Дело № 3а-249/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 27 ноября 2019 г.
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дьяченко Ю.Л.
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саломахи Р.А. к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
установил:
Саломаха Р.А. через своего представителя по доверенности Т.Н. обратился 30 октября 2019 г. в суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1216 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование административного иска указано, что Саломаха Р.А. является собственником данного земельного участка, кадастровая стоимость которого согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости составляет 935359 рублей 36 копеек. Однако согласно отчету № 51-10/2019 оценки рыночной стоимости объекта недвижимого имущества от 23 октября 2019 г., подготовленному ООО «Б», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 21 февраля 2012 г. составила 322000 рублей. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, административный истец считает свои права нарушенными, просит восстановить срок для обращения в суд с административным иском.
В судебном заседании административный истец Саломаха Р.А. участия не принимал, о времени и месте его проведения извещался, что подтверждается возвратом почтового уведомления с отметкой об истечении срока его хранения, обеспечил участие своего представителя по доверенности Т.Н., которая на доводах административного иска настаивала.
Представители административных ответчиков – Правительства Курганской области и Управления Росреестра по Курганской области, заинтересованного лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области) в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных извещений, в письменных отзывах их представители соответственно М.С., М.В. и И.В. возражений против заявленных исковых требований не выразили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, при этом кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов дела, административному истцу Саломахе Р.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов – для производственных целей, площадью 1216 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 9 марта 2012 г., прошедшим государственную регистрацию права в Управлении Росреестра по Курганской области 9 апреля 2012 г. (л.д. 13).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной 22 октября 2019 г. (л.д. 12), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 935359 рублей 36 копеек, кадастровая стоимость утверждена 21 февраля 2012 г., а сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 февраля 2012 г. Сведения о дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость спорного земельного участка, в выписке отсутствуют.
Согласно отчету оценщика ООО «Б» А.А. № 51-10/2019 от 23 октября 2019 г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 21 февраля 2012 г. составила 322000 руб. (л.д. 14-47).
Таким образом, учитывая существенную разницу между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, у административного истца в силу закона имелись основания для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Участвующие в деле лица достоверность отчета № 51-10/2019 оценки рыночной стоимости объекта недвижимого имущества от 23 октября 2019 г., выполненного оценщиком ООО «Б», не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявили.
Указанный отчет соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки, содержит подробное описание объектов оценки, процесса определения их стоимости, обоснование применения сравнительного подхода, мотивация от отказа применения методов остатка и выделения затратного подхода и мотивация от отказа применения методов доходного подхода.
Как следует из отзыва представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области на административный иск, спорный земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет 28 февраля 2012 г., данное обстоятельство повлекло расчет кадастровой стоимости актом №, утвержденным начальником Курганского городского отдела Управления Росреестра по <адрес> 29 февраля 2012 г., что подтверждается приложенной к отзыву копией данного акта.
Согласно части 3 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных указанной статьей, в том числе ранее не учтенного объекта недвижимости, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, в силу вышеуказанных требований закона датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером № является 28 февраля 2012 г., когда он был образован и поставлен на кадастровый учет, что и повлекло расчет его кадастровой стоимости.
Как пояснил в судебном заседании оценщик А.А., он определил размер рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 21 февраля 2012г., исходя из даты утверждения кадастровой стоимости данного земельного участка, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку дата определения его кадастровой стоимости в выписке не была указана, при этом размер рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 28 февраля 2012 г. является таким же, как и определенная им рыночная стоимость по состоянию на 21 февраля 2012 г., поскольку рыночная стоимость объекта недвижимости была определена им сравнительным подходом, в качестве объектов-аналогов им были взяты земельные участки, объявления о продаже которых имели место в период до 21 февраля 2012 г. и, соответственно, в период до 28 февраля 2012 г., и минимальная разница между данными датами в 7 дней в данном случае не имеет никакого значения для определения его рыночной стоимости на дату определения его кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что определенная оценщиком ООО «Б» А.А. в его отчете № 51-10/2019 от 23 октября 2019 г. рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 322000 рублей соответствует рыночной стоимости данного объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости по состоянию на 28 февраля 2012 г.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета ООО «Б» недостоверными и не принимать вышеуказанный отчет в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Участвующими в деле лицами, представителями государственных органов власти каких-либо доказательств, опровергающих обоснованность заявленных административным истцом исковых требований, суду представлено не было.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом Саломаха Р.А. административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, а именно в размере 322000 руб.
Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении ему срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка суд находит подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 предусмотрено, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку государственная кадастровая оценка земельного участка не проводилась более пяти лет и по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, а также признавая указанные административным истцом причины пропуска такого срока уважительными, суд считает возможным удовлетворить ходатайство административного ответчика о восстановлении ему срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка за пределами установленного законом срока для обращения.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 175-180, 247, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Саломахи Р.А., обратившегося в суд 30 октября 2019 г., об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов – для производственных целей, площадью 1216 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости, а именно в размере 322000 рублей.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Решение в окончательной форме вынесено 2 декабря 2019 г.
Судья Ю.Л. Дьяченко