Судья: Федорчук Е.В. Дело № 33а-13987/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Бирюковой Е.Ю., Редченко Е.В.,
при секретаре - помощнике судьи <данные изъяты>.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июня 2020 года апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Дубненского городского суда Московской области от 25 февраля 2020 года по делу по административному исковому заявлению Смирнова В. В. к Администрации городского округа Дубна Московской области о признании незаконным распоряжения, обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Администрации городского округа Дубна Московской области – Корниенко М.В.,
установила:
Смирнов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований – л.д. 119) к Администрации городского округа Дубна Московской области о признании незаконным распоряжения от 15.11.2019 <данные изъяты> «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилищных помещениях»; просил суд обязать административного ответчика поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях административного истца и его супругу.
В обоснование заявленных требований указал, что 30.10.2019 он обратился к административному ответчику с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с отсутствием у него жилого помещения и наличия права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Оспариваемым распоряжением ответчик отказал в принятии на учет со ссылкой, что семья истца не признана в установленном законом порядке малоимущей, он, истец, не имеет постоянного места жительства на территории городского округа Дубна Московской области, заявителем не представлены документы, указанные в пунктах 1-12 части 3 статьи 2.1 Закона Московской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
По утверждению административного истца, отказ в постановке на соответствующий учет является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Решением Дубненского городского суда Московской области от 25 февраля 2020 года заявленные Смирновым В.В. требования удовлетворены: суд признал незаконным распоряжение Администрации городского округа Дубна Московской области от 15.11.2019 <данные изъяты>; обязал административного ответчика поставить Смирнова В.В. с супругой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В апелляционной жалобе Министерство жилищной политики Московской области просит об отмене данного решения, указывая, что суд дал ошибочную оценку фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неверно применил нормы материального права, исполнение данного решения повлечет нецелевое использование бюджетных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте апелляционного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, за исключением представителя Администрации городского округа Дубна, не явились, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили. Учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает систему мер социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Так, статья 14 Закона гарантирует гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела усматривается, что Смирнов В.В., имеющий постоянную регистрацию в жилом помещении на территории Костромской области и временно зарегистрированный в г. Дубна Московской области с 17.06.2019, 30.10.2019 обратился в Администрацию городского округа Дубна с заявлением о принятии его и членов его семьи (он сам, жена, дочь, двое внуков) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В качестве оснований заявитель указал на отсутствие у него жилого помещения, а также наличие у него права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», приложив к заявлению удостоверение гражданина, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, выданное ему в 1997 году (л.д. 34).
Распоряжением Администрации городского округа Дубна Московской области от 15.11.2019 <данные изъяты> административному истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что его семья не признана в установленном законом порядке малоимущей, Смирнов В.В. не имеет постоянного места жительства на территории города Дубна, заявителем не представлены документы, указанные в пунктах 1-12 части 3 статьи 2.1 Закона Московской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Признавая данное распоряжение незаконным и удовлетворяя заявленный Смирновым В.В. административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что положения Закона Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ на рассматриваемые правоотношения не распространяются, поскольку регулируют порядок учета граждан, которые являются малоимущими и которым жилые помещения предоставляются за счет средств муниципалитетов; для семьи Смирнова В.В. не требуется наличия статуса малоимущей или наличие определенного периода проживания на территории Московской области; Смирнов В.В. и член его семьи не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственниками жилого помещения либо членами семьи собственника жилого помещения.
Судебная коллегия находит, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям.
Действительно, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является специальным законом прямого действия, регулирующим весь спектр правоотношений, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Действующее законодательство, регулирующее правоотношения по предоставлению льгот лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, не связывает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с признанием их малоимущими, связывая право на однократное улучшение жилищных условий указанной категории граждан лишь с их нуждаемостью в жилье.
Вместе с тем, данным законом не установлен порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки их на соответствующий учет. Такой порядок, как и критерии нуждаемости в жилых помещениях, определены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В субъекте Российской Федерации - Московской области – порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен в Законе Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее – Закон Московской области N 260/2005-ОЗ).
В этой связи ссылка суда первой инстанции на невозможность применения к возникшим правоотношениям Закона Московской области N 260/2005-ОЗ является несостоятельной.
В силу части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 2.1 Закона Московской области N 260/2005-ОЗ с целью принятия на учет гражданин подает заявление о принятии на учет в орган местного самоуправления по месту своего жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; в заявлении указываются члены семьи гражданина (далее - члены семьи, состав семьи) - супруг (супруга), дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, признанные членами семьи в соответствии с жилищным законодательством.
К заявлению прилагаются следующие документы, за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина и личность членов семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий), а также для малолетних членов семьи - свидетельство о рождении и документы, подтверждающие наличие у них гражданства Российской Федерации;
2) документы, подтверждающие семейные отношения гражданина и членов семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании членом семьи);
3) документы, содержащие сведения о месте жительства, а в случае отсутствия таких сведений в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, - выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания;
4) согласие на обработку персональных данных гражданина и членов семьи;
5) документы, свидетельствующие об изменении фамилии, имени, отчества (в случае, если гражданин, члены семьи изменили фамилию, имя, отчество);
6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования гражданина и членов семьи;
7) сведения о лицах, проживающих по месту жительства гражданина, членах семьи за последние пять лет, предшествующих подаче заявления о принятии на учет, по форме, установленной центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в отдельных сферах жилищной политики (далее - уполномоченный орган);
8) копию финансового лицевого счета;
9) копию справки об отсутствии права собственности на жилые помещения, выданную органом, осуществляющим технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в котором проживал гражданин и члены семьи гражданина до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
10) для нанимателя жилых помещений - документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином, членами семьи (договор найма, договор поднайма, договор пользования);
11) для собственника жилых помещений - правоустанавливающие документы на жилые помещения, находящиеся в собственности гражданина, членов семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае наличия в собственности гражданина, членов семьи таких жилых помещений);
12) для гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, - медицинское заключение, подтверждающее наличие у него соответствующего заболевания, выданное уполномоченным медицинским учреждением.
Из материалов дела усматривается, что более 13 лет Смирнов В.В. (его супруга – более 9 лет) постоянно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: Костромская область, Костромской район, <данные изъяты> Оформление им временной регистрации в г. Дубне (июнь 2019 года) непосредственно предшествовало подаче заявления в орган местного самоуправления о постановке на жилищный учет.
Пока не доказано иное, Смирнов В.В. и его супруга имеют самостоятельное право пользования жилым помещением в Костромской области. Однако в нарушение положений статьи 2.1 Закона Московской области N 260/2005-ОЗ Смирнов В.В. не представил в уполномоченный орган копию финансово-лицевого счета на жилое помещение в Костромской области, а также документы, подтверждающие основания пользования Смирновым В.В. и членом его семьи данным жилым помещением.
Ссылка суда первой инстанции на то обстоятельство, что Смирнов В.В. фактически более 10 лет проживает в г. Дубна, является несостоятельной в силу нижеследующего.
Суд проверяет законность оспариваемых решений, действий (бездействия) на момент их принятия (совершения). К своему заявлению в уполномоченный орган Смирнов В.В. не приложил решение суда об установлении факта его постоянного проживания на территории Московской области. Орган местного самоуправления не наделен правом устанавливать данный юридический факт самостоятельно.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области N 260/2005-ОЗ орган местного самоуправления принимает решение об отказе гражданину в принятии его на учет в случае, если не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Поскольку Смирнов В.В., реализуя право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, подал заявление о принятии на учет не в орган местного самоуправления по месту своего жительства; к заявлению не прилагались ряд предусмотренных статьей 2.1 Закона Московской области N 260/2005-ОЗ документов, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по заявлению Смирнова В.В.
Кроме того, отказ Администрации городского округа Дубна в постановке Смирнова В.В. на соответствующий учет не нарушает право административного истца на улучшение жилищных условий, гарантированное Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»: он вправе реализовать данное право по месту своего постоянного проживания – в Костромской области.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор и удовлетворяя требования Смирнова В.В., указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об отклонении заявленного Смирновым В.В. административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дубненского городского суда Московской области от 25 февраля 2020 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленного Смирновым В. В. административного иска – отказать.
Председательствующий
Судьи