Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2670/2021 от 10.09.2021

Судья: Сандуляк С.В. Дело № 33-2670/2021

№ 2-800/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«29» сентября 2021 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Забелиной О.А.,

судей Жидковой Е.В., Букаловой Е.А.,

при секретаре Власовой Л.И.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Поповой Любови Ивановны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 3 июня 2021 г. с учетом определения судьи Заводского районного суда г. Орла от 4 августа 2021 г. об исправлении описки, которым постановлено:

«Исковые требования Поповой Любови Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.

Установить юридический факт проживания Поповой Любови Ивановны по адресу: в д. Зяблое Станово - Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области в период с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года.

Признать за Поповой Любовью Ивановной право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции по состоянию на 31 декабря 2018 года применительно к ст. 28.1. Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), на 3 (три) года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Поповой Любови Ивановне выплату пенсии с 8 июля 2020 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Поповой Любови Ивановны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».

Заслушав доклад судьи Забелиной О.А., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы жалобы, возражения Поповой Л.И. относительно доводов жалобы, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Попова Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что в период с 1984 г. по 2003 г. проживала в д. Зяблое Орловского района Орловской области, территория которого с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г. относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако, УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области ей было отказано в назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Ссылаясь на то, что отказ в назначении пенсии является незаконным, просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на три года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и производить ей выплату пенсии с 8 июля 2020 г.

Определением Заводского районного суда г. Орла от 12 апреля 2021 г. (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области (л.д. 85)

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.

В обоснование доводов жалобы указывает, что факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом документально не подтвержден. Оснований для назначения истцу пенсии по старости ранее даты вступления решения суда в законную силу не имеется.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на 31 декабря 2018 г.).

На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В разделе IV Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.

Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности (пункт 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

До 1 февраля 1998 г. действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р, в который была включена деревня Зяблое Орловского района Орловской области.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 8 июля 2020 г. Попова Л.И. обратилась в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии (л.д. 10).

Отказывая в назначении пенсии досрочно, ответчик указал, что период проживания истца в зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в д. Зяблое Орловского района Орловской области в период с 1984 г. по 2003 г., документально не подтвержден (л.д. 9).

Между тем, судом бесспорно установлено, что с 26 апреля 1986 г. по 1 февраля 1998 г. Попова Л.И. проживала в д. Зяблое Орловского района Орловской области.

Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.

Согласно свидетельству о рождении Попова (добрачная фамилия Бакина) Л.И. родилась <дата> на <адрес>, ее родители – ФИО7 и ФИО8 (л.д. 11).

<дата> умер ФИО7 Из свидетельства о праве на наследство по закону от 7 августа 1985 г. следует, что Бакина Л.И. проживает по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.122).

<дата> Бакина Л.И. и ФИО10 заключили брак (л.д. 12), а <дата> у них родилась дочь ФИО11 (л.д.106).

Согласно представленным сведениям <...> <адрес> ФИО11 обучалась в период с 2 сентября 1996 года по 15 июня 2004 года и проживала по адресу: <адрес>. (л.д. 25), аналогичные данные о месте жительстве дочери Поповой Л.И. – ФИО11 содержатся и в амбулаторной медицинской карте (л.д. 103-105).

Согласно записям трудовой книжки Попова Л.И. в период с 20 августа 1985 г. по 31 января 1990 г. работала <...> а с 6 февраля 1990 г. по 29 мая 2003 г. работала <...> (л.д. 112-113). При этом в личной карточке формы № Т-2 Поповой (Сушковой) Л.И., составленной 6 февраля 1990 г., работодателем указано, что истец фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 96).

Из справки администрации Станово-Колодезъского сельского поселения Орловского района Орловской области от 29 апреля 2021 г. следует, что населенный пункт деревня Пилатовка в перечне населенных пунктов, входящих в состав Станово-Колодезьского сельского поселения, не значится. Остановочный пункт Пилатовка ранее и по настоящее время находится на территории населенного пункта деревня Зяблое Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района, вследствие чего жители привычно называют территорию деревни Зяблое как Пилатовка (л.д. 119).

С <дата> по настоящее время Попова Л.И. зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. 6).

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО17 также подтвердили, что с 26 апреля 1986 г. по 1 февраля 1998 г. проживала в <адрес>.

Установив, что Попова Л.И. с 26 апреля 1986 г. по 1 февраля 1998 г. проживала в д. Зяблое Орловского района Орловской области, территория которого относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Поповой Л.И. права на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года.

В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось законных оснований для признания за Поповой Л.И. права на снижение пенсионного возраста (по состоянию на 31 декабря 2018 г.) на три года, является несостоятельным и опровергается совокупностью исследованных судом доказательств.

Более того, в силу положений статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Поскольку право Поповой Л.И., <дата> года рождения, на досрочную пенсию с учетом включенного судом спорного периода, возникло с момента достижения возраста 52 лет, а в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) она обратилась 8 июля 2020 г., то есть после возникновения права, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Поповой Л.И. пенсии с 8 июля 2020 г.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции распределены судебные расходы.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 3 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья: Сандуляк С.В. Дело № 33-2670/2021

№ 2-800/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«29» сентября 2021 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Забелиной О.А.,

судей Жидковой Е.В., Букаловой Е.А.,

при секретаре Власовой Л.И.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Поповой Любови Ивановны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 3 июня 2021 г. с учетом определения судьи Заводского районного суда г. Орла от 4 августа 2021 г. об исправлении описки, которым постановлено:

«Исковые требования Поповой Любови Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.

Установить юридический факт проживания Поповой Любови Ивановны по адресу: в д. Зяблое Станово - Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области в период с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года.

Признать за Поповой Любовью Ивановной право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции по состоянию на 31 декабря 2018 года применительно к ст. 28.1. Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), на 3 (три) года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Поповой Любови Ивановне выплату пенсии с 8 июля 2020 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Поповой Любови Ивановны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».

Заслушав доклад судьи Забелиной О.А., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы жалобы, возражения Поповой Л.И. относительно доводов жалобы, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Попова Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что в период с 1984 г. по 2003 г. проживала в д. Зяблое Орловского района Орловской области, территория которого с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г. относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако, УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области ей было отказано в назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Ссылаясь на то, что отказ в назначении пенсии является незаконным, просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на три года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и производить ей выплату пенсии с 8 июля 2020 г.

Определением Заводского районного суда г. Орла от 12 апреля 2021 г. (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области (л.д. 85)

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.

В обоснование доводов жалобы указывает, что факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом документально не подтвержден. Оснований для назначения истцу пенсии по старости ранее даты вступления решения суда в законную силу не имеется.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на 31 декабря 2018 г.).

На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В разделе IV Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.

Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности (пункт 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

До 1 февраля 1998 г. действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р, в который была включена деревня Зяблое Орловского района Орловской области.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 8 июля 2020 г. Попова Л.И. обратилась в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии (л.д. 10).

Отказывая в назначении пенсии досрочно, ответчик указал, что период проживания истца в зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в д. Зяблое Орловского района Орловской области в период с 1984 г. по 2003 г., документально не подтвержден (л.д. 9).

Между тем, судом бесспорно установлено, что с 26 апреля 1986 г. по 1 февраля 1998 г. Попова Л.И. проживала в д. Зяблое Орловского района Орловской области.

Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.

Согласно свидетельству о рождении Попова (добрачная фамилия Бакина) Л.И. родилась <дата> на <адрес>, ее родители – ФИО7 и ФИО8 (л.д. 11).

<дата> умер ФИО7 Из свидетельства о праве на наследство по закону от 7 августа 1985 г. следует, что Бакина Л.И. проживает по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.122).

<дата> Бакина Л.И. и ФИО10 заключили брак (л.д. 12), а <дата> у них родилась дочь ФИО11 (л.д.106).

Согласно представленным сведениям <...> <адрес> ФИО11 обучалась в период с 2 сентября 1996 года по 15 июня 2004 года и проживала по адресу: <адрес>. (л.д. 25), аналогичные данные о месте жительстве дочери Поповой Л.И. – ФИО11 содержатся и в амбулаторной медицинской карте (л.д. 103-105).

Согласно записям трудовой книжки Попова Л.И. в период с 20 августа 1985 г. по 31 января 1990 г. работала <...> а с 6 февраля 1990 г. по 29 мая 2003 г. работала <...> (л.д. 112-113). При этом в личной карточке формы № Т-2 Поповой (Сушковой) Л.И., составленной 6 февраля 1990 г., работодателем указано, что истец фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 96).

Из справки администрации Станово-Колодезъского сельского поселения Орловского района Орловской области от 29 апреля 2021 г. следует, что населенный пункт деревня Пилатовка в перечне населенных пунктов, входящих в состав Станово-Колодезьского сельского поселения, не значится. Остановочный пункт Пилатовка ранее и по настоящее время находится на территории населенного пункта деревня Зяблое Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района, вследствие чего жители привычно называют территорию деревни Зяблое как Пилатовка (л.д. 119).

С <дата> по настоящее время Попова Л.И. зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. 6).

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО17 также подтвердили, что с 26 апреля 1986 г. по 1 февраля 1998 г. проживала в <адрес>.

Установив, что Попова Л.И. с 26 апреля 1986 г. по 1 февраля 1998 г. проживала в д. Зяблое Орловского района Орловской области, территория которого относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Поповой Л.И. права на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года.

В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось законных оснований для признания за Поповой Л.И. права на снижение пенсионного возраста (по состоянию на 31 декабря 2018 г.) на три года, является несостоятельным и опровергается совокупностью исследованных судом доказательств.

Более того, в силу положений статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Поскольку право Поповой Л.И., <дата> года рождения, на досрочную пенсию с учетом включенного судом спорного периода, возникло с момента достижения возраста 52 лет, а в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) она обратилась 8 июля 2020 г., то есть после возникновения права, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Поповой Л.И. пенсии с 8 июля 2020 г.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции распределены судебные расходы.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 3 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2670/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Попова Любовь Ивановна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)
Другие
Администрация Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Забелина Оксана Александровна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
13.09.2021Передача дела судье
29.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее