РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2018 года г.Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Волгаевой И.Ю.
при секретаре Алексеевой Ю.А.
рассмотрев гражданское дело по иску Кривошеева В.С. к Государственном учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Красноярска о возложении обязанности включить периоды в страховой стаж, произвести перерасчет страховой пенсии
УСТАНОВИЛ:
Истец Кривошеев В.С. первоначально обратился в суд с иском, в котором просил обязать Пенсионный фонд Ленинского района г. Красноярска произвести расчеты за 60 месяцев работы с 1976г. по 2001г. включительно, учесть период работы, согласно трудовой книжки с 10.03.2006г. по 30.11.2011г.
Свои требования мотивировал тем, что Пенсионным фондом Ленинского района г.Красноярска ему назначена пенсия с 23 мая 2014 года, по старости достижения возраста 55 лет. На его запрос в Пенсионный фонд Ленинского района г. Красноярска от 20.11.2017г. за № ИК-6886/II- 1-17 получен ответ, что с 01.01.2015г. в соответствии с Федеральным законом №400 пенсионное обеспечение осуществляется по новой пенсионной системе и для расчета трудовой пенсии учтена справка о заработной плате за период с 01.01.2000г. по 31.12.2001г. Истец ушел на пенсию 23.05.2014г., однако ему применили при начислении пенсии закон, который вступил в действие с 01.01.2015г., так же сослались на постановление от 02.10.2014г. за № 1015. Поскольку при уходе на пенсию данного постановления не было, истец полагает, что его применять нельзя. Отработав на Севере 40 лет 07 месяцев 14 дней истец просил Пенсионный фонд Ленинского района рассчитать пенсию по старой пенсионной системе действовавшей до 01.01.2002г., взять заработную плату за 60 месяцев, т.к. до 2001г. были установлены районные коэффициенты в диапазоне от 1,5 до 2,0 и размер северной пенсии складывается из 2-х частей - базовой и страховой. Общий трудовой стаж истца на 01.01.2002г. составил календарно 25 лет 07 месяцев 14 дней, без льгот. В ответе от 20.11.2017г. Пенсионный фонд проигнорировал просьбу сделать перерасчет за 60 месяцев, и направил расчеты по 01.01.2000г. и по 31.12.2001г. по новой пенсионной системе. Истец отработал в местностях приравненных к району Крайнего севера, где сумма северных пенсионных выплат выше на 30-50% от обычных показателей по стране по пенсии. Так же в представленных расчетах не видно, что до 2002 года на 1 северный год трудовой деятельности начисляли полтора года общего стажа, а после 2002г. один год приравнивается к 9 месяцам работы, расчеты произведены по календарному году. За 15 лет северного стажа мужчинам полагается надбавка к пенсии в размере 50% от фиксированной выплаты, плюс 3 % от пособия, которое начисляется ежегодно за стаж свыше 20 лет. Северные и районные надбавки к пенсии начисляли на основании ФЗ за № 4520-1. Так же Пенсионный фонд Ленинского района г. Красноярска, не засчитал период работы истца с 10.03.2006г. по 30.11.2011г., сославшись в ответе, что не обладают информацией о начислении страховых взносов за вышеуказанный период. На основании информации истец лишен стажа за вышеуказанный период. В справке Богучанского государственного архива указан период работы с 2006 г. по 2014г., так же стаж подтверждается записями в трудовой книжке, к которой нет претензий со стороны Пенсионного фонда. В письме от 20.11.2017г. Пенсионный фонд Ленинского района сообщает, что по данным индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, на индивидуальный лицевой счет истца начислены страховые взносы с 01.01.2002г. по 23.05.2014г., с учетом индексации в размере 56260,60 руб.
Впоследствии истец Кривошеев В.С. уточнил исковые требования, окончательно просил засчитать трудовой стаж с 10.03.2006г. по 30.11.2011г., обязать ответчика оплатить недополученную пенсию за три года с 23.05.2014г. по 16.09.2017г.
Истец Кривошеев В.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, суду пояснил, в период с 10.03.2006г. по 30.11.2011г. страховые взносы на него оплачивались, что подтверждается ответом Пенсионного фонда. По сообщению архива Богучанского района стаж работы с 10.03.2006г. по 30.11.2011г. также подтвержден, однако для расчета пенсии данный период ответчиком включен не был.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г.Красноярска Кожинова Л.С., полномочия проверены, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что за период с 10.03.2006г. по 30.11.2011г. страховые взносы с ООО «Лазурное», где работал истец, за последнего не оплачивались. УПФР Богучанского района Красноярского края в дополнении и уточнении индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кривошеева В.С., в ответе №59/11 от 08.06.2017г. указал, что отчетность за указанный период по начисленным страховым взносам не предоставлялась, в связи с этим включить указанный период в стаж нельзя в соответствии с ФЗ №167. Кривошеев В.С, зарегистрирован в системе пенсионного государственного страхования с 22.12.2000г., следовательно, в соответствии с трудовой книжкой стаж работы истца учитывается до даты его регистрации в системе пенсионного государственного страхования, т.е. до 21.12.2000г. Далее периоды трудовой деятельности засчитываются на основании выписки из лицевого счета застрахованного лица, за которые перечислены страховые взносы. Ответе на обращение Кривошеева В.С. о размерах перечисленных страховых взносов, был указан их общий размер за период с 1.01.2002г. по 23.05.2014г., без указания конкретного года и месяцев перечисления, а также работодателей их производивших.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 11.10.2017г. на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска возложена обязанность включить в общий трудовой стаж период обучения Кривошеева В.С. в Абаканском политехническом техникуме с 01.09.1980г. по 24.06.1982г., произвести перерасчет размера пенсии с учетом указанного периода и полученной заработной платы. В удовлетворении исковых требований Кривошеева В.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска об обязании ответчика включить в общий трудовой стаж периоды учебы в Козульской лесотехнической школе с 17.10.1978г. по 10.10.1979г. и произвести перерасчет пенсии отказано (л.д.38-39). Данным решением установлено, что истец Кривошеев В.С. является получателем трудовой пенсии по старости, которая была ему назначена с 01.01.2015г. на основании решения УПФР в Ленинском районе г.Красноярска. Страховой стаж, учтенный для назначения пенсии, составляет 27 лет 4 месяца 6 дней. При этом в стаж не засчитаны периоды с 17.10.1978г. по 10.10.1979г. и с 01.09.1980г. по 22.06.1982г. – учебы, подлежащей учету в общем трудовом стаже на основании пп. «и» п.109 постановления Совета министров СССР от 03.08.1972г. №590, ст.91 Закона №340-1, ч.8 ст.13 Закона №400-ФЗ.. Распоряжением УПФР в Ленинском районе №779538/17 от 11.10.2017г. истцу произведен перерасчет пенсии, в связи с включением в стаж периода с 17.10.1978г. по 10.10.1979г..
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Таким образом решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 11.10.2017г. имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела, обстоятельства, им установленные, не подлежат повторному доказыванию.
Как видно из данных о стаже, содержащихся в пенсионном деле, период с 10.03.2006г. по 10.08.2006г. и с 29.02.2007г. по 30.11.2011г. не включен в пенсионный стаж, при этом в пенсионный стаж включен период с 11.08.2006г. по 28.02.2007г. (л.д.172).
В период с 11.08.2006г. по 28.02.2007г. производилось отчисление страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России (л.д.129). Данный период зачтен в пенсионный стаж. Таким образом, требование о зачете в пенсионный стаж периода с 11.08.2006г. по 28.02.2007г. не подлежит удовлетворению, поскольку на момент подачи искового заявления уже зачтен в пенсионный стаж.
Согласно трудовой книжки (л.д.88-100) Кривошеев В.С. в период с 10.03.2006г. по 30.11.2011г. работал в ООО «Лазурное» на должности директора.
Как видно из выписки из лицевого счета ООО «Лазурное» отчислений страховых взносов на страховую часть пенсии не производилось (л.д.83-87, 125-134). В соответствии с ответом на запрос о дополнении (уточнении, корректировке) индивидуального лицевого счета застрахованного лица на №53/11 от 29.05.2017г. уточнить ЛС не представляется возможным – страхователь ООО «Лазурное» 03.10.2014г. снят с регистрационного учета по причине ликвидации (л.д.166). В соответствии с ответом на запрос о дополнении (уточнении, корректировке) индивидуального лицевого счета застрахованного лица на №59/11 от 08.06.2017г. уточнить ИЛС не представляется возможным – страхователь ООО «Лазурное» 03.10.2014г. исключено из ЕГРЮЛ по Решению регистрирующего органа, как фактически прекратившее деятельность. ООО «Лазурное» не ведет ФХД с 2007 года. За 2007-2009г..г отчетность по начисленным взносам в ПФР и ИМНС не предоставлялась. С 2010 по 2011г.г. отчеты по форме РСВ-1 сданы без начисления страховых взносов за подписью руководителя. Руководителем являлся Кривошеев В.С. (л.д.165).
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривается, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 статьи 10); при подсчете страхового стажа указанные, а также иные засчитываемые в него периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 13).
Согласно абзацу третьему пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 407), поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом №167-ФЗ от 15.12.2001г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3).
Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14). Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13). При этом, согласно пункту 2 статьи 7, право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом.
Следовательно, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.
Федеральный законодатель, регулируя отношения по обязательному пенсионному страхованию, исходил из того, что оно должно осуществляться в соответствии с общими для всех видов обязательного социального страхования принципами, закрепленными в статье 4 Федерального закона от 16 июля 1999 года "Об основах обязательного социального страхования", такими как устойчивость его финансовой системы, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования, автономность финансовой системы обязательного социального страхования, всеобщий обязательный характер социального страхования и доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика, обязательность уплаты страхователями страховых взносов.
Своевременная и полная уплата страхователями страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - необходимое условие реализации в обязательном пенсионном страховании названных принципов, прежде всего устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в том числе в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования. Правило пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение трудовой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, также призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и в конечном счете - выплату трудовых пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 22 марта 2007 года N 4-П, в Российской Федерации как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей (статья 1, часть 1; статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации); этим обусловлены, в частности, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на обязательное социальное страхование и из которых формируются его средства, и предоставляемым страховым обеспечением, необходимость обеспечения соотносимости между страховыми взносами и трудовой пенсией.
В действующем пенсионном законодательстве такая соотносимость достигается установлением зависимости размера трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо на ее финансирование страховых взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии (абзацы четвертый и восьмой статьи 2, пункты 5 и 9 статьи 14, пункты 3 и 5 статьи 15, пункт 2 статьи 16, пункты 3 - 5 и 10 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 1 статьи 9, часть первая статьи 20 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Так, расчетный пенсионный капитал, исходя из которого определяется размер страховой части трудовой пенсии, формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование этой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы страховых взносов включаются в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год (абзац первый); поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов (абзац третий).
Такой порядок распределения сумм страховых взносов по индивидуальным лицевым счетам - в силу индивидуально возмездного характера этих платежей и обязательности их уплаты страхователем - позволяет осуществлять их надлежащий учет в составе расчетного пенсионного капитала каждого застрахованного лица и тем самым реализацию застрахованными лицами права на получение страхового обеспечения в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на их индивидуальных лицевых счетах.
Механизм обязательного пенсионного страхования, в рамках которого уплате страховых взносов придано значение необходимого условия для включения соответствующих периодов трудовой деятельности застрахованного лица в его страховой стаж, а размер трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) непосредственно зависит от суммы уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации в его пользу страховых взносов, предполагает и наличие соответствующих государственных гарантий реализации застрахованными лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме.
При решении вопроса о назначении застрахованным лицам, работавшим по трудовому договору, трудовой пенсии и ее размере органы Пенсионного фонда Российской Федерации исходят из того, что в силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в системной связи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения трудовых пенсий, формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, определение размера страховой части трудовой пенсии и ее перерасчет (абзац четвертый статьи 2, пункт 2 статьи 7, пункты 5 и 11 статьи 14, пункты 3 и 7 статьи 15, пункты 2 и 3 статьи 16, пункты 3 и 5 статьи 17, пункт 1 статьи 27, пункт 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 2 статьи 7, пункты 1 и 3 статьи 9, пункт 1 статьи 10, статья 20 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), непоступление страховых взносов за те или иные периоды трудовой деятельности застрахованных лиц не позволяет включать такие периоды работы в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию; при том что исчисление страховой части пенсии (ее перерасчет) осуществляется из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии (осуществляется ее перерасчет), а суммы страховых взносов на ее финансирование включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили в Пенсионный фонд Российской Федерации, неисполнение страхователем обязанности по своевременной и полной уплате страховых взносов влечет для застрахованного лица (работника), которое выполняло оплачиваемую работу по трудовому договору и в силу закона подлежало в этот период обязательному пенсионному страхованию, и такие неблагоприятные последствия, как занижение размера устанавливаемой страховой части трудовой пенсии, в том числе при ее перерасчете в случае продолжения трудовой деятельности после назначения трудовой пенсии.
Закрепляя права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, а также осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии к полномочиям федеральных органов государственной власти (статья 12).
Что касается застрахованных лиц, то им предоставлено право получать от работодателя и органов Пенсионного фонда Российской Федерации информацию о начислении и уплате страховых взносов, осуществлять контроль за их перечислением работодателем в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
На Кривошееве В.С. как руководителе ООО «Лазурное», лежала обязанность производить отчисления страховых взносов на пенсионное обеспечение за своих работников, в том числе и за себя, таким образом, на нем лежит ответственность за неисполнение данной обязанности. Истец знал о том, что данные отчисления не производятся, однако не предпринял каких-либо мер для защиты своих пенсионных прав.
На основании изложенного, поскольку истцом в период с 10.03.2006г. по 30.11.2011г. не производились отчисления страховых взносов на пенсионное обеспечение, у суда отсутствуют основании для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности включить указанный период в страховой стаж, а также вытекающего из него требования о проведении перерасчета страховой пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кривошеева В.С. к Государственном учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Красноярска о возложении обязанности включить периоды в страховой стаж, произвести перерасчет страховой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Ю.Волгаева