копия
№ 2-776/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2014 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Торгашиной Е.Н.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО10,
истца ФИО1,
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры ФИО7 <адрес> о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, к Министерству по управлению государственным имуществом ФИО7 <адрес> о возложении обязанности занести в Реестр государственного имущества ФИО7 <адрес> сведения о жилом помещении, приобретенном для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1, к Государственному казенному учреждению ФИО7 <адрес> <адрес>» о возложении обязанности подготовить договор найма специализированного жилого помещения, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти ФИО7 <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики ФИО7 <адрес> по городу <адрес> о возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО1, в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства
установил:
Прокурор <адрес> обратился в порядке, установленном ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в <адрес> городской суд ФИО7 <адрес> с иском в интересах ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры ФИО7 <адрес> о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, к Министерству по управлению государственным имуществом ФИО7 <адрес> о возложении обязанности занести в Реестр государственного имущества ФИО7 <адрес> сведения о жилом помещении, приобретенном для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1, к Государственному казенному учреждению ФИО7 <адрес> <адрес>» о возложении обязанности подготовить договор найма специализированного жилого помещения, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти ФИО7 <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики ФИО7 <адрес> по городу <адрес> о возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО1, в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в <адрес>. В исковом заявлении указал, что ФИО1 является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку мать ФИО29 и отец ФИО32 лишены в отношении него родительских прав решением <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки соблюдения требований закона по предоставлению социальных гарантий ФИО1 как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, установлено, что ФИО30 по договору социального найма предоставлено жилое помещение – <адрес>-ФИО5 вписан в данный договор в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения.
Приказом Управления социальной политики по городу <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживании истца ФИО1 в указанном выше жилом помещении, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, зарегистрированных в данном жилом помещении менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной Постановлением Главы ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории ГО <адрес>» - в размере 16 кв.м. общей площади на одного человека.
Приказом Управления социальной политики по городу <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 принят на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда ФИО7 <адрес>.
Согласно уведомлению, предоставленному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № у ФИО1 отсутствуют сведения о регистрации за ним прав на недвижимое имущество. Также согласно информации Отдела <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о принадлежности объектов недвижимости на территории ГО <адрес> на праве собственности за ФИО1 не зарегистрированы.
В нарушение норм федерального законодательства, предусматривающего нормы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение ФИО1 до настоящего времени не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО10 подтвердил доводы искового заявления, настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований и показал, что наличие закрепленного за истцом жилого помещения не может служить основанием для отказа в предоставлении ФИО1 жилого помещения по установленным социальным нормам, поскольку он имеет право на дополнительные меры социальной поддержки, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно копии договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО18 в отношении жилого помещения – <адрес>, данная квартира имеет общую площадь 54 кв.м. Из справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в данной квартире с учетом ФИО19.В. зарегистрировано семь человек, в том числе истец ФИО1, то есть в расчете на одного человека приходится по 7,7 кв. метра. Иного жилья за ФИО35 не зарегистрировано.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные прокурором <адрес> в его интересах исковые требования поддержал и показал, что ДД.ММ.ГГГГ его родители: мать – ФИО23В., отец – ФИО22 были лишены родительских прав в отношении него. В этом же году он был помещен в приют <адрес>, где проживал в течение полугода. Затем в отношении него опеку оформила его тетя – ФИО11, он стал проживать совместно с ней в городе ФИО2 <адрес>. По достижению им 17 лет, опеку в отношении него оформила его сестра ФИО12, и он стал проживать совместно с ней по месту ее жительства. Как ему известно, в ДД.ММ.ГГГГ его матери – ФИО20.В. по договору социального найма была предоставлена благоустроенная <адрес> ему известно, что он имеет регистрацию в данной квартире. Однако он по месту регистрации не проживал ни дня, его личных вещей в данной квартире не имеется, поскольку до достижения совершеннолетия он проживал с опекунами. По достижения совершеннолетия по месту регистрации совместно с матерью ФИО34 он проживать не стал, поскольку в квартире проживала и проживает его мать, которая злоупотребляет спиртными напитками, он с ней не общается, между ними не сложились какие-либо отношения.
Представитель ответчика – Министерства строительства и развития инфраструктуры ФИО7 <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика - Государственного казенного учреждения ФИО7 <адрес> «<адрес>» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву, считает, что право истца на обеспечение жильем не нарушено, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. Просит рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии представителя <адрес>
Представитель ответчика – ТОИОГВ СО - Управления социальной политики Министерства социальной политики ФИО7 <адрес> по городу <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву от ДД.ММ.ГГГГ, действуя в интересах ФИО1, поддерживает иск прокурора.
Представитель ответчика - Министерства по управлению государственным имуществом ФИО7 <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву от ДД.ММ.ГГГГ, считает себя ненадлежащим ответчиком по данному иску, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства ФИО7 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти ФИО7 <адрес> по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда ФИО7 <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства ФИО7 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд ФИО7 <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд ФИО7 <адрес>, детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство по управлению государственным имуществом ФИО7 <адрес> выполняет исключительно функции по учету жилых помещений для детей-сирот. Также Министерство определено в качестве уполномоченного органа: по ведению перечня жилых помещений для данной категории граждан, по ведению Реестра государственного имущества ФИО7 <адрес> путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для данной категории лиц, по управлению данными жилыми помещениями.
Согласно постановлению Правительства ФИО7 <адрес> № 527-ПП жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность зачисляются приказом Министра по управлению государственным имуществом ФИО7 <адрес> в государственный специализированный жилищный фонд ФИО7 <адрес> после регистрации права собственности ФИО7 <адрес> и права оперативного управления Фонда на основании следующих документов: копий государственных контрактов, копий актов приема-передачи жилых помещений к государственным контрактам, копий разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, копий свидетельств о государственной регистрации права на жилые помещения, копий кадастровых паспортов на жилые помещения, копий платежных поручений, подтверждающих оплату государственных контрактов, перечня жилых помещений, приобретенных (построенных) для детей-сирот, копий приказов Министерства строительства и развития инфраструктуры ФИО7 <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, приобретенных за счет средств областного бюджета.
Министерство по управлению государственным имуществом ФИО7 <адрес> осуществляет учет жилых помещений, приобретенных детям-сиротам, включенных в государственный специализированный жилищный фонд ФИО7 <адрес>, в Реестре государственного имущества ФИО7 <адрес>. Зачисление жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд осуществляется во внесудебном порядке в рамках действующих нормативно-правовых актов.
Суд, заслушав помощника прокурора <адрес> ФИО10, истца, рассмотрев письменные материалы гражданского дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Виндер – ФИО3 и ФИО24 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Виндер – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Приказом ТОИОГВСО – Управление социальной защиты населения <адрес> социальной политики ФИО7 <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ. подросток был передан на воспитание в приемную семью. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. Управления социальной политики Министерства социальной политики ФИО7 <адрес> по городу ФИО2 попечителем несовершеннолетнего ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения была назначена ФИО12 по договору о приемной семье с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату и государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом в силу части 4 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 4 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статья 8 указанного выше закона в изложенной редакции подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ФИО1 достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства ФИО7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд ФИО7 <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд ФИО7 <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно данному нормативному акту жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда (далее - жилые помещения), предоставляются детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда ФИО7 <адрес> (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.
Согласно п. 1 Постановления Главы ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения на территории ГО <адрес> составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека, норма предоставления составляет 16 кв.м. общей площади на одного человека.
Судом установлено, что жилое помещение, в котором имеет регистрацию ФИО1, расположенное по адресу: <адрес>6, имеет общую площадь 54 кв.м., что подтверждается копией договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке о составе семьи в данной квартире имеют регистрацию 07 человек, что в среднем предполагает по 7,7 кв.м. на одного человека, что значительно меньше указанной учетной норма площади жилого помещения.
Приказом № от <адрес>. ТОИОГВСО – Управление социальной политики по <адрес> установлен факт невозможности проживания несовершеннолетнего ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по ранее указанному адресу, в связи с тем, что общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения. И приказом № от ДД.ММ.ГГГГ указанного органа ФИО28 поставлен на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда ФИО7 <адрес>
Также судом установлено, что истец ФИО1 не является членом семьи нанимателя ФИО26 совместно с ней в квартире не проживал и не проживает.
Таким образом, судом установлено, что проживание истца ФИО1 в закрепленном за ним жилом помещении невозможно по причине того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. В связи с чем истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются положения Федерального закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно уведомлению, представленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО7 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении ФИО1 отсутствуют.
Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались и свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения для проживания.
Ответчиками не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у истца ФИО1 права на предоставление ему жилья в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», либо о выделении ему жилого помещения.
Судом установлено, что до настоящего времени истец жильем не обеспечен, хотя в силу закона ему принадлежит такое право.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования прокурора в интересах ФИО1 подлежащими удовлетворению, так как право лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки и обусловлено их правовым статусом.
ФИО1 подлежит предоставление благоустроенное жилое помещение в городе <адрес> отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной постановлением Главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (16 квадратных метров общей площади).
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес>, в интересах ФИО1, к Министерству строительства и развития инфраструктуры ФИО7 <адрес> о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, к Министерству по управлению государственным имуществом ФИО7 <адрес> о возложении обязанности занести в Реестр государственного имущества ФИО7 <адрес> сведения о жилом помещении, приобретенном для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1, к Государственному казенному учреждению ФИО7 <адрес> «<адрес>» о возложении обязанности подготовить договор найма специализированного жилого помещения, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти ФИО7 <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики ФИО7 <адрес> по городу Карпинску о возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО1, в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства, удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры ФИО7 <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес> ФИО7 <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории городского округа <адрес> для ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом ФИО7 <адрес> занести в Реестр государственного имущества ФИО7 <адрес> сведения о жилом помещении, приобретенном (построенном) для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1.
Обязать Государственное казенное учреждение ФИО7 <адрес> <адрес>» подготовить договор найма специализированного жилого помещения, подлежащего заключению с ФИО1.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти ФИО7 <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики ФИО7 <адрес> по городу <адрес> обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО1 и в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Государственное казенное учреждение ФИО7 <адрес> <адрес>».
Мотивированное решением изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО7 областной суд с принесением жалобы через Карпинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Копия верна: