Дело № 2-705/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2018 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е.
с участием прокурора Бузовой С.В.
при секретаре Сайкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова В.А. к МУП ЖКХ «Караваево» о взыскании денежных средств, уплаченных за отопление, холодное и горячее водоснабжение, материального ущерба от грязной воды, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
установил:
Романов В.А. обратился в суд с иском к МУП ЖКХ «Караваево» о взыскании денежных средств, уплаченных за отопление, холодное и горячее водоснабжение, материального ущерба от грязной воды, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов. Требования обосновал тем, что он, будучи собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес), своевременно и в полном объеме производит оплату коммунальных платежей МУП ЖКХ «Караваево». Однако, услуги по холодному, горячему водоснабжению и отоплению оказываются МУП ЖКХ «Караваево» некачественно. Холодная вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по мутности, железу, бактериям и микроорганизмам (заключение эксперта № 617 от 22.09.2014, № 662 от 13.10.2014, от 28.06.2016). Горячая вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 по норме температуры 60-75
Ссылаясь на положения Закона «О защите прав потребителя», Гражданского кодекса РФ, ст. 98 ГПК РФ, просит суд взыскать с МУП ЖКХ «Караваево»:
- незаконно полученные с истца денежные средства за некачественную услугу холодного водоснабжения в течение 10 лет - 14 686,85 руб.;
- за некачественную услугу горячего водоснабжения в течение 10 лет - 65 206,8 руб.;
- за некачественную услугу отопление в течение 10 лет - 125 489,70 руб.;
- материальный ущерб за испорченные грязной водой вещи в течение 10 лет - 24 640 руб.;
- неустойку за просрочку выполнения требований о возмещении материального ущерба в размере 3 % за каждый день просрочки исполнения требований с момента причинения ущерба и сумму пени до вынесения решения суда;
- компенсацию морального вреда по факту злостного игнорирования требований потребителя, систематического причинения физических и нравственных страданий, связанных с ненадлежащим оказанием коммунальных услуг, причинением физической боли, постоянным сознательным издевательством со стороны всех сотрудником МУП ЖКХ «Караваево», длительным дискомфортным состоянием, вызванным резким ухудшением здоровья, которое в итоге уже требует срочных операций, лечение, реабилитации - 5 000 000 руб.:
- судебные издержки, связанные с поездками в суд в размере по 2 000 руб. за каждую;
- штраф в размере 50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя.
Определением суда от 26.09.2018 года прекращено производство по делу в части требований Романова В.А. к МУП ЖКХ «Караваево» о взыскании денежных средств, уплаченных за некачественную услугу холодного водоснабжения за период с 24.11.2007 года до 27 мая 2014 года и компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителя по предоставлению услуги ХВС в период с 24.11.2007 года до 27.05.2014 года (т.2 л.д.195-196).
В ходе судебного разбирательства по делу к участию в качестве третьих лиц привлечены: администрация Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Государственная жилищная инспекция Костромской области, Управление Роспотребнадзора по Костромской области, ООО «Жилкоммунсервис», ПАО «ТГК-2», Гельфман Е.А..
Истец Романов В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам и доводам, изложенным в заявлении. Считает, что суду необходимо учесть доказательства, собранные в гражданском деле № 2-131/2017 по его иску к ООО «Жилкоммунсервис». В рамках судебного разбирательства по этому делу представитель МУП ЖКХ «Караваево» Колчин А.В. признал факт несоответствия подаваемой горячей воды установленным нормативным температурным показателям. Некачественные коммунальные услуги предоставляются на протяжении всех последних десяти лет. Вода грязная, отчего испорчена посуда. В судебном заседании истец представил суду для обозрения чайник и кастрюлю с коричневым налетом на внутренних стенках, пояснив, что посуду моет, но налет не отмывается. Также от грязной воды у него испортилось белье, унитаз, шланг для душа, в связи с чем ему пришлось менять эти вещи, покупать новые. Из-за употребления этой грязной воды у него наступило расстройство пищеварительной системы, причинен тяжкий вред его здоровью. Считает, что все проблемы со здоровьем связаны исключительно с некачественным предоставлением коммунальных услуг. Он вынужден покупать себе лекарства. Полагает, что при разрешении требований о взыскании компенсации морального вреда в связи с причинением тяжкого вреда его здоровью нельзя принимать во внимание заключение комиссии экспертов от 31.01.2018г., поскольку его внутренние органы экспертами не обследовались, заключение дано только на основании медицинской документации.
Указал также, что он понес судебные издержки, выезжая в судебные заседания, за одну поездку в суд он тратит 2000 рублей на такси и на услуги человека, который помогает ему передвигаться. Все его затраты давно уже подтверждены судами, больше доказывать нечего.
Представитель ответчика МУП ЖКХ «Караваево» Колчин А.В., действуя по доверенности от 01.12.2016г., исковые требования Романова В.А. не признал полностью и пояснил суду, что представляемое им лицо является ресурсоснабжающей организацией и не может отвечать за качество услуг в квартире истца, поскольку граница ответственности МУП ЖКХ ограничена на вводе сетей водоснабжения в дом. Услуги по горячему и холодному водоснабжению, отоплению всегда предоставлялись качественно, претензий от жителей дома №9 никогда не поступало. Дом истца находился под управлением управляющей компании ООО «Жилкоммунсервис», которая и должна отвечать перед потребителями за качество коммунальных услуг. Даже при отсутствии договоров между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, перед потребителями за качество поставляемых услуг должна отвечать именно управляющая компания, а не ресурсоснабжающая организация. Соответствующая позиция высказана Верховным судом РФ в определении от 22.07.2016 года № 303-ЭС16-7694. В период, когда дом не находился под управлением управляющей организации с 09.10.2017г. и до избрания новой управляющей компании, коммунальные услуги оказывались качественно.
Кроме того с 01.01.2016г. МУП ЖКХ «Караваево» не осуществляет поставку тепловой энергии. На основании Постановления от 04.12.2015г. № 101 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения Караваевского сельского поселения» администрация Караваевского сельского поселения постановила назначить единой теплоснабжающей организацией в зоне деятельности центрального теплового пункта ОАО «ТГК-2». Просил о применении трехгодичного срока исковой давности по заявленным истцом требованиям и отказать в иске в полном объёме. Ходатайство о применении срока исковой давности заявлялось также в письменном виде и приобщено к материалам дела (т.1 л.д.111).
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее Управление Роспотребнадзора) ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (т.2 л.д.153). Представил суду Заключение по делу, согласно которому МУП ЖКХ «Караваево», являясь поставщиком коммунальных услуг, производит подачу холодной воды из централитзованной системы коммунального водоснабжения, в том числе в жилой дом, где проживает Романов В.А.
По данным лабораторных исследований (протоколы от 05.07.2016г. №№ 6842,6844 и экспертного заключения от 06.07.2016г. № 530К) произведенных аккредитованной лабораторией ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области», качество питьевой воды, отобранной из (адрес) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по бактериологическим показателям по содержанию общих полиформных бактерий и термотолерантных колиформных бактерий, по санитарно-химическим показателям по мутности и содержанию железа.
По данным лабораторных исследований (протоколы от 15.06.2018г №№ 6789,6790 и экспертное заключение от 19.06.2018 № 317К) качестве питьевой воды, отобранный из квартиры истца не соответствует требованиям СанПиН2.1.4.1074-01 по бактериологическим показателям по содержанию общих полиформных бактерий и термотолерантных колиформных бактерий.
Таким образом, истцу в июле 2016 года и в июне 2018 года в его жилое помещение предоставлялась услуга холодного водоснабжения.
Управление не располагает доказательствами того, что в жилом помещении потребителя предоставлялись услуги горячего водоснабжения и отопления ненадлежащего качества.
Ссылаясь на положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ст.162 ЖК РФ, указывает, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг холодного водоснабжения, договорных отношений по оказанию услуги холодного водоснабжения между непосредственно истцом и ответчиком не имеется.
В силу закона и Договора управления многоквартирным домом МУП «Жилкоммунсервис» является исполнителем услуги холодного водоснабжения и ответственным лицом за качество этой услуги. При этом исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств или по вине потребителя.
Таким образом, при наличии доказательств предоставления истцу коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества, он имеет право на перерасчет начисленной платы за холодную воду и возможном освобождении от её оплаты до даты фактического устранения нарушения качества воды (т.1 л.д.219-221).
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Костромской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие; решение вопроса по существу инспекция оставила на усмотрение суда (т.2 л.д.148).
Представители третьих лиц администрации Караваевского сельского поселения Костромского района, ООО «Жилкоммунсервис», ПАО «ТГК-2», Гельфман Е.А., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, о причинах неявки в известность не поставили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили (т.2 л.д.184-189).
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданских дел № 2-593/2014 и 2-131/2017 по иску Романова В.А. к УК ООО «Жилкоммунсервис», подлинное экспертное заключение № 753 от 24.11.2014г. Центра гигиены и эпидемиологии в Костромской области, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Романова В.А. в полном объёме, суд приходит к следующему.
Романов В.А., будучи собственником благоустроенного жилого помещения в размере 5/8 долей по адресу: (адрес), является потребителем коммунальных услуг в многоквартирном доме. Другие 3/8 доли этой квартиры принадлежат на праве собственности Гельфман Е.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08 февраля 2017 года (л.д.82-84).
Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливающие порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно части 1 ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (ч.2).
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса (часть 12).
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15).
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правил) предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Таким образом, управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме.
Зона ответственности ресурсоснабжающей организации перед потребителем услуг распространяется до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Поскольку истцом заявляется иск о восстановлении нарушенных прав в связи с некачественно предоставленными коммунальными услугами за десять лет, проверке подвергается период, предшествующий дате подачи иска в суд - то есть до 24.11.2017г..
Судом установлено, что жилой дом, где располагается квартира истца, в период с апреля 2008 года по 08.10.2017 года находился под управлением управляющей организации ООО «Жилкоммунсервис». Указанное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями Договоров управления МКД (т.2 л.д.40-54), а также установлено вступившим в законную силу решением суда от 20.09.2017г. по гражданскому делу № 2-131/2017 по аналогичному иску Романова В.А. к ООО «Жилкоммунсервис» о защите прав потребителя (т.1 л.д.164-173).
Согласно информации, представленной администрацией Караваевского сельского поселения 14.09.2018г., в период с 09.10.2017г. по 01.08.2018г. способ управления домом выбран не был. На общем собрании собственником помещений МКД принято решение о выборе в качестве управляющей организации и заключении договора управления с ООО «УК «Домовой» с 01.08.2018г. (т.2 л.д.150-151).
Соответственно до 09.10.2017г. исполнителем коммунальных услуг являлась управляющая организация ООО «Жилкоммунсервис», а в период с 09.10.2017г. по 24.11.2017г. (дата подачи иска в суд) - коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению и по отоплению поставлялись потребителям (адрес) напрямую ресурсоснабжающими организациями.
Из договора управления ООО «Жилкоммунсервис» многоквартирным домом от 30 декабря 2013 года следует, что целью Договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме (далее - МКД), оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД в объеме денежных средств, уплачиваемых собственником по статье «содержание и ремонт жилья», а также предоставление коммунальных услуг собственникам, проживающим в МКД, осуществление иной направленной на достижение целей управления МКД деятельности (п. 2.1).
Управляющая компания в числе прочего обязуется в течение согласованного срока оказывать собственнику услуги и работы по управлению, надлежащему содержанию, текущему ремонту общего имущества в МКД, а также предоставлять коммунальные услуги, заключив договоры с поставщиками данных услуг (п. 2.4).
Предоставление услуг горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отопления, газо- и электроснабжения осуществляется в интересах и за счет собственника на основании договорных отношений между управляющей компанией и предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг, с уступкой ресурсоснабжающим организациям права требования по взысканию ими задолженности по коммунальным платежам (п. 2.16).
Управляющая компания обязуется обеспечивать предоставление услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственника в МКД, представлять интересы собственника, в том числе в отношениях с третьими лицами, касающихся управления общим имуществом МКД, содержания, эксплуатации и ремонта МКД; устранять аварии, выполнять заявки собственников; заключать с третьими лицами договоры о поставке собственнику жилищно-коммунальных услуг, необходимых для использования помещения по назначению, жизнеобеспечения собственника и членов его семьи, а также для поддержания МКД, в котором находится принадлежащее собственнику помещение, в надлежащем техническом и санитарном состоянии, используя при этом персональные данные собственника, и контролировать качество жилищно-коммунальных услуг в соответствии с договорными отношениями (п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3) (том 2 л.д.49-54).
01 июня 2012 года между МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района («Принципал») и ОАО «ЕИРКЦ» («Агент») заключен агентский договор по которому «Принципал» поручает, а «Агент» берет на себя обязательства от своего имени и за счет «Принципала» выполнить работы по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы за предоставленные «Собственникам» услуги и иные действия, указанные в п. 2.1 настоящего Договора, а «Принципал» обязуется оплатить «Агенту» вознаграждение за выполнение данного поручения (п.1.1).
30 июля 2015 года между МУП ЖКХ «Караваево», именуемое в дальнейшем Ресурсоснабжающая организация - «Поставщик», и ООО «Жилкоммунсервис», именуемое в дальнейшем Управляющая компания ООО «Жилкоммунсервис - «Исполнитель» заключен договор предметом которого является передача «Поставщиком» и прием «Исполнителем» коммунальных ресурсов на объекты питьевой и технической воды (холодное водоснабжение) и Ресурсоснабжающей организацией от объектов бытовых сточных вод (водоотведение) для обеспечения предоставления Исполнителем коммунальных услуг холодного (горячего) водоснабжения, горячего водоснабжения в условиях не централизованной системы горячего водоснабжения и водоотведения Потребителей коммунальных услуг в соответствующих объектах.
Оплата за водоснабжение и водоотведение осуществляется за счет платежей Потребителей путем внесения последними денежных средств на расчетный счет Ресурсоснабжающей организации через платежных агентов путем выставления счета-извещения, квитанций на оплату коммунальных услуг (п. 10.2 Договора от 30 июля 2015 года).
30 июля 2015 года между МУП ЖКХ «Караваево» («Ресурсоснабжающая организация») и ООО «Жилкоммунсервис» («Исполнитель») заключен договор, в соответствии с которым Ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять Потребителям (собственникам жилых помещений) через исполнителя коммунальных услуг (Управляющая компания) по присоединенной сети тепловую энергию в горячей воде теплоносителя для нужд теплоснабжения и поставки горячего водоснабжения, а Потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и горячее водоснабжение в размере, порядке и сроки установленные настоящим договором через исполнителя в соответствии с Агентским договором Исполнителя по договорам управления МКД (п.2.1 Договора от 30 июля 2015 года) (т.2 л.д.127-145).
Оплата осуществляется за счет платежей Потребителей путем внесения последними денежных средств на расчетный счет Ресурсоснабжающей организации через платежных агентов путем выставления счета-извещения, квитанций на оплату коммунальных услуг (п. 8.2 Договора от 30 июля 2015 года) (т.2 л.д.116-126).
Таким образом, в силу вышеприведенных норм права и заключенных договоров, в период управления многоквартирным домом ООО Жилкоммунсервис», именно эта организация является надлежащим ответчиком по заявленному спору о защите прав потребителя. Требования к данному лицу уже являлись предметом судебного разбирательства в рамках другого гражданского дела № 2-131/2017 года, по результатам рассмотрения которого было принято решение о частичном удовлетворении исковых требований по факту оказания услуг ненадлежащего качества по ГВС и ХВС в период с декабря 2013 года по декабрь 2016 года, а также об отказе в иске в остальной части этого требования в связи с пропуском срока исковой давности.
В соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку МУП ЖКХ «Караваево» не является управляющей организацией многоквартирного дома, где расположена квартира истца, а надлежащий ответчик по таким же требованиям определен вступившим в законную силу решением суда, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Романова В.А. о защите его прав потребителя в период управления домом ООО «Жилкоммунсервис» до 09.10.2017г.
Кроме того, в судебном заседании стороной ответчика заявлено о применении срока исковой давности.
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В ходе судебного разбирательства установлено, что действительно имеет место пропуск истцом срока исковой давности, при этом уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе Романову В.А. в удовлетворении требований о взыскании денежных средств за услуги по ХВС и ГВС и отопление за период с 24 ноября 2007 года до 24 ноября 2014 года по этим мотивам, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
09 сентября 2017 года на внеочередном общем собрании собственников (адрес) было принято единогласное решение о расторжении в одностороннем порядке договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «Жилкоммунсервис» с 09 октября 2017 года (т.1 л.д.85-87). Указанное обстоятельство подкрепляется информацией администрации Караваевского сельского поселения; таким образом, в период с 09.10.2017 по 24.11.2017 (далее - спорный период) способ управления домом выбран не был, в связи с чем ресурсы ХВС, ГВС и отопление поставлялись потребителям напрямую ресурсоснабжающими организациями.
Согласно ст.153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса
Согласно действовавшему до 28.09.2017 года Приказу Росстата от 26.06.2013 N 234, а также ныне действующему Приказу Росстата от 29.09.2017 N 643 "Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг", коммунальные услуги включают услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с частью 4 ст.154 ЖК РФ, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в пункте 34 Постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, в период времени, пока собственниками дома, где расположена квартира истца, способ управления домом не был выбран, при фактической поставке услуг ГВС, ХВС и отопление непосредственно ресурсоснабжающими организациями, они являются исполнителями этих услуг и должны непосредственно отвечать за их качество перед потребителями.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика не оспаривал тот факт, что МУП ЖКХ «Караваево» являлось поставщиком услуги холодного водоснабжения в спорный период. Также не отрицал и тот факт, что от центрально-теплового пункта до (адрес) теплоресурс поставлялся по сетям, находящимся в ведении МУП ЖКХ «Караваево», принадлежащим муниципальному образованию Караваевское сельское поселение.
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 101 от 04.12.2015г. администрации Караваевского сельского поселения единой теплоснабжающей организацией в зоне деятельности центрального теплового пункта, расположенного по адресу: (адрес), назначено ОАО «Территориальная генерирующая кампания №2» (т.1 л.д.44).
Из изложенного следует, что ПАО «ТГК-2» осуществляет поставку тепловой энергии только до центрального теплового пункта пос.Караваево. Потребителям тепловую энергию в горячей воде поставляет МУП ЖКХ «Караваево», которое соответственно и является исполнителем услуги ГВС и отопление в доме истца в спорный период.
Это же следует из ответа ПАО «ТГК-2» в адрес Романова В.А. от 12.07.2018г., в котором ПАО сообщает, что осуществляет поставку тепловой энергии только в отношении объекта - ЦТП пос.Караваево. При этом приготовление и поставка коммунальной услуги «горячее водоснабжение» в адрес жителей пос.Каравево осуществляет МУП ЖКХ «Караваево» Между ПАО «ТГК-2» и МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения заключен договор теплоснабжения от 01.01.2016г. № 2407, согласно которому ПАО «ТГК-2» поставляет, а МУКП ЖКХ «Караваево» своевременно и в полном объеме оплачивает тепловую энергию в горячей воде (т.1 л.д.201).
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом догов
Согласно пп. «г» п. 31, подп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правил) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом исполнитель обязан также производить в установленном настоящими Правилами порядке при наличии оснований перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении.
Санитарно-эпидемиологические требования в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливают обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан (статья 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19).
СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системами централизованного горячего водоснабжения, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на: - предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila; - минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась; - предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения). Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в таблице 1.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения. В соответствии с п. 25 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации показатели качества теплоносителей, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать соответствие физико-химических характеристик требованиям технических регламентов и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Нормативная температура воздуха предусмотрена пунктом 15 Приложение 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и составляет: в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).
Согласно подп. «е» п. 33 Правил, потребитель имеет право требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 и преамбулой Закона «О защите прав потребителей», исполнитель - организация, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору, от которой потребитель вправе требовать качественного оказания услуг, а также предъявлять иные требования об их оказании.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Пункт 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируя обязанности покупателя, предписывает абоненту немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправности приборов учета и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Данные правила в силу статьи 548 названного кодекса применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом, водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Перечень работ по надлежащему содержанию и эксплуатации жилищного фонда установлен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 г.
В соответствии с п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, содержится в разделе 10 Правил.
Согласно п. 101 вышеуказанных Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением № 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 105 Правил определено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
В силу пункта 106 Правил сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом в качестве обязанности потребителя данный пункт предусматривает сообщение потребителем своих данных (фамилии, имени и отчества), а также точного адреса помещения, в котором обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вида такой коммунальной услуги, а в качестве обязанности сотрудника аварийно-диспетчерской службы - сообщение потребителю сведений о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилии, имени и отчества), номера, под которым зарегистрировано сообщение потребителя, и времени регистрации сообщения.
Пункты 105 и 106 Правил основаны на приведенных законоположениях и являются основанием для реализации права потребителя на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Они определяют порядок установления факта неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем, которым в соответствии с пунктом 2 Правил признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п. 111 Правил, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил); дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил); дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Факт нарушения качества коммунальной услуги, подтвердившийся в ходе проверки, оформляется актом соответствии с п. 15, 109 Правил.
Пунктом 110 Правил предусмотрено разрешение спора, возникшего относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, согласно которому, потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.
При установлении факта ненадлежащего оказания коммунальных услуг Управляющей компанией, возникают основания применения тех или иных видов гражданской ответственности, в том числе и предусмотренной Законом РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии со статьями 4, 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
В настоящем случае истцом не представлено доказательств того, что в период с 09.10.2017г. по 24.11.2017г. им сообщалось в адрес ответчика о некачественно поставляемых услугах ХВС, ГВС или по отоплению, что могло бы послужить инициативой проверки обоснованности жалоб. Стороной ответчика указанный факт отрицается.
Какого-либо подтверждения несоответствия коммунальных услуг нормативным показателям качества в материалах дела также не имеется.
Ответчиком представлены Отчеты о суточных параметрах теплоснабжения абонента МУП ЖКХ «Караваево» за октябрь и ноябрь 2017 года, из содержания которых следует, что температура теплоносителя на ЦТП в указанный период не опускалась ниже 64 градусов; её средний показатель в октябре 2017г. составил 67,31, в ноябре 2017 - 69,86 градусов (т.2 л.д.20-21). Оснований полагать, что теплоэнергетические свойства носителя снизились ниже допустимых нормативных показателей (60гр.) на вводе в дом и в квартире истца, у суда не имеется.
Между тем, по настоящему делу истец должен был представить относимые и допустимые доказательства в обоснование своих доводов о факте поставки коммунальных услуг ненадлежащего качества. Однако в нарушение положений Раздела 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, таковых в материалы дела в спорный период не представлено.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих факт того, что холодная и горячая вода, услуги по отоплению в квартиру истца на протяжении спорного периода поставлялись ненадлежащего качества, оснований для удовлетворения иска не имеется. В связи с этим суд отказывает Романову В.А. в удовлетворении его требований о взыскании с ответчика средств, уплаченных за некачественные услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению.
Разрешая требования Романова В.А. о взыскании ущерба, причиненного некачественной (грязной) водой в сумме 24 640 рублей в связи с порчей белья, посуды, предметов сантехнического обслуживания (унитаз, лейка душа), суд приходит к следующему.
В силу п.п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).
Требование о возмещении вреда подлежит удовлетворению при наличии в совокупности четырех условий: факта причинения истцу вреда, совершения ответчиком определенных действий (бездействие), причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившим у истца вредом, вины причинителя вреда. Также необходимо обосновать размер вреда. При этом ответственность ответчика наступает при доказанности всех перечисленных обстоятельств в совокупности.
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В то же время, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда.
Юридически значимым обстоятельством по делу является установление причинно-следственной связи между виновными действиями ответчика, и наступившими вследствие этого неблагоприятными последствиями для истца в виде порчи имущества.
Романовым В.А. в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ни одного доказательства, безусловно подтверждающего наличие вины ответчика МУП ЖКХ «Караваево» в причинении ему убытков, не представлено. Размер ущерба и его объём документально не обоснован.
Посуда, которую он продемонстрировал в судебном заседании, имеющая коричневый налет на внутренних стенках чайника и кастрюли, не является достоверным свидетельством её порчи в результате виновных действий/бездействий ответчика, хотя требует очитки при непосредственном волеизъявлении самого истца.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения требований истца о взыскании указанных убытков не имеется.
Поскольку требования о взыскании неустойки производны от требований о взыскании денежных средств за услуги ХВС, ГВС, содержание и убытков, в их удовлетворении также надлежит отказать.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в связи с причинением ему тяжкого вреда здоровью, суд указывает следующее:
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.41,42).
Согласно ч. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) жизнь и здоровье, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В силу положений ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Анализ приведенных норм права указывает, что юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является установление факта причинения истцу Романову В.А. вреда здоровью в результате действий ответчика по предоставлению коммунальных услуг ненадлежащего качества по ГВС, ХВС, отоплению; причинно-следственной связи между указанными действиями ответчика и наступившими вследствие этих действий неблагоприятными последствиями для истца в виде вреда здоровью.
Обязанность по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества установлена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354.
В силу подп. «е» п. 33 Правил потребитель имеет право требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. «б» п. 149 тех же Правил, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за: вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах.
Истец утверждает, что его здоровью причинен тяжкий вред вследствие оказания некачественных коммунальных услуг.
Однако, как указывалось выше, доказательств факта оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества ответчиком МУП ЖКХ «Караваево» в материалы дела представлено не было. Соответственно и не имеется оснований полагать, что в возможном ухудшении состояния здоровья Романова В.А. имеется вина исполнителя коммунальных услуг, к коим относится ответчик в период, когда управление МКД специализированной организацией не осуществлялось. При таких обстоятельствах правовых оснований для взыскания с ответчика МУП ЖКХ «Караваево» компенсации морального вреда вследствие причинения тяжкого вреда здоровья истца у суда не имеется.
Более того, указанный вопрос являлся предметом судебного разбирательства по гражданскому делу № 2-131/2017г. по иску Романова В.А. к другому ответчику ООО «Жилкоммунсервис», в рамках которого за счет средств федерального бюджета назначалась комплексная судебная медицинская экспертиза в ОГБУЗ «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», с привлечением специалиста - врача-невролога неврологического отделения ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 2» Субботиной А.И. В ходе проведения экспертных исследований Романов В.А. 18 января 2018 года был обследован на дому.
Согласно заключению экспертов № 4/гр, проведенному в период с 13 ноября 2017 года по 31 января 2018 года, у Романова В.А. имеются следующие заболевания: мышечная дистрофия Эрба-Рота, прогрессирующая форма с глубоким тетрапарезом; вегето-сосудистая дистония; миопия высокой степени обоих глаз. По результатам анализа медицинской документации, имеющейся в распоряжении экспертом, сделан вывод об отсутствии отрицательной динамики в состоянии за период с 2014 года по настоящее время. Какого-либо ухудшения состояния здоровья Романова В.А., находящегося в прямой причинно-следственной связи с предоставлением некачественных коммунальных услуг, на настоящий момент по сравнению с 2014 годом не установлено (т.1 л.д.176-184).
Поскольку при проведении экспертизы оценивался период времени, заявленный и в настоящем гражданском деле, по вопросу причинно-следственной связи между состоянием здоровья истца и поставкой коммунальных услуг ненадлежащего качества, суд принимает его во внимание, как допустимое и относимое доказательство по делу в отношении ответчика МУП ЖКХ «Караваево». Данное заключение экспертов является подробно обоснованным, полным и объективным, оснований не доверять ему у суда не имеется.
При отсутствии доказательств некачественно оказанных услуг ответчиком и ухудшения состояния здоровья истца в период их оказания, суд приходит к выводу, об отказе Романову В.А. в удовлетворении требований, заявленных к МУП ЖКХ «Караваево» о компенсации морального вреда вследствие причинения вреда здоровью.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку судом принято решение об отказе Романову В.А. в удовлетворении требований в полном объеме, а также с учетом недоказанности несения им расходов в связи с рассмотрением настоящего дела, оснований для взыскания с ответчика судебных расходов по делу не имеется.
руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░ 29.09.2018 ░░░░ ░░░░░: