Дело №2- 8064/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2014 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи: Стройковой Н.И.,
при секретаре: Тимербулатовой А.Н.,
с участием истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО2 к администрации городского округа <адрес> о признании отсутствующим обременения права,
Установил:
ФИО3, ФИО2 обратились в суд с вышеуказанным иском к Администрации ГО <адрес> о признании отсутствующим обременение в виде иного ограничения прав собственности на принадлежащую им на праве собственности квартиру, расположенную по адресу РБ, <адрес>, зарегистрированное в пользу Администрации ГО <адрес> РБ в ЕГРП Управления Росреестра по РБ под записью за № от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов в связи с обращением в суд, мотивируя тем, что истцам принадлежит по 1/3 доли в праве собственности на спорное имущество. Кроме них собственником 1/3 доли в праве при жизни являлась ФИО5, умершая в 2013 году, в связи с чем ее доля была унаследована ФИО3 На основании ФИО1 РБ №№ от ДД.ММ.ГГГГ здание <адрес> признано памятником архитектуры и является объектом культурного наследия регионального значения, подлежащим государственной охране, о чем в ЕГРП была внесена регистрационная запись за № – 240 от ДД.ММ.ГГГГ. Считают регистрацию данного обременения незаконной, ущемляющей права истцов.
ФИО3 в судебном заседании исковые требования полностью поддержала, дала соответствующие показания, пояснила о нарушении прав истцов, поскольку, являясь собственниками <адрес> данного дома, были лишены права самостоятельного обращения с соответствующим заявлением. Кроме того, собственником <адрес> являются истцы, тогда как в Охранном обязательстве указано неверно о праве собственности ответчика на данную квартиру. Охранное обязательство оформлено с нарушением законодательства. Не обращались в Министерство культуры об оформлении охранного обязательства и никому полномочия не передавали. Просит также учесть сообщение Министерства культуры РБ об отмене указанного охранного обязательства.
Суд, заслушав истца ФИО3, определив возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО2, представителей ответчика и третьих лиц ввиду надлежащего извещения, учитывая наличие письменного отзыва ответчика об отказе в иске, исследовав материалы дела, документы Росреестра, полагает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 28 Постановления N 2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установлено, что исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и ФИО1 принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ/ст. 30 ЖК РФ/.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы ФИО3, ФИО2 являются собственниками по 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу <адрес>, на основании договора передачи жилого помещения в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, сведениями Росреестра /л.д. 8,9,10, 14-15/. Также собственником 1/3 доли указанной квартиры являлась ФИО5, умершая ДД.ММ.ГГГГ /л.д.11/. Сведений о принятии наследства после смерти которой суду не представлено, в судебном заседании не установлено.
Согласно справки ООО Расчетно-Сервисный Центр» отделение № «Южное» в спорной квартире зарегистрированы истцы /л.д.18 – копия/.
В соответствии с ФИО1 Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № № здание, в котором находится квартира истцов, расположенное по адресу <адрес> поставлено на государственную охрану под наименованием «<данные изъяты>».
Таким образом, в установленном порядке спорное здание включено в список памятников местного значения, подлежащих государственной охране, признан объектом культурного наследия регионального значения, и решение по данному вопросу в установленном порядке не оспорено, не признано незаконным.
Как следует из уведомления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ года, выписки из Единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ произведена регистрация № обременения в пользу администрации городского округа <адрес> на основании Охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ № на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, кад № №, в виде прочие ограничения/обременения/, использовать передаваемый объект в целях: сохранения памятника истории и культуры исключительно по назначению /жилое/. Обязанность по содержанию памятника и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном порядке, исправном, техническом состоянии /л.д.13, 14-15/.
Между тем, доводы истцов, что, являясь собственниками указанной <адрес> по адресу <адрес>, с соответствующим заявлением в Министерство культуры Республики Башкортостан о выдаче охранного обязательства на спорную квартиру не обращались, доверенность ответчику не оформляли на осуществление указанных действий, полномочии не передавали.
Статьей 21 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ установлено, что на объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия, в который вносятся сведения составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.
Согласно статье 63 Закона "Об объектах культурного наследия" государственной регистрации подлежат обременения, установленные охранным обязательством на объект культурного наследия.
В соответствии с п. 4 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 48 названного Федерального закона особенности владения, пользования и ФИО1 объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия, принимая на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве, в том числе по содержанию объекта культурного наследия, его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Таким образом, в охранном обязательстве должны содержаться следующие существенные условия, которые определены в законе:
1) обязанность собственника по содержанию объекта культурного наследия;
2) обязанность собственника по его сохранению;
3) "иные обеспечивающие его сохранность требования" к собственнику.
Согласно статье 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1).
Согласно п. 1 ст. 40 указанного Федерального закона под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В силу п. 72 Инструкции о порядке учета обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утв. Приказом Минкультуры СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 203, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом /Охранное обязательство либо Охранный договор/.
Частью 1 ст. 4 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 59 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 219 (с учетом изменений и дополнений), при регистрации права на объект культурного наследия в графе "Описание ограничения (обременения)" излагается содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия.
Поскольку дом, в котором находится принадлежащая на праве собственности квартира истцов, является объектом культурного наследия регионального значения, то на квартиру заявителя, как на неотъемлемую составную часть здания-памятника, распространяется законодательство об охране объектов культурного наследия, включая обязательность внесения в Единый государственный реестр прав сведений об обременении права собственности "Объект культурного значения. Обязательства по сохранению объекта" и соответственно отражение их в Свидетельстве о государственной регистрации права.
В силу положений ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а потому обязанность по сохранению объекта культурного наследия несут все собственники помещений в доме вне зависимости от наличия или отсутствия в конкретной квартире элементов интерьера, представляющих историко-культурную ценность.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Обязанность по содержанию общего имущества дома, включая обязанность по сохранению объекта культурного наследия, возложена на собственника жилого помещения в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Определяя обоснованность исковых требований, суд принимает во внимание доводы истцов и положения ст. ст. 48 и 63 Федерального закона N 73-ФЗ, в силу которых государственной регистрации в отношении объектов культурного наследия подлежат обременения, установленные охранными обязательствами.
Вместе с тем, оформление охранных обязательств собственников (пользователей) объектов культурного наследия является государственной услугой.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, охранное обязательство на объект культурного наследия может быть оформлено Министерством только после получения соответствующего письменного заявления от собственника указанного объекта культурного наследия.
Учитывая, что истцы с соответствующим заявлением в Министерство культуры Республики Башкортостан не обращались, согласно сообщения Министерства культуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ № собственника помещений /<адрес> –объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», постройки 1907 года, является недействующим в связи с тем, что администрация городского округа <адрес> не является собственником <адрес> указанного дома, охранное обязательство переоформляется, оснований для регистрации указанного ограничения /обременения/ отсутствуют.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст.ст. 56, 195 ГПК РФ, отсутствие доказательств в опровержение исковых требований, иных требований сторонами не заявлено, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ в связи с удовлетворением исковых требований госпошлина в размере 200 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.10, 12, 17, 131, 209, 304 ГК РФ, Жилищного Кодекса РФ, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. ст. 56, 59, 60, 98,100,113, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3, ФИО2 – удовлетворить:
Признать отсутствующим обременение в виде иного ограничения прав собственности на принадлежащую истцам ФИО3, ФИО2 на праве собственности квартиру, расположенную по адресу РБ, <адрес>, зарегистрированное в пользу Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в ЕГРП Управления Росреестра по <адрес> запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации городского округа <адрес> в пользу ФИО3 расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в месячный срок через Стерлитамакский городской суд.
Председательствующий судья: Н.И. Стройкова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>