Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1106/2013 ~ М-979/2013 от 07.06.2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«12 августа 2013 г.              с. Красный Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Челаева Ю.А.,

при секретаре – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Красноярского районного суда гражданское дело г. по исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

В Красноярский районный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района <данные изъяты> обратился ФИО1 ссылаясь на следующее.

В августе 2011 года ФИО1 обратилась в Администрацию муниципального района <данные изъяты> с заявлением о выделении земельного участка в пгт <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства на льготном основании (инвалидность). ДД.ММ.ГГГГ на основании запроса ответчика была выдана адресная справка с приложенной к ней схемой расположения земельного участка и присвоен адрес: <адрес>. в ДД.ММ.ГГГГ проведена геодезическая съемка за счет заявителя, и испрашиваемый участок поставлен на кадастровый учет и выдан кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление ответчику о предоставлении данного земельного участка бесплатно согласно ст.9 закона Самарской области №94 –ГД «О земле». В мае ДД.ММ.ГГГГ ( от ДД.ММ.ГГГГ) в котором указано, что ответчик не находит оснований для бесплатного предоставления испрашиваемого земельного участка, и было предложено выкупить заявителю данный участок по цене предложенной ответчиком. В связи с чем, истец обратился с требованиями: признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района <данные изъяты> в части отказа в предоставлении ФИО1, на безвозмездной основе( бесплатно) земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, обязать ответчика предоставить заявителю указанный земельный участок на безвозмездной основе (бесплатно).

В судебное заседание заявитель ФИО1 и его представитель ФИО4 явились, заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме. Дали пояснения согласно заявления.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района <данные изъяты> в судебное заседание ФИО5 явилась, представила письменный отзыв согласно которого заявленные требования не признали по изложенным в отзыве основаниям.

Суд, выслушав стороны исследовав материалы дела, приходит к следующему.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района <данные изъяты> о предоставлении на безвозмездной основе( бесплатно) земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Однако в удовлетворении данного заявления было отказано, поскольку ранее ДД.ММ.ГГГГ заявитель обращался с просьбой предоставить испрашиваемый участок на возмездной основе как инвалиду, в связи с чем, КУМС был вынесено распоряжение (л.д.40) ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка заявителю на возмездной основе за 606 411 рублей, также КУМС было указано, что оснований предусмотренных законом для предоставления заявителю земельного участка на безвозмездной основе не имеется.

Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

(в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст.34 Земельного кодекса РФ Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Частью 14 статьи 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17 и 18 которого инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств. Указание на бесплатность обеспечения инвалидов участками, нормативный акт не содержит.

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, огородничества и других целей, не противоречащих законодательству, могут предоставляться гражданам в собственность или в аренду. Причем по общему правилу выделение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.

ЗК РФ предусматривает два случая безвозмездной передачи в собственность граждан земельных участков. Во-первых, передачу земельных участков, которые ранее были выделены гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, т.е. речь идет о бесплатной приватизации. Во-вторых, передачу земельных участков, выделяемых в порядке компенсации при изъятии у граждан земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 63 ЗК РФ).

Таким образом, ЗК РФ фактически не предусматривает бесплатное предоставление земельных участков. Бесплатно земельные участки могут предоставляться гражданам только в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (ст. 28 ЗК РФ).

Согласно ч.1 ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД (ред. от 14.05.2013) "О земле" (принят Самарской Губернской Думой 22.02.2005) (редакция действующая на момент обращения ФИО1) 1. Предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.

Право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков из земель, находящихся в собственности Самарской области или муниципальной собственности имели, в том числе граждане, имеющие 3-х и более детей.

Таким образом, указанной нормой не был определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства на безвозмездной основе. В отсутствии законодательно установленного Самарской областью порядка передачи земельного участка в собственность на безвозмездной основе применению подлежат положения Земельного кодекса РФ, закрепляющие возмездный характер приобретения земельных прав.

В связи с чем, ФИО1 было отказано в предоставлении спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на безвозмездной основе.

Согласно нормы ст.34 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно самостоятельно в соответствии с нормами действующего законодательства.

    Таким образом ответчик вправе определить основание предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка- бесплатно либо на возмездной основе.

    При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания действий Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района <данные изъяты> в части отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка на безвозмездной основе незаконными.

На основании изложенного руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Заявление ФИО1 об обжаловании действий Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района <данные изъяты> оставить без удовлетворения.

    Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Самарский областной суд через Красноярский районный суд, в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                     Челаева Ю.А.

2-1106/2013 ~ М-979/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Медведев А.Н.
Другие
Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области
Суд
Красноярский районный суд Самарской области
Судья
Челаева Ю.
Дело на странице суда
krasnoiarsky--sam.sudrf.ru
07.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2013Передача материалов судье
10.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2013Судебное заседание
15.07.2013Судебное заседание
07.08.2013Судебное заседание
12.08.2013Судебное заседание
16.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее