Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИФИО1
30 июля2015 года <адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пучковой С.В.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО2 к Администрации Красногорского муниципального района <адрес>, ФИО5, 3-е лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра» по МО, о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, исключении сведений о земельном участке из ГКН,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, ФИО2 обратились в суд с указанным выше иском, в обоснование которого указали, что решением 10-ой сессии Воронковского сельского Совета «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Воронковского с/Совета» от 25.03.1993г. установлены предельные размеры земельных участков.
На основании постановления Главы Воронковского сельского округа за № от 18.10.1993г. «О закреплении земельных участков за жителями <адрес>» за их матерью ФИО3 закреплен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
20.10.1993г. Главой администрации Воронковского с/о на имя их матери выдано свидетельство № о праве собственности на землю на земельный участок площадью 0,018 га, предоставленный для ведения подсобного хозяйства, расположенный в <адрес>.
Земельный участок, предоставленный матери истцов, сформирован как объект права собственности, по всему периметру он огорожен забором. Споров по границам данного земельного участка с правообладателями смежных земельных участков, в том числе с Воронковским территориальным отделом <адрес>, не имеется.
20.10.1993 года Красногорским отделом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:11:0050609:7146, при этом граница земельного участка не была установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ мать истцов ФИО8 умерла. Ее сыновья ФИО4 и ФИО2, истцы по делу, являются наследниками первой очереди по закону, иных наследников, оспаривающих их право, не имеется.
После смерти матери в установленный законом срок истцы не обратились к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, но фактически приняли его, а именно: вступили во владение и управление наследственным имуществом, в том числе продолжают пользоваться спорным земельным участком, после смерти матери использовали ее личные вещи и предметы домашнего обихода, за счет собственных средств произвели ее похороны и организовала поминки.
Для переоформления документов на спорный земельный участок с целью уточнения его границ и площади кадастровым инженером произведен контрольный промер земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу с составлением схемы (плана) границ земельного участка. По результатам натурных измерений уточненная площадь земельного участка составила 300 кв.м.
Весной 2015 года составлен акт согласования местоположения границ земельного участка площадью 300 кв.м, который с учетом уточненной площади подписан собственниками смежных земельных участков, а также администрацией Красногорского муниципального района.
Однако в ходе проведения кадастровых работ выявлено, что принадлежащий матери истцов на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050609:7146 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050609:953, в связи с чем уточнение границ испрашиваемого земельного участка не представляется возможным и рекомендовано исключить сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050609:953 из сведений Государственного кадастра недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРП правообладателем земельного участка площадью 382 кв.м, с кадастровым номером №, является ответчик ФИО5, что подтверждается свидетельством о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Полагают, что ответчиком ФИО5 при проведении межевания земельного участка площадью 382 кв.м, с кадастровым номером 50:11:0050609:953, не соблюдены положения действующего законодательства, границы земельного участка ответчика с истцами и с их матерью, как со смежными землепользователями, не согласовывались, что в настоящее время истцы лишены возможности поставить на кадастровый учет принадлежащий их матери на праве собственности земельный участок в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Просят признать за ними право равнодолевой собственности по праву наследования по закону после смерти матери на земельный участок площадью 300 кв.м, предоставленный из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:11:0050609:7146, расположенный по вышеуказанному адресу, просят также исключить сведения о границах земельного участка площадью 300 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050609:7146, расположенного по адресу: <адрес>, из сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050609:953.
В судебном заседании представитель истцов - адвокат ФИО9 исковые требования поддержала.
Ответчик - Администрация Красногорского муниципального района <адрес>, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, письменный отзыв суду по существу заявленных требований не представила.
Ответчик ФИО5, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, отзыв по существу заявленных требований не представил и не просил об отложении дела.
Учитывая, что ответчики о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просили, доказательств уважительности не явки своевременно в суд не представили, суд, учитывая также отсутствие возражений со стороны представителя истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного судопроизводства, постановив по делу заочное решение.
3-е лицо – ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> о дне слушания дела извещена, представителя в судебное заседание не направила, в представленном суду отзыве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, удовлетворение требований оставила на рассмотрение суда.
Суд, выслушав объяснения представителя истцов, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Ч.1 ст.3919 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 395настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 395настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.391 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Из материалов дела следует, что решением 10-ой сессии Воронковского сельского Совета «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Воронковского с/Совета» от 25.03.1993г. установлены предельные размеры земельных участков.
На основании постановления Главы Воронковского сельского округа за № от 18.10.1993г. «О закреплении земельных участков за жителями <адрес>» за матерью истцов ФИО3 закреплен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
20.10.1993г. Главой администрации Воронковского с/о на имя матери истцов выдано свидетельство № о праве собственности на землю на земельный участок площадью 0,018 га, предоставленный для ведения подсобного хозяйства, расположенный в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Красногорским отделом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:11:0050609:7146, при этом граница земельного участка не была установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
П.2 ст.218 ГК РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя, что предусмотрено п.1 статьи 1115 ГК РФ.
Пункт 1 статьи 1142 ГК РФ предусматривает, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умерла. Ее сыновья ФИО4 и ФИО2, истцы по настоящему делу, являются наследниками первой очереди по закону, иных наследников не имеется, доказательств обратного не представлено.
Судом установлено, что после смерти матери в установленный законом срок истцы не обратились в нотариальную контору с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, но фактически приняли его, а именно: вступили во владение и управление наследственным имуществом, в том числе продолжают пользоваться спорным земельным участком.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10 показал суду, что семья истцов (включая умершую мать истцов) пользуется спорным земельным участком с момента его предоставления, примерно с 80-х годов, земельный участок был огорожен изначально, с момента его предоставления. Споров по участку никогда не было. Другие лица спорным земельным участком никогда не пользовались.
Оснований не доверять показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля у суда не имеется, так как перед допросом свидетель был предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, свидетель длительное время является соседом истцов по спорному земельному участку, поэтому обстоятельства использования земельного участка ему действительно могут быть хорошо известны, доказательств заинтересованности свидетеля в исходе дела суду не предоставлено.
В соответствии с п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
- вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
- принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств и притязаний третьих лиц;
- произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
-оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
П.4 ст.1152 ГК РФ предусмотрено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Суд полагает, что действия истцов по вступлению во владение наследственным имуществом доказывают фактическое принятие наследства, оставшегося после смерти их матери и соответствуют требованиям закона.
Для переоформления документов на спорный земельный участок с целью уточнения его границ и площади кадастровым инженером произведен контрольный промер земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, с составлением схемы (плана) границ земельного участка. По результатам натурных измерений уточненная площадь земельного участка составила 300 кв.м.
Весной 2015 года составлен акт согласования местоположения границ земельного участка площадью 300 кв.м, который с учетом уточненной площади подписан собственниками смежных земельных участков, а также Администрацией Красногорского муниципального района.
Разница между уточненной в результате межевания площадью земельного участка в размере 300 кв.м и площадью земельного участка, указанной в правоустанавливающих документах в размере 180 кв.м, составила 120 кв.м, что не противоречит требованиям п.1 ст.25-2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которым государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о его площади, содержащиеся в предоставленном в соответствии с п.2 настоящей статьи документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка.
Однако в ходе проведения кадастровых работ выявлено, что принадлежащий матери истцов на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050609:7146 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050609:953, в связи с чем уточнение границ испрашиваемого истцами земельного участка не представляется возможным, истцам рекомендовано исключить сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050609:953 из сведений Государственного кадастра недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРП правообладателем земельного участка площадью 382 кв.м, с кадастровым номером 50:11:0050609:953, является ответчик ФИО5, что подтверждается свидетельством о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 261 ГК РФ предусмотрено, что территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
В соответствии с п.11 ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» при проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:
1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;
2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;
3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).
В соответствии с п.2 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка, предоставляется межевой план участка, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Судом установлено, что ответчиком ФИО5 при проведении межевания земельного участка площадью 382 кв.м, с кадастровым номером 50:11:0050609:953 не соблюдены положения Инструкции по межеванию земель и Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, границы земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности, с истцами (или с их матерью), как со смежными землепользователями, не согласовывались, что в настоящее время лишает и истцов возможности поставить на кадастровый учет принадлежащий наследодателю на праве собственности земельный участок в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно ст.60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, и действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Учитывая изложенное, а также то, что земельный участок, предоставленный матери истцов, сформирован как объект права собственности, внешние границы испрашиваемого земельного участка существуют с 1993 года, данный участок находился в постоянном пользовании семьи ФИО12, из их владения никогда не выбывал и не изымался, суд считает возможным признать за ФИО4 и ФИО2 право собственности на земельный участок площадью 300 кв.м, расположенный по указанному ранее адресу.
В соответствии с ч.2 ст.59 ЗК РФ судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить. Признать за ФИО4 и ФИО2 право собственности по 1/2 доли за каждым на земельный участок площадью 300 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050609:7146, расположенный по адресу: <адрес>, в границах учетной карточки, составленной кадастровым инженером ФИО11
Исключить сведения о границах земельного участка площадью 300 кв.м с кадастровым номером 50:110050609:953, расположенного по адресу: <адрес>, из сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050609:953.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Федеральный судья: подпись