77RS0022-02-2023-000588-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2023 года адрес
Преображенский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Лукиной Е.А.,
при помощнике судьи фио,
с участием административного истца Протасовой А.С.,
адвоката, представляющего интересы административного истца Вараевой М.В.,
представителя административного ответчика ОМВД России по адрес, МВД РФ фио,
представителя административного ответчика Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес фио
представителя административного ответчика УВД на ММ ГУ МВД России по адрес фио
представителя административного ответчика МО МВД России «Коммунарский» адрес фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 02а-0316/2023 по административному иску Протасовой Александры Сергеевны к УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по адрес, МВД РФ, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес, Департаменту информационных технологий адрес, ОМВД России по адрес, МО МВД адрес Москвы о признании незаконными действий по задержанию, использованию системы автоматического распознавания личности, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что 21.09.2022 г, 30.09.2022 г административного истца дважды останавливали на станциях московского метрополитена, поскольку фото административного истца находится в системе автоматического распознавания личности «Сфера». Административный истец считает, что оба раза была задержана из-за её гражданской позиции, поскольку 21.09.2022 г, 30.09.2022 г в московском метро массово задерживали тех, кто ранее привлекался к ответственности за участие в публичных мероприятиях из-за мобилизации и подписания договора о присоединении к России ДНР, ЛНР, запорожской и адрес соответственно. Также административный истец указывает на то, что не привлекалась к ответственности по ст. 20.2, 20.3.3 КоАП РФ.
Таким образом, административный истец просит признать незаконными действия УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по адрес, МО МВД адрес Москвы, ОМВД России по адрес, выразившиеся в ее задержании и доставлении, объявлении истцу предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступления, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо о недопустимости продолжения общественного поведения 21.09.2022 и 30.09.2022 г; обязании ГУ МВД России по адрес, МО МВД адрес Москвы, ОМВД России по адрес не осуществлять ее задержание и доставление, не объявлять истцу предостережений и недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений,, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо о недопустимости продолжения общественного поведения на основании сведений, внесенных в ГАИС «Сфера»;
Признать незаконными действия МВД РФ, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес, Департамента информационных технологий адрес, выразившиеся в размещении, обработке, хранении и использовании персональных данных истца и информации о ее частной жизни в ГАИС «Сфера»; обязать МВД РФ, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес, Департамента информационных технологий адрес удалить персональные данные административного истца и сведения о нем из ГАИС «Сфера».
Административный истец, его представителя в судебное заседание явились, исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по доводам, изложенным в письменном виде.
Представители административных ответчиков ОМВД России по адрес, МВД РФ, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес, УВД на ММ ГУ МВД России по адрес, МО МВД адрес Москвы в судебное заседание явились, в удовлетворении заявленных требований просили отказать, по доводам, изложенным в письменном виде.
Представитель административного ответчика Департамента информационных технологий адрес в судебное заседание не явился. извещался надлежащим образом, уважительности причин не явки суду не предоставил.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела в их совокупности, оценив и проанализировав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 2, 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ).
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.
21.09.2022 г. Протасова А.С. была задержана сотрудниками полиции на станции метро «Щелковская» Московского метрополитена около 20 часов 00 минут, где она находилась около 1 часа, по истечении которых в 21 час. 15 мин. была доставлена в ОМВД России по адрес.
Также, 21.09.2022 г. Протасовой А.С. было выдано официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
30.09.2022 г. Протасова А.С. в 19 час. 22 мин. была задержана на станции метро «Саларьево» Московского метрополитена.
30.09.2022 г. Протасовой А.С. также было объявлено предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений.
Согласно ответу на запрос № 19/6025 от 28.02.2023 г., охрану общественного порядка и безопасности ст. адрес осуществляли сотрудник 1 отдела полиции фио и фио (пост № 121), которые в своих объяснениях указали, что с 09 час. 00 мин. 30.09.2022 г. до 09 час. 00 мин. 01 октября 2022 года осуществляли несение ОБГ и ОП на ст.адрес (маршрут патрулирования № 121), в 19 час. 23 мин. по информации ГАИС «Сфера» на ст.адрес была задержана Протасова А.С., о чем было доложено в ДЧ 1 о/п КВД на ММ.
Однако, административный истец указывает на то, что в рамках ее задержания административными ответчиками был допущен ряд нарушение прав и свобод, в частности, задержание было произвольным и необоснованным, поскольку в отношении нее производств по делам об административных правонарушениях не велось, подозреваемой или обвиняемой по уголовному делу истец не является.
Также, административный истец указывает, что использование технологий распознавания лиц в отношении нее является вмешательством в частную жизнь, а также посягает на свободу убеждений. Кроме того, административный истец указывает, что вмешательство не было основано на законе, который предоставлял бы гарантии от его произвольного применения, а применение распознавания лиц в данном случае не преследовало никакой законной цели, а напротив было направлен на тайное отслеживание и подавление любой гипотетической политической активности, воспринимаемой государством как оппозиционной.
Также, административный истец указывает, что система автоматического распознавания личности использует ее изображение вопреки ее воли, а также хранит ее изображение и иную информацию о частной жизни без установленного предельного срока хранения такой информации и порядка ее уничтожения, что порождает высокие риски слежки, злоупотребления возможностью собирать данные о частной жизни и «утечки» конфиденциальной информации. Кроме того, административный истец указывает, что отсутствует система контроля за получением, использованием и хранением сведений о частной жизни правоохранительными органами и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес.
Также, административный истец указывает, что она не совершала каких-либо действий, которые могли бы быть расценены как подготовка к совершению какого-либо преступления или правонарушения, а также не высказывала намерение нарушить закон.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд не находит доводы административного истца обоснованными, а иск, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).
Сотрудники полиции имеют право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести (пункт 13 части 1 статьи 13 Закона о полиции).
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона "О полиции" сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия.
Пунктом 33 части 1 статьи 13 поименованного федерального закона для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставлено право использовать в деятельности информационные системы, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.
Постановлением Правительства от 17 марта 2021 года № 328-ПП создана государственная автоматизированная информационная система «Сфера» (далее - ГАИС «Сфера»), обеспечивающую в адрес автоматизацию процессов централизованного сбора, обработки, хранения информации в целях обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры адрес, утверждено Положение о государственной автоматизированной информационной системе "Сфера" (приложение).
Согласно п. 3 постановления Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры является оператором ГАИС «Сфера» и осуществляет от имени адрес правомочия собственника ГАИС «Сфера», в том числе обеспечивает создание и эксплуатацию ГАИС «Сфера» с привлечением подведомственных Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес организаций или иных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с п. 1.2 Положения ГАИС «Сфера» является государственной автоматизированной информационной системой адрес, содержащей информацию в электронной форме, в том числе программно-технические средства, предназначенные для автоматизации процессов централизованного сбора, обработки, хранения информации в целях обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры адрес.
Основной задачей ГАИС «Сфера» является обеспечение централизованного хранения и обработки информации, содержащейся в ГАИС «Сфера», используемой в целях обеспечения транспортной безопасности (п. 1.4).
Согласно Приложению № 2 к приказу ГУ МВД России по адрес № 242 от 28 июня 2021 года «Алгоритмы действий сотрудников органов внутренних дел при реагировании на оповещение государственной автоматизированной информационной системы «Сфера», сотрудник полиции:
- при получении информации из отделения «Сфера» УВД на ММ ГУ МВД России по адрес либо ДЧ отдела полиции УВД на ММ ГУ МВД России по адрес о сработке системы (событии), незамедлительно направляется к месту обнаружения разыскиваемого лица (п.4.2); после остановки разыскиваемого лица, в обязательном порядке приглашает гражданина в комнату полиции, о доставлении докладывается в ДЧ и отделение «Сфера» УВД на ММ ГУ МВД России по адрес. После чего проводит установление личности гражданина. Осуществляет проверку по базам данных МВД России с целью подтверждения актуальности сведений нахождения в розыске, а также проверки подлинности представленных гражданином персональных данных и документов (п. 4.5); если на адрес метрополитена отсутствует возможность установления личности лица, принимается решение о его доставлении в отдел полиции УВД на ММ для проведения дополнительной проверки по информационным банкам данных МВД России.
При таких обстоятельствах, суд, дав оценку, представленным в материалы дела доказательствам в соответствии со ст. 84 КАС РФ, приходит к выводу о том, что сотрудники ОМВД по адрес, МО МВД России «Коммунарский», осуществляя задержание административного истца, доставление в отдел полиции, действовали в соответствии с Законом «О полиции», Постановлением Правительства адрес от 17 марта 2021 года № 328-ПП и приказом ГУ МВД России по адрес № 242 от 28 июня 2021 года при поступлении информации в отношении гражданина посредством государственной автоматизированной информационной системы «Сфера», также суд учитывает, что после установления личности административного истца ее задержание было прекращено, общий период задержания составил не более 3 часов.
Полномочия Департамента информационных технологий адрес закреплены в Положении о Департаменте информационных технологий адрес, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2011 г. № 105-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте информационных технологий адрес».
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте Департамент является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере информационных технологий, телекоммуникаций, связи, цифрового развития адрес, обеспечения безопасности информации, обрабатываемой с использованием средств автоматизации (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), межотраслевой координации в области информатизации органов исполнительной власти адрес, функции государственного заказчика и главного распорядителя бюджетных средств на закупку средств вычислительной техники, оборудования и программных продуктов, работ и услуг по защите информации, обрабатываемой с использованием средств автоматизации (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), информационных и телекоммуникационных услуг в части, относящейся к функционированию информационных систем адрес, а также телекоммуникационных услуг общегородского назначения и предоставления доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, создание, развитие (модернизацию), введение в эксплуатацию и эксплуатацию информационных ресурсов и систем адрес, разработку и тиражирование программно-технических решений для нужд органов исполнительной власти адрес и подведомственных им государственных учреждений адрес (далее - установленная сфера деятельности).
Организация и контроль проезда в транспорте общего пользования адрес, эксплуатация систем автоматического распознавания лиц, а также осуществление оперативно-розыскной деятельности, в том числе с использованием системы автоматического распознавания лиц, не входят в перечень полномочий Департамента.
В соответствии с положениями п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и постановления Правительства РФ от 22.12.2018 № 1636 «Об утверждении перечня объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры» станции метрополитена, включая вестибюли, эскалаторы или лестницы), а также иные помещения, обеспечивающие функционирование метрополитена, являются объектом транспортной инфраструктуры и транспортной безопасности.
В силу ст. 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны обеспечивать на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также передачу таких данных в служебные помещения на объекте транспортной инфраструктуры, предоставленные (переданные) территориальным органам и (или) подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями.
При этом в соответствии с положениями Закона о транспортной безопасности к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности относятся, в том числе системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности.
Требования по обеспечению транспортной безопасности в части метрополитенов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г № 1641 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)».
Данным нормативным правовым актом предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности метрополитена обязан, в том числе оснастить объект метрополитена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию, видеораспознавание, видеообнаружение, видеомониторинг, передачу данных с системы видеонаблюдения, хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток (п. 6, п. 9, п. 12, п. 15).
Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г № 1285-р «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» предусмотрено оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности московского метрополитена (дооснащение системой интеллектуального видеонаблюдения с функциями видеораспознавания, видеообнаружения и видеомониторинга платформ, станций, метромостов, перегонов, электродепо и коллекторов).
Таким образом, действия административных ответчиков Департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры адрес, Департамента информационных технологий адрес, в полной мере соответствуют действующему законодательству, направлены на обеспечение безопасности как самой Протасовой А.С., так иных пассажиров московского метрополитена, не нарушают прав и законных интересов Протасовой А.С.
Какие-либо нарушения персональных данных Протасовой А.С. отсутствуют, поскольку само по себе получение изображения Протасовой А.С. в период нахождения на территории (общественном месте), попадающей под сектор наблюдения конкретной видеокамеры, установленной в целях обеспечения безопасности и повышения уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, не является способом сбора персональных (биометрических данных) Протасовой А.С.
Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 г№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В силу ч. 3 ст. 9 Закона о транспортной безопасности сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа.
Доказательства, подтверждающие факт незаконного распространения должностными лицами административных ответчиков персональных данных Протасовой А.С. суду не представлены.
Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В соответствии ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 г N 152-ФЗ "О персональных данных" (ч. 1 ст. 1).
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г N 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п. 1); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 г N 152-ФЗ сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч. 1).
Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, о гражданстве Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о нотариате (ч. 2).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. 44, 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ не требуется согласия гражданина для обнародования и дальнейшего использования изображения, полученного при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, в том числе открытых судебных заседаниях, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.
В частности, изображение гражданина на фотографии, сделанной в публичном месте, не будет являться основным объектом использования, если в целом фотоснимок отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан.
Таким образом, само по себе применение технологии распознавания лиц в городской системе видеонаблюдения в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, направлено, в частности на защиту правопорядка, обеспечение безопасности и предоставление сотрудникам МО МВД России «Коммунарский», ОМВД Росси по адрес доступа к ГАИС «Сфера» в указанных выше целях для выполнения возложенных обязанностей и прав Протасовой А.С. на частную жизнь не нарушает, в связи с чем оснований для признания действий сотрудников МО МВД России «Коммунарский», ОМВД Росси по адрес незаконными, обязании удалить сведения о его личности из системы автоматического распознавания лиц, не имеется.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 12.1 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», сведения, содержащиеся в запросах, направляемых гражданам и организациям в процессе оперативно-розыскной деятельности не подлежат разглашению, а именно раскрытие организации, методов или тактики и оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с использованием систем распознавания лиц.
В настоящее время, какие-либо мероприятия, направленные на розыск Протасовой А.С. Управлением внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по адрес не осуществляются.
Таким образом, нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов сотрудниками МО МВД России «Коммунарский», ОМВД Росси по адрес допущено не было.
В связи с чем, суд делает вывод, что оспариваемые действия совершены в пределах полномочий должностных лиц, нарушений порядка их осуществления не установлено, прав и свобод административного истца не нарушают, в результате чего правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, суд указывает, что само по себе применение технологии распознавания лиц в городской системе видеонаблюдения в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, направлено, в частности на защиту правопорядка, обеспечение безопасности и предоставление сотрудникам полиции доступа к ГАИС «Сфера» в указанных выше целях для выполнения возложенных обязанностей, прав Протасовой А.С. на частную жизнь не нарушает, в связи с чем оснований для признания данных действий незаконными, удалить биометрические персональные данные, не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований к Департаменту информационных технологий адрес, суд также учитывает, что Департамент не является оператором ГАИС «Сфера», функции которого выполняет Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес, а лишь отвечает за интеграцию ГАИС «Сфера» с иными информационными системами адрес, следовательно, является ненадлежащим ответчиком.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 173-179 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Протасовой Александры Сергеевны к УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по адрес, МВД РФ, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес, Департаменту информационных технологий адрес, ОМВД России по адрес, МО МВД адрес Москвы о признании незаконными действий по задержанию, использованию системы автоматического распознавания личности, обязании совершить определенные действия - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Преображенский районный суд адрес в течение месяца со дня его принятия в ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░. ░.