Дело № 2 – 547/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2017 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филипова В.А.,
при секретаре Михайловой К.А.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Канского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах Российской Федерации, Красноярского края, г. Канска, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «КЖС1» о возложении обязанности по разработке паспортов отходов, назначении ответственного лица за обращение с опасными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Канского межрайонного прокурора обратился в суд, в интересах Российской Федерации, Красноярского края, г. Канска, неопределенного круга лиц к ООО «КЖС1» о возложении обязанности по разработке паспортов отходов, назначении ответственного лица за обращение с опасными отходами. Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «КЖС1» требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления в сфере осуществления ответчиком управления многоквартирными домами. От производственной деятельности ООО «КЖС1» образуются отходы при эксплуатации помещений, сооружений, иных объектов и временно размещаются (накапливаются) отходы производства и потребления, размещением которых ООО «КЖС1» оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Указывая на то, что ООО «КЖС1» осуществляет хозяйственную деятельность без составления паспортов на отходы I – ?V класса опасности, а также не имеет в своем штате сотрудника, ответственного за обращение с опасными отходами производства, прошедшее специальную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с указанными отходами, просил возложить обязанность на ответчика в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, разработать паспорта отходов ? – ?V класса опасности, назначить ответственное лицо за обращение с опасными отходами производства, прошедшее специальную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами ? – ?V класса опасности.
В судебном заседании прокурор Андреева А.Г., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «КЖС1» - Плющикова Н.В., исковые требования не признала, суду пояснила, что на сегодняшний день произведен расчет платы на негативное воздействие на окружающую среду за 2014-2015 г.г., расчет направлен в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю. Услугу по сбору твердых коммунальных отходов оказывает ООО МСК «Транспорт – Восток», с которым у ответчика заключен договор. Несмотря на образуемые в результате хозяйственной деятельности ООО «КЖС1» отходы I – ?V класса опасности, их сбор и транспортировку осуществляет ООО МСК «Транспорт – Восток», в связи с чем, иметь в штате сотрудника ответственного за обращение с опасными отходами производства, прошедшее специальную подготовку нет необходимости. Также указывала на то, что офисное помещение которое занимает ООО «КЖС1», относится к объектам оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем нет обязанности уплачивать экологические платежи.
В судебном заседании представитель третьего лица, начальник Канского межрайонного отдела лабораторного анализа и технических измерений филиала «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Красноярск – Баша А.П., полагал заявленные исковые требования обоснованными, требований истца о возложении обязанности на ответчика назначить ответственное лицо за обращение с опасными отходами производства, просил суд разрешить по своему усмотрению.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю - Цишкевич Т.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и пояснения по иску, согласно которым, полагает заявленные исковые требования законными и подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав лиц присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, считает исковые требования заместителя Канского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 14 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1).
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный ст. 20 данного Федерального закона, не требуется (п.2).
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (п. 3).
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (п. 4).
Из содержания п. 1 ст. 15 указанного Закона следует, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно п.1 ст. 16 Федерального закона «Об окружающей среде», негативное воздействие на окружающую среду является платным. В силу ст. 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц, взимается плата в соответствии с законодательством РФ. Аналогичные требования содержатся в ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
На основании п. п. 4 и 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 712 от 16.08.2013 г. паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по установленной форме.
Исходя из п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ООО «КЖС1» зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Красноярскому краю 20.02.2016 г., основным видом деятельности которого указано управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, одним из дополнительных видов деятельности указана обработка и утилизация отходов, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.15-29).
ООО «КЖС1» осуществляет деятельность в сфере управления 77 жилыми многоквартирными домами, расположенными в г. Канске Красноярского края, от производственной деятельности которого образуются отходы при эксплуатации помещений, сооружений, иных объектов и временно размещаются (накапливаются) отходы производства и потребления и другие отходы.
В соответствии с актом проверки от 25.07.2016 г., проведенной Канской межрайонной прокуратурой с участием директора ООО «КЖС-1» Писаревой О.Н., вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате управления многоквартирными домами (бумага, стекло и прочие отходы из жилищ несортированные) осуществляет управляющая компания ООО «КЖС-1» собственными силами, 6 дней в неделю, с 2014 г. Лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов ? - ?V классов опасности ООО «КЖС-1» не имеет. Кроме того, от производственной деятельности ООО «КЖС-1» также образуются собственные отходы при эксплуатации помещений, сооружений, иных объектов, образуются и временно размещаются (накапливаются) отходы производства и потребления: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (1 класс опасности), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности), и другие отходы. В нарушение ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 г. №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» - не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, не разработаны и не утверждены в установленном порядке паспорта на отходы; не ведется первичный учет образующихся отходов, соответствующие журналы учета движения отходов не заведены; отсутствует лицо, прошедшее профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами; не представлено в срок до 15.01.2016 г. в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления за 2015 г.; не представлено в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю государственный статистический отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2015 г. (л.д.7-9).
Согласно ответа ООО «КЖС1» №342 от 02.09.2016 г. на представление прокурора об устранении нарушений природного законодательства, за ненадлежащее исполнение работником возложенных трудовых обязанностей, сотрудник ООО «КЖС1» Чистова Е.В. была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде объявления замечания, кроме того, в целях устранения нарушений, связанных с отсутствием лицензии 15.07.2016 г. ООО «КЖС1» заключило с ООО МСК «Транспорт – Восток», договор №17194 на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов, в соответствии с условиями которого, ООО «МСК Транспорт Восток» обязалось оказывать услуги по вывозу, транспортировке твердых коммунальных отходов 4 и 5 класса опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, накапливаемых собственниками помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО «КЖС1» (л.д.12-14).
В соответствии с договором №17194 от 15.07.2016 г., заключенным между ООО «КЖС-1» и ООО «Мусоро-сортировочной компанией Восток» (ООО МСК Транспорт Восток), последнее действующее как исполнитель, обязуется по заданию ООО «КЖС-1» оказывать услуги по сбору, транспортировке твердых коммунальных отходов, коммунальных отходов ?V и V класса опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, накапливаемых собственниками помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация ООО «КЖС-1», в собственные контейнеры (л.д.45-49). Вывозка мусора осуществляется в соответствии с Графиком (л.д.50-52).
В соответствии с лицензией, выданной ООО «Мусоро - сортировочной транспортной компании Восток» № 024 00218 от 04.03.2016 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов ? - ?V классов опасности, видом работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с ч.2 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» являются: Сбор отходов ? класса опасности, сбор отходов ?? класса опасности, сбор отходов ??? класса опасности, сбор отходов ?V класса опасности, транспортирование отходов ? класса опасности, транспортирование отходов ?? класса опасности, транспортирование отходов ??? класса опасности, транспортирование отходов ?V класса опасности, лицензия предоставлена бессрочно (л.д.39-44).
22.12.2016 г. государственным инспектором отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Килиным А.А. вынесено постановление №288-12/ЭП о назначении административного наказания в отношении директора ООО «КЖС-1» Писаревой О.Н., признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.61-67), которая в своих объяснениях не отрицала, что от производственной деятельности ООО «КЖС-1» образуются отходы при эксплуатации помещений, сооружений, иных объектов и временно размещаются (накапливаются) отходы производства и потребления: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (1 класс опасности), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности), и другие отходы (л.д.61-69).
Оценивая представленные суду доказательства, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ООО «КЖС-1», осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными домами, расположенными в г. Канске Красноярского края с нарушением требований в области охраны окружающей среды, в нарушение норм действующего природоохранного законодательства, ответчиком не разработаны и не согласованы паспорта на отходы I - IV класса опасности, а также не определено ответственное лицо за обращение с опасными отходами производства, прошедшее специальную подготовку.
Суд находит несостоятельным довод представителя ответчика о том, что несмотря на образуемые в результате хозяйственной деятельности ООО «КЖС1» отходы I – ?V класса опасности, их сбор и транспортировку осуществляет ООО МСК «Транспорт – Восток», в связи с чем, иметь в штате сотрудника ответственного за обращение с опасными отходами производства нет необходимости, поскольку фактическую сортировку, сбор и накопление отходов в контейнерах, до их вывоза ООО МСК «Транспорт – Восток», производит ООО «КЖС1», что также следует из п. 3.3.3 договора №17194 от 15.07.2016 г.
Также необоснованным суд находит довод представителя ответчика о том, что офисное помещение которое занимает ООО «КЖС1», относится к объектам оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем нет обязанности уплачивать экологические платежи со ссылкой на письмо Росприроднадзора N АА-03-04-32/20054 от 29.09.2016 г. «Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», поскольку в указанном документе Федеральной службой по надзору в сфере природопользования были даны разъяснения относительно отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к соответствующей категории, а не об отходах производства и потребления образуемых в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Поскольку в судебном заседании установлено, что в результате производства и потребления ООО «КЖС 1» образуется отходы I - IV классов опасности, которые негативным образом воздействует на окружающую среду, паспорта на которые не разработаны ответчиком до настоящего времени, суд считает необходимым заявленные исковые требования прокурора удовлетворить, возложить обязанность на ответчика в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, разработать паспорта отходов ? – ?V класса опасности и назначить ответственное лицо за обращение с опасными отходами производства, прошедшее специальную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами ? – ?V класса опасности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Канского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах Российской Федерации, Красноярского края, г. Канска, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «КЖС1» о возложении обязанности по разработке паспортов отходов, назначении ответственного лица за обращение с опасными отходами – удовлетворить.
Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «КЖС1» в течение 2-х месяцев с момента вступления решения в законную силу, разработать паспорта отходов ? – ?V класса опасности и назначить ответственное лицо за обращение с опасными отходами производства, прошедшее специальную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами ? – ?V класса опасности.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Филипов В.А.
<данные изъяты>