 Правил, собственники индивидуальных жилых домов, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, обязаны содержать в чистоте и порядке прилегающую территорию. Согласно ст.3 Правил, под содержанием территории (прилегающей территории) - понимается комплекс мероприятий по содержанию объектов благоустройства (зеленые насаждения, малые архитектурные формы, тротуары, проезжая часть дороги и т.д.), включающий уборку территории, а также содержание ее в соответствии с санитарными нормами, требованиями, установленными настоящими Правилами. В соответствии со ст. 1 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771, под малыми архитектурными формами - понимаются элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, городская мебель, коммунально-бытовое и техническое оборудование на территории города, а также игровое, спортивное, осветительное оборудование, средства наружной рекламы и информации.
Таким образом, учитывая, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне особо охраняемых природных территорий, принимая во внимание, что участок испрашивается для благоустройства, в то время, как организация благоустройства территории относится к вопросам местного значения, и именно орган местного самоуправления определяет необходимость предоставления в данном случае земельного участка, разрешенное использование земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа не предусматривает использование земельного участка для целей благоустройства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Кузнецовой Г.А. о предоставлении для благоустройства испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 98, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Чеглакова
В порядке ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 25 ноября 2013г.