Решение по делу № 33а-4624/2019 от 14.11.2019

Судья Свинкина М.Л.

№ 33а-4624/2019

10RS0008-01-2019-000907-50

2а-617/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 декабря 2019 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Сильченко Р.П.,

судей Соляникова Р.В., Колбасовой Н.А.

при секретаре Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 25 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению Ефимова Романа Александровича к федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Республиканская больница № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10 Федеральной службы исполнения наказаний» об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Ефимов Р.А. отбывает наказание в виде лишения свободы, имеет ряд заболеваний. Письмом от 06 мая 2019 г. филиал Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России фактически отказал ему в проведении медико-социальной экспертизы, сославшись на отсутствие признаков инвалидности. Данный отказ административный истец просил признать незаконным, обязать административных ответчиков направить его в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы.

Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований. В обоснование жалобы указывает, что ранее по предыдущему месту отбывания наказания было принято решение о направлении его на медико-социальную экспертизу, которая не была проведена в связи с переводом для дальнейшего отбывания наказания в Республику Карелия. Поскольку органы и учреждения ФСИН России образуют единую структуру, решение о направлении на медико-социальную экспертизу должно быть исполнено. (.....) представитель административного истца обратился с заявлением о направлении административного истца на экспертизу. У Ефимова Р.А. имеются тяжелые заболевания, подтверждающие стойкое расстройство функций организма. Ему отказывают в медицинской помощи.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России просит оставить решение суда без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции представители ФК ЛПУРБ-2УФСИНРоссиипоРеспублике Карелия Гончаров А.А., ФКУЗМСЧ-10ФСИНРоссии ДагдановаА.А., УФСИН России поРеспублике Карелия ПищугинВ.А. выразили согласие с решением суда.

Иные лица, участвующие в деле, в суд представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела. Административный истец ходатайств об обеспечении личного участия в судебном заседании не заявлял, его представитель просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

По делу установлено, что Ефимов Р.А. отбывает наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Из письма ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области от (.....) (.....) следует, что осужденный Ефимов Р.А. прибыл в указанное исправительное учреждение (.....) В анамнезе: (...) Указанное письмо является ответом на обращение представителя административного истца от (.....) (.....) о назначении и проведении медико-социальной экспертизы на предмет установления Ефимову В.А. инвалидности. Также в данном письме указано, что в (...) Ефимов В.А. будет направлен в ПБ ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России на психиатрическую медико-социальную экспертизу для установления инвалидности.

В настоящее время административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, периодически этапируется в ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия для лечения.

Оказание медицинской помощи осужденным, содержащимся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, осуществляет филиал «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России.

(.....) представитель административного истца направил в ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия жалобу, в которой указал на необходимость проведения в отношении Ефимова В.А. медико-социальной экспертизы. (.....) данная жалоба была направлена ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия в адрес филиала Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России.

Оспариваемым ответом от (.....) филиал Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России сообщил, что в период с (...) Ефимов В.А. находился в ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия, был осмотрен психиатром, у него выявлено (...) С (...) по (.....) административный истец находился в филиале Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, в выписке из амбулаторной карты за период (...) сведений о наличии признаков инвалидности не указано. Письмо от (.....) (.....) в адрес филиала Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России не поступало. (.....) Ефимов В.А. был осмотрен психиатром, установлен диагноз: (...) В дальнейшем ЕфимовВ.А. поступил в филиал Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (.....), осмотрен психиатром (...), выявлено (...) Помимо указанных диагнозов у Ефимова В.А. выявлены такие заболевания, как (...) По совокупности заболеваний признаки инвалидности отсутствуют, заявлений о представлении на группу инвалидности от Ефимова Р.А. не поступало.

Из объяснений ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России следует, что с (.....) ЕфимовР.А. находился в филиале Б-1 с основным диагнозом: (...) При выписке (.....) состояние ЕфимоваР.А. оценивалось как (...).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

В силу ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза – признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п. 8 Классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н).

В соответствии с ч. 6 ст. 101 УИК РФ Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Минюста России от 02.10.2015 № 233 утверждены порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы (далее – Порядок).

В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Согласно п. 5 Порядка в случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой осужденный (его законный представитель) имеет право обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно (через администрацию исправительного учреждения).

На основании п. 8 Порядка медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения. При поступлении от осужденного указанного заявления администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет его в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией уголовно-исполнительной системы (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), либо справки, выданной осужденному организацией, отказавшей ему в направлении на медико-социальную экспертизу, а также медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Пунктом 19 Порядка и условий признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, также предусмотрено, что в случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Таким образом, отказав административному истцу в направлении на медико-социальную экспертизу, ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России в лице его филиала действовало в пределах предоставленной ему законом компетенции.

Применительно к разъяснениям, данным в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принимаемых и совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Вопрос о наличии либо отсутствии у административного истца совокупности заболеваний, являющихся основанием для установления инвалидности, судом предрешен не был.

Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что поданную им (.....) жалобу следует считать заявлением, поименованным в п. 8 Порядка, несостоятельна, так как данное обращение адресовано не соответствующему учреждению медико-социальной экспертизы, как того требуют и названный Порядок, и п. 24 Порядка и условий признания лица инвалидом, а исправительному учреждению.

Отсутствие надлежащим образом оформленного заявления исключало возможность его направления в учреждение медико-социальной экспертизы с приложением справки, предусмотренной п. 5 Порядка.

Оспариваемый отказ административного ответчика не лишает административного истца возможности самостоятельно либо с помощью представителя направить в бюро медико-социальной экспертизы соответствующее заявление через администрацию исправительного учреждения.

По изложенным мотивам решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска является законным, а оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 25 сентября 2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-4624/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ефимов Роман Александрович
Ответчики
ФКЛПУ "РБ № 2" УФСИН России по РК
ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК
Филиал больницы № 1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России по РК
ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России по РК
Другие
Сухоруков А.Ю.
УФСИН России по РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
15.11.2019Передача дела судье
28.11.2019Судебное заседание
08.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.01.2020Передано в экспедицию
02.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее