Дело № 2-333/2019/40RS0017-01-2019-000237-57 копия
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Малоярославец Калужской области 20 мая 2019 года
Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Артёмовой Г.С.,
при секретаре Кучер К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Калужского гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» о понуждении к регистрации права на недвижимое имущество,
установил:
Заместитель военного прокурора Калужского гарнизона 20 февраля 2019 года обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ответчикам, с учетом последующих уточнений своих исковых требований просил обязать Министерство обороны Российской Федерации принять меры по оформлению и регистрации прав собственности на недвижимое имущество - здание военного комиссариата Малоярославецкого района Калужской области, общей площадью 1178,4 кв.м, инв. № ГМ3000000008218, гараж общей площадью 92,9 кв.м, инв. № ГМ3000000008210, расположенные по адресу: Калужская область, г.Малоярославец, ул.Успенская, д.1, в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу; обязать ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России принять меры по оформлению и регистрации прав оперативного управления на указанное выше недвижимое имущество за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что военной прокуратурой Калужского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о защите государственной собственности, которой установлено, что военный комиссариат Малоярославецкого района Калужской области занимает и использует в своей деятельности недвижимое имущество - здание военного комиссариата Малоярославецкого района общей площадью 1178,4 кв.м, инв. №ГМ3000000008218, гараж общей площадью 92,9 кв.м, инв. № ГМ3000000008210, расположенные по адресу: Калужская область, г.Малоярославец, ул.Успенская, д.1, находящиеся на балансовом учете в ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России). Согласно п.9 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» руководителям территориальных управлений имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации надлежало обеспечить регистрацию прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество и прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, ранее закрепленными за федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными квартирно-эксплуатационными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, реорганизованных путем присоединения к территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В рамках исполнения данного правового акта федеральное недвижимое имущество передано из федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. В частности, федеральное недвижимое имущество (более 50-ти объектов), используемое военным комиссариатом Калужской области и его структурными подразделениями, расположенными на территории Калужской области, из федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Калужская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации передано в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (пункт 10 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871). В соответствии с заключенным между ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (ссудодатель) и военным комиссариатом Калужской области (ссудополучатель) договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 27.12.2018 № Пр/71 последним принято на праве безвозмездного пользования недвижимое имущество, используемое военным комиссариатом Калужской области и его структурными подразделениями, расположенными на территории Калужской области. Вместе с тем до настоящего времени ответчиками по настоящему делу возложенные на них обязанности по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, а также оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, соответственно, в части оформления и регистрации прав собственности и оперативного управления на недвижимое имущество, используемое военным комиссариатом Калужской области и его структурными подразделениями, расположенными на территории Калужской области, длительное время должным образом не исполняются. Более того, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России до настоящего времени не исполнен пункт 9 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны» Российской Федерации» в части регистрации прав оперативного управления на указанное федеральное недвижимое имущество. Длительное бездействие и непринятие мер по оформлению и государственной регистрации прав собственности и оперативного управления на недвижимое имущество, используемое военным комиссариатом Калужской области и его структурными подразделениями, расположенными на территории Калужской области, отсутствие контроля за регистрацией вещных прав и сохранностью федеральной собственности, создало предпосылки к его незаконному отчуждению, а в отдельных случаях и вовсе повлекло незаконное изъятие из состава федеральной собственности, что причиняет ущерб интересам и обороноспособности государства.
Военный прокурор Калужского гарнизона в суд не явился, заявлением в адрес суда просил рассмотреть дело в отсутствие представителя военной прокуратуры Калужского гарнизона. Помощник прокурора Малоярославецкого района Калужской области Лобастова Ю.А., действующая по доверенности от 12 марта 2019 года, в судебном заседании 14 мая 2019 года уточненные исковые требования заместителя военного прокурора Калужского гарнизона поддержала по изложенным в иске основаниям, согласилась на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Представители ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Центральное ТУИО» Минбороны России»), будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Определением суда от 21 февраля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ «Военный комиссариат Калужской области».
Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Калужской области» в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, заявлением в адрес суда просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что занимаемые военным комиссариатом спорные помещения являются федеральной собственностью и находятся на балансе ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации. Договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом был заключен между военным комиссариатом Калужской области и ФГКУ «ЦТУИО» 27 декабря 2018 года.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
В судебном заседании, назначенном на 14 мая 2019 года, был объявлен перерыв до 20 мая 2019 года.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании п.п. 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Как установлено ст. 69 указанного закона права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Аналогичная норам содержалась в ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утратившая силу с 01.01.2017 года.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.На основании ст. 14, 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Таким образом, с заявлением о регистрации обращается собственник либо учреждение. Для этого заинтересованное лицо готовит пакет документов, определяет способ их подачи и подает документы.
Перечень документов для регистрации права оперативного управления содержится в ст. ст. 18 и 21 Закона о госрегистрации.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 7 декабря 2018 года на здание военного комиссариата, 1987 года постройки, общей площадью 1178,4 кв.м, кадастровый номер 40:13:031003:1026; и на гараж, 1990 года постройки, общей площадью 92,9 кв.м, кадастровый номер 40:13:031003:1027, расположенные по адресу: Калужская область, г.Малоярославец, ул.Успенская, д.1, сведения о собственнике указанного имущества отсутствуют.
Согласно утвержденному Министром обороны Российской Федерации и согласованному руководителем Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации передаточному акту при присоединении федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений, государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, составленному в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», ФГКЭУ «Калужская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации передает, а ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» принимает имущество, документацию согласно приложению, в том числе, здание военного комиссариата Малоярославецкого района Калужской области общей площадью 1178,4 кв.м, гараж общей площадью 92,9 кв.м, расположенные по адресу: Калужская область, г.Малоярославец, ул.Успенская, д.1 (подпункты 376, 377 пункта 1.2. приложения).
На основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 27.12.2018 № Пр/71, заключенным между ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» и военным комиссариатом Калужской области, спорное недвижимое имущество последними принято на праве безвозмездного пользования и для использования военным комиссариатом Калужской области и его структурными подразделениями, расположенными на территории Калужской области.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (пункт 2 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 15.10.1999 N 1372, пункт 4 действующего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082).
В силу пункта 2 раздела II Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил Российской Федерации независимо от того, на чем балансе оно находится и от ведомственной подчиненности предприятий относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, отнесено к федеральной собственности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что спорные здания в силу прямого указания в законе относятся к федеральной собственности
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Прокурором не представлено доказательств нарушения прав Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение спорными объектами недвижимости, наличии притязаний на них третьих лиц, отсутствия контроля за регистрацией вещных прав и сохранностью федеральной собственности, предпосылок к его незаконному отчуждению, изъятия их из состава федеральной собственности, или причинения ущерба интересам и обороноспособности государства.
Как указано в отзыве на исковое заявление ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России», а также ранее в письме заместителю военного прокурора Калужского гарнизона от 24.01.2019 года № 141/1/6/17, спорное недвижимое имущество находится на балансовом учете ФГКУ и передано военному комиссариату Калужской области в безвозмездное пользование, в собственность органам местного самоуправления и в частную собственность не передавалось, состоит на кадастровом учете. В настоящее время Учреждением организуются мероприятия по государственной регистрации права собственности РФ и права оперативного управления за Учреждением.
Однако, согласно Приказу Минобороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны Российской Федерации реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Руководителям территориальных управлений имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации приказано обеспечить, в том числе, проведение регистрации права оперативного управления на федеральное недвижимое имущество и прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в органах осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, учитывая признание государством ранее возникши прав, того, что законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество не предусмотрена обязательная регистрация прав Российской Федерации на недвижимое имущество, а также длительность невыполнения ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» указанного приказа Минобороны России, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований заместителя военного прокурора Калужского гарнизона и о необходимости обязать ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» провести государственную регистрацию права оперативного управления на недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом необходимого объема работ, суд полагает необходимым установить срок исполнения настоящего решения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1178,4 ░░.░, ░░░. № ░░3000000008218, ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 92,9 ░░.░, ░░░. № ░░3000000008210, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░, ░.1.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░