Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-195/2019 ~ М-186/2019 от 09.08.2019

УИД:

                         Дело № 2-195/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Завитинск 26 августа 2019 г.

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Хробуст Н.О.,

При секретаре Наумовой М.С.,

С участием помощника прокурора Завитинского района Амурской области Антоненко Ю.А., истца Захаренко К.В., представителя органа опеки и попечительства Отдела образования администрации Завитинского района ФИО4,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Завитинского района Амурской области в интересах Захаренко Кирилла Владимировича к администрации Завитинского района Амурской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Завитинского района Амурской области в интересах Захаренко К.В. обратился в Завитинский районный суд с указанными исковыми требованиями к ответчику, в обоснование указав, что при проведении прокуратурой Завитинского района Амурской области проверки по обращению Захаренко К.В. по факту нарушения его жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что Захаренко К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением главы городского поселения «Город Завитинск» от ДД.ММ.ГГГГ Захаренко К.В. внесен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории района. Постановлением главы Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ Захаренко К.В. признан нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Захаренко К.В. закончил обучение в государственном профессиональном образовательном автономном учреждении Амурской области «Амурский аграрный колледж» <адрес>. Согласно уведомления заместителя министра социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Захаренко К.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время Захаренко К.В. в собственности и по договору найма жилого помещения не имеет, в связи с чем нуждается в предоставлении жилого помещения, соответствующего техническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Захаренко К.В. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 18 лет. Таким образом с ДД.ММ.ГГГГ он считается лицом, приобретшим полную дееспособность, а значит у администрации Завитинского района появилась обязанность предоставить ему жилое помещение. Вместе с тем на день подачи искового заявления с момента наступления совершеннолетия Захаренко К.В. администрацией Завитинского района какие-либо действия для предоставления ему жилого помещения не предприняты, жилое помещение не предоставлено. Ссылаясь на положения ст.ст. 15, 50, 92, 98.1, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 4, 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор Завитинского района Амурской области просил суд возложить на администрацию Завитинского района обязанность предоставить Захаренко К.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 квадратных метров, на одного человека.

В судебном заседании помощник прокурора Завитинского района Антоненко Ю.А. поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении исковых требований.

Истец Захаренко К.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, настаивал на их удовлетворении, пояснил, что иного жилья в собственности либо на условиях социального найма не имеет, зарегистрирован в квартире, принадлежащей его сестре и ее детям, фактически там не проживает, живет в съемном жилье.

В судебное заседание не явились представитель ответчика - администрации Завитинского района Амурской области, представители третьих лиц – Правительства Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, об уважительности причин неявки суду не сообщили. При данных обстоятельствах на основании ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

При этом из представленного в адрес суда письменного отзыва администрации Завитинского района Амурской области следует, что ответчик признает исковые требования прокурора Завитинского района в полном объеме, указав, что постановлением главы Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ Захаренко К.В. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и поставлен на регистрационный учет по предоставлению жилого помещения. Решением Завитинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Данным решением установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м на одного человека. Очередность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ведется отделом образования администрации Завитинского района. В связи с отсутствием у администрации Завитинского района жилого фонда, предоставить квартиру Захаренко К.В. не представляется возможным. Согласно Закону Амурской области от 10.12.2018 № 292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Министерством социальной защиты населения Амурской области предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта администрации Завитинского района для приобретения жилых помещений лицам указанной категории в размере 4771800 рублей, из них фактически потрачено в размере 3629647 рублей 56 копеек. Постановлением Правительства Амурской области от 05.08.2016 № 328 «Об утверждении нормативов предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам или городским округам, на территории которых приобретаются жилые помещения», предельная стоимость 1 кв.м. жилья в Завитинском районе Амурской области составила 28920 рублей за 1 кв.м., для определения начальной максимальной цены муниципального контракта был использован метод сопоставимых рыночных цен (27497,33х33) = 907411 рублей 89 копеек, источником информации о ценах на товар, являющийся предметом заказа, послужили имеющиеся предложения поставщиков, полученные по инициативе заказчика в период формирования заявки. Информация о возможных поставщиках была взята из общедоступных источников информации. В 2019 г. комитетом по управлению муниципальным имуществом Завитинского района приобретено четыре жилых помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вступившим в законную силу решениям суда. В ОСП по Завитинскому району возбуждено 3 исполнительных производства в отношении администрации Завитинского района о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по которым уже установлены сроки предоставления жилых помещений. Администрация Завитинского района просит суд принять во внимание изложенные обстоятельства, учесть, что администрация Завитинского района самостоятельно не имеет возможности предоставить жилое помещение Захаренко К.В. по причине отсутствия жилого фонда и денежных средств на приобретение жилых помещений указанной категории лиц.

Выслушав пояснения помощника прокурора Завитинского района Амурской области Антоненко Ю.А., истца Захаренко К.В., заключение представителя органа опеки и попечительства Отдела образования администрации Завитинского района ФИО4, полагавшей исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

При данных обстоятельствах, поскольку настоящий иск предъявлен прокурором Завитинского района Амурской области в защиту нарушенных прав истца на обеспечение жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах, суд приходит к выводу, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов истца с указанными требованиями, независимо от наличия у истца возможности самостоятельно обратиться в суд с указанными требованиями.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 24.06.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях).

В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 № 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 1 названного Федерального закона к детям-сиротам отнесены - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.п. 1, 3, 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно п.п. 8, 9 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

Уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно части 1 настоящей статьи, в соответствии со статьей 4.1 настоящего Закона.

Согласно ч.ч. 1, 4, 6 ст. 4.1 указанного Закона Амурской области формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 статьи 4 настоящего Закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - список), осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лица, указанные в абзаце первом части 1 статьи 4 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона.

Формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года.

Если дата принятия на регистрационный учет в органе местного самоуправления совпадает у нескольких детей-сирот, включение в список осуществляется в алфавитном порядке (по фамилии, имени, отчеству).

Согласно п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок в том числе государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения вышеприведенным Законом Амурской области возложены на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на администрацию Завитинского района Амурской области.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 08.09.2010 № 59-Г10-7, Закон Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержит все необходимые условия, предусмотренные статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые должен содержать закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. При таких обстоятельствах суд находит не имеющими правового значения для рассмотрения настоящего дела доводы ответчика о недостаточности поступающих из областного бюджета денежных средств в виде субвенций на приобретение жилых помещений лицам указанной категории.

Как следует из свидетельства о рождении , выданного ДД.ММ.ГГГГ Завитинским отделом ЗАГС Амурской области, Захаренко Кирилл Владимирович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ Завитинским отделом ЗАГС Амурской области составлена запись акта о рождении Родителями Захаренко К.В. в свидетельстве о рождении указаны ФИО6 и ФИО5

Из свидетельства о смерти , выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС по Завитинскому району Управления ЗАГС Администрации Амурской области, следует, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС по Завитинскому району управления ЗАГС Администрации Амурской области составлена запись акта о смерти .

Как следует из свидетельства о смерти , выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС по Завитинскому району управления ЗАГС Амурской области, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем отделом ЗАГС по Завитинскому району управления ЗАГС Амурской области составлена запись акта о смерти .

Таким образом, судом установлено, что действительно Захаренко К.В. является лицом из числа детей-сирот, поскольку когда он находился в возрасте до 18 лет у него умерли оба родителя, а, следовательно, Захаренко К.В. имеет право на льготы и дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Аттестатом об основном общем образовании от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Захаренко К.В. в 2015 г. окончил МБОУ СОШ <адрес> и получил основное общее образование.

Согласно диплому о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ Захаренко К.В. в 2019 г. окончил обучение в ГПОАУ «Амурский аграрный колледж» по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Из материалов гражданского дела усматривается, что постановлением главы городского поселения «Город Завитинск» Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Захаренко К.В. был внесен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории района. Постановление главы городского поселения «Город Завитинск» от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения за несовершеннолетними Захаренко К.В., ФИО7» признано утратившим силу.

Постановлением главы Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Захаренко К.В., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Отделу образования администрации Завитинского района предписано поставить Захаренко К.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения; направить учетное дело Захаренко К.В. в Министерство социальной защиты населения <адрес> для внесения в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

Из уведомления Министерства социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Захаренко К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Завитинского района, по дате постановки на регистрационный учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении - ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Захаренко К.В. обратился с заявлением на имя главы Завитинского района Амурской области о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с достижением совершеннолетия.

ДД.ММ.ГГГГ Захаренко К.В. вновь обратился в администрацию Завитинского района Амурской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с окончанием обучения в учебном заведении.

Однако до настоящего времени жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Захаренко К.В. не обеспечен, что не оспаривалось в ходе производства по делу ответчиком и иными лицами, участвующими в деле, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не опровергнуто путем предоставления допустимых доказательств.

Из ответа администрации Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Захаренко К.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Захаренко К.В. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В списках по Завитинскому району Захаренко К.В. значится под номером 36. В настоящее время предоставить ему жилое помещение не представляется возможным в связи с тем, что денежные средства, выделенные федеральным и региональным бюджетами на 2019 год, будут использованы на приобретение квартир, которые будут распределены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих судебные решения по предоставлению им жилого помещения.

Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , ответом ГБУ АО «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области» от ДД.ММ.ГГГГ , ответом Комитета по управлению муниципальным имуществом Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , подтверждается, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, и не опровергнуто ими путем предоставления иных допустимых доказательств, что в собственности либо в пользовании Захаренко К.В. (на условиях социального либо специализированного найма) отсутствует иное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания в нем.

В ходе производства по делу установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Захаренко К.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем на праве общей долевой собственности сестре Захаренко К.В. – ФИО8 и ее несовершеннолетним детям ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Фактически Захаренко К.В. проживает в съемном жилье по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

В силу ч.ч. 1-2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Завитинского городского Совета народных депутатов от 21.02.2008 № 163 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 квадратных метра на одного человека.

При указанных выше обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Завитинского района в интересах Захаренко К.В. о возложении на администрацию Завитинского района обязанности предоставить Захаренко К.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека, то есть общей площадью не менее 33 квадратных метра.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области в интересах Захаренко Кирилла Владимировича к администрации Завитинского района Амурской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию Завитинского района Амурской области предоставить Захаренко Кириллу Владимировичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Хробуст Н.О.     

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.                 

2-195/2019 ~ М-186/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Захаренко Кирилл Владимирович
А.В. Тимошенко
Ответчики
Администрация Завитинского района
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Орган опеки и попечительства администрации Завитинского района
Правительство Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Завитинский районный суд Амурской области
Судья
Хробуст Наталья Олеговна
Дело на странице суда
zavitnskiy--amr.sudrf.ru
09.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2019Передача материалов судье
12.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2019Судебное заседание
27.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее