Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тайшет 15 января 2020 года
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сорокина Р.В., при секретаре судебного заседания Малащук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4/2020 по иску Фирсенко Н. Д., Фирсенко Ю. В., Безруких В. В., к администрации Соляновского муниципального образования о включении в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Фирсенко Н.Д., Фирсенко Ю.В., Безруких В.В. обратились в суд с иском, указывая в обоснование своих требований, что они проживают в квартире, расположенной по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, <данные изъяты> попавшей в зону чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением.
Как указывают истцы, комиссией по определению ущерба, причиненного наводнением, акт комиссионного обследования утраченного ими имущества первой необходимости был составлен. В данном акте комиссией указано не все имущество, которое пострадало во время паводка. С актом обследования они не согласны, поскольку ими утрачены предметы мебели для сна, телевизор, предметы для хранения и приготовления пищи, предметы средств водоснабжения и отопления. Фактически водонагреватель и отопительный котел у них отсутствовал.
Таким образом, ими полностью утрачено имущество первой необходимости, следовательно, они должны быть включены в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Истцы просят суд обязать администрацию Соляновского муниципального образования включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец Фирсенко Н.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что проживают в квартире, расположенной по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, п. Соляная, ул. <данные изъяты> попавшей в зону наводнения. В результате наводнения, произошедшего в июне 2019 года, ими было полностью утрачено имущество первой необходимости, а именно: предметы мебели для сна, телевизор, предметы для хранения и приготовления пищи: холодильник, электропечь, предметы средств водоснабжения и отопления. В акте, составленном администрацией, допущены ошибки – в графе «утрачено» по водонагревателю указано - «нет», в графе «утрачено» по отопительному котлу записано - «нет», хотя фактически водонагреватель и отопительный котел у них отсутствовал. Комиссией по определению ущерба, причиненного наводнением, был составлен акт комиссионного обследования утраченного ими имущества первой необходимости, в котором не указано все утраченное имущество, допущены ошибки, которые повлекли признание их утратившими имущество первой необходимости в результате паводка частично, в то время как имущество первой необходимости было утрачено ими полностью, в связи с чем, они должны быть включены администрацией в соответствующие списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Все поврежденное имущество, они выбросили.
Истцы Фирсенко Ю.В., Безруких В.В. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие. Исковые требования поддерживают в полном объеме.
Представитель ответчика – глава администрации Соляновского муниципального образования, Донской Ю.Л., действующий на основании прав по должности, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования Фирсенко Н.Д., Фирсенко Ю.В., Безруких В.В. не признают.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Тайшетского района, Шиверская Т.А., действующая на основании доверенности, будучи надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором просила рассмотреть дело без участия представителя администрации Тайшетского района.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, директор ОГКУ «Управления социальной защиты населения по Тайшетскому району», Ротарь Е.П., действующая на основании прав по должности, будучи надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, с учетом мнения истца Фирсенко Н.Д., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы истца Фирсенко Н.Д., свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно статье 2 данного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 03.07.2019 N 316 (в ред. от 02.08.2019) "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" (далее - Указ Президента РФ от 03.07.2019 N 316).
Пунктом 3 этого Указа на Правительство Российской Федерации возложена обязанность обеспечить завершение формирования списков граждан, пострадавших от наводнения на территории Иркутской области, и выплату им до 10 августа 2019 г. денежных средств в полном объеме.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г") оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; и (п. "д") оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года N 1392-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2019 года N 1521-р, постановлением Правительства Иркутской области №519-пп от 29.06.2019 утвержден «Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее по тексту Порядок).
Порядок регулирует вопросы оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, за счет средств, выделенных на соответствующие цели в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года N 1392-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2019 года N 1521-р, финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека) (подпункт 4 пункта 1 Порядка).
Финансовая помощь оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, согласно приложению N 12 к Правилам (абзац второй пункта 5 Порядка).
Списки, указанные в абзаце втором пункта 5 настоящего Порядка, подготавливаются и подписываются в порядке, установленном Порядком N 155, главами администраций муниципальных образований Иркутской области, в состав территории которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, указанной в пункте 1 настоящего Порядка, согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
Исходя из содержания вышеуказанных нормативно-правовых актов условием социальной поддержки граждан является постоянное проживание в жилом помещении, подвергшемся паводку и утрата имущества первой необходимости.
Постановлением правительства Иркутской области №558-пп от 17.07.2019, постановлением администрации Тайшетского района №378 от 10.07.2019, с учетом изменений внесенных постановлением администрации Тайшетского района №444 от 16.08.2019 включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования «Тайшетский район».
Фирсенко Н.Д., Фирсенко Ю.В., Безруких В.В. зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>
Согласно методическим рекомендациям МЧС России от 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
Согласно п. 1(1)Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий понятие "имущество первой необходимости" определяется, как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются: а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (п. 2 (2) Правил).
Как следует из копии акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 г., утвержденного главой Соляновского муниципального образования Ю.Л. Донским, 04.07.2019, по адресу: <данные изъяты> 2 утрачено следующее имущество первой необходимости: стол, стул, кровать, насос для подачи воды. Пострадавшая Фирсенко Н.Д., члены семьи Фирсенко Ю.В. - муж, Безруких В.В.- внук. С указанным актом Фирсенко Н.Д. была ознакомлена и согласна, что подтверждается её подписью.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Колмогорцев М.А. суду пояснил, что Фирсенко Н.Д., Фирсенко Ю.В., Безруких В.В. проживают по адресу: <данные изъяты> Во время наводнения, произошедшего в июне 2019 года, ими полностью утрачено имущество первой необходимости.
На основании изложенного, проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что на момент чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, истцы Фирсенко Н.Д., Фирсенко Ю.В., Безруких В.В. были зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты> по указанному адресу ими была получена финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Факт полной утраты имущества первой необходимости Фирсенко Н.Д., Фирсенко Ю.В., Безруких В.В. по адресу: <данные изъяты> не нашел своего подтверждения, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истцов о возложении обязанности на администрацию Соляновского муниципального образования включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой их имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области по адресу: <данные изъяты>
Отказывая в удовлетворении исковых требований истцам, суд исходит из того, что вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, ими не представлено доказательств, подтверждающих факт полной утраты имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Фирсенко Н. Д., Фирсенко Ю. В., Безруких В. В., к администрации Соляновского муниципального образования о включении в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Р.В. Сорокин