63RS0№-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 21 сентября 2021 года
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Космынцевой Г.В.
при секретаре Дюкиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФКУ УК Ф. Р. к Устинову А. В. о признании не приобретшим права пользования помещением и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ УК Ф. обратилось в суд с иском к Устинову А. В. о признании не приобретшим права пользования помещением и снятии с регистрационного учета, указав что ответчик проходил службу в ФКУ УК УФСИН Р. по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанное учреждение расположено по адресу <адрес>. Согласно записи в домовой (поквартирной) книге Устинов А.В. зарегистрирован по адресу размещения Учреждения: <адрес>. Устинов А.В. уволен из уголовно-исполнительной системы ДД.ММ.ГГГГ приказом УФСИН Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по пункту 4 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) части 2 статьи 84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Административное здание, расположенное по адресу <адрес>, Ленинский |н. <адрес> не являлось местом пребывания и местом жительства Устинова А.В. и Устинов А.В. зарегистрирован по адресу размещения Учреждения, он никогда не проживал по данному адресу (местом его жительства является иное жилое помещение), здание имеет статус нежилого и не подлежит приватизации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства истец, с учетом уточнения просил признать Устинова А.В. не приобретшим право пользования помещением, расположенным по адресу: <адрес>, снять Устинова А.В. с регистрационного учета по данному адресу.
Представитель истца по доверенности Демина Е.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Изучив материалы дела, выслушав истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционный принцип недопустимости произвольного лишения жилища, реализация которого осуществляется в жилищном законодательстве, означает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п.1 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.2 ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Из материалов дела следует, что Устинов А.В. проходил службу в ФКУ УК УФСИН Р. по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которое располагается по адресу <адрес>.
Согласно записи в домовой (поквартирной) книге Устинов А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Домовая (поквартирная) книга для прописки граждан по адресу <адрес>, Ленинский э-н, <адрес> заведена в 1996 году.
Устинов А.В. уволен из уголовно-исполнительной системы ДД.ММ.ГГГГ приказом УФСИН Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по пункту 4 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) части 2 статьи 84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
До 1998 по адресу <адрес>. 98 дислоцировалась войсковая часть 740 (5599), Устинов А.В. являлся военнослужащим внутренних войск.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ функция по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу возложена на специальные подразделения уголовно-исполнительной системы. Таким образом увеличена численность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации за счет передачи численности, установленной для воинских частей и подразделений внутренних войск по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу.
За военнослужащими внутренних войск, проходившими военную службу по контракту и перешедшими в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на должности рядового и начальствующего состава, сохранены ранее получаемые должностные оклады на время их службы в этих должностях.
А также в уголовно-исполнительную систему передано имущество, высвобождаемое внутренними войсками МВД Р..
При этом на специальные подразделения по конвоированию уголовно-исполнительной системы распространено действие нормативно-правовых актов Правительства РФ, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также внутренних войск, в части, их касающейся.
В соответствии с п. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих», утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений прописываются по их просьбе по адресам воинских частей.
Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, однако, административное здание, расположенное по адресу <адрес>, в котором зарегистрирован Устинов А.В., в связи с прохождением службы не может быть предоставлено в собственность и не может рассматриваться как место жительства или место пребывания, в связи с тем что имеет статус нежилого.
Судом установлено, что спорное административное здание, расположенное по адресу <адрес> не являлось местом пребывания и местом жительства Устинова А.В. Ответчик никогда в административном здании, расположенном по адресу <адрес> не проживал, не вселялся по указанному адресу. Данное обстоятельство не отрицалось им в судебном заседании.
На основании ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется Ф. Р.. Имущество учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.
При нежелании собственников использовать указанные объекты в этих целях они передаются учреждениям, исполняющим наказания, и федеральным государственным унитарным предприятиям уголовно-исполнительной системы безвозмездно, если эти объекты находятся в федеральной собственности, и с компенсацией их остаточной стоимости, если они относятся к другим видам собственности.
В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление», заключенному между Ф. Р. и Учреждением, Учреждению на праве оперативного управления переданы здания (сооружения), расположенные по адресу <адрес>. Переданные здания и сооружения (в том числе административное здание) имеют статус - нежилых, следовательно не могут рассматриваться как место жительства или место пребывания граждан.
Учреждение согласно п. 1.1 Устава, утвержденного приказом Ф. Р. о ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении федеральных бюджетных учреждений, подчиненны Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» является Учреждением, специально созданным для обеспечения деятельное органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице Ф. Р.. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет Ф. Р. в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4.2. Устава управление Учреждением осуществляют Ф. Р., УФСИН Р. по <адрес> и руководство Учреждения Ф. Р. осуществляет контроль за деятельностью Учреждения и за использованием закрепленного за ним имущества; УФСИН Р. по <адрес> осуществляет контроль за использованием закрепленного за Учреждением имущества.
Согласно п. 5.1. Устава имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Ф. Р., утвержденных Приказ Ф. РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» в зданиях, сооружениях и помещениях учреждений запрещается проживать. При этом данные Правила распространяются на территориальные органы Федеральной службы исполнения наказаний, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, образовательные, лечебно-профилактические и иные учреждения Ф. Р. и являются обязательными для исполнения работниками учреждений и органов Ф. Р., осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми и другими лицами, находящимися в учреждениях и органах Ф. Р..
В соответствии с техническим паспортом, выданным ГУП <адрес> «Центр технической инвентаризации», административное здание, расположенное по адресу <адрес> имеет статус нежилого здания.
На основании распоряжения ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении Федеральному казенному учреждению «Управление по конвоированию Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного по адресу <адрес> имеет статус нежилого здания» Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок по вышеуказанному адресу. Право постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что, заявленные истцом требования основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Оценивая заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд исходит их того, что в данном случае последствия пропуска срока исковой давности не применимы, так как правоотношения сторон носят длящийся характер. Указанная позиция отражена в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах Жилищного кодекса РФ" где разъяснено, что жилищные правоотношения сторон носят длящийся характер, и на требования о признании не приобретшим (утратившим) право пользования жилым помещением срок исковой давности не распространяется. При этом обстоятельства, когда возникли указанные правоотношения, значения не имеет.
В силу ст. 20 ГК РФ и п.3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Согласно п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Принимая во внимание, что требования истца о признании ответчика не приобретшим право пользования помещением признаны судом обоснованными, суд считает, что подлежат удовлетворению требования истца о снятии ответчика с регистрационного учета, поскольку законных оснований для сохранения регистрации ответчика в помещении не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФКУ УК Ф. Р. к Устинову А. В. о признании не приобретшим права пользования помещением и снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать Устинова А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не приобретшим права пользования помещением по адресу: <адрес>.
Снять Устинова А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.В.Космынцева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.