Дело № 3а-802/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 22 мая 2020 года
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Коротаевой О.А.
при секретаре Хабеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федеральное государственное унитарное предприятие «Учебное хозяйство «Липовая гора» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Учебное хозяйство «Липовая гора» (далее по тексту также – ФГУП «Учебное хозяйство «Липовая гора») обратилось с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Правительству Пермского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, площадью 455156 кв.м., расположенного по адресу: ****, равном его рыночной стоимости по состоянию на 08 августа 2017 года в размере 238502000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что АО Учебное хозяйство «Липовая гора» является владельцем земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что нарушает законные интересы истца, влечет увеличение налоговых обязательств по уплате земельного налога.
Представитель административного истца о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пермского филиала, привлеченного к участию в деле определением суда от 27 апреля 2020 года, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск, из которого следует, что кадастровая стоимость определена по состоянию на 08 августа 2017 года с момента государственного кадастрового учета изменений земельного участка на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1613-п, в настоящее время является архивной.
Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, просил отказать в удовлетворении заявленных требований к Министерству, поскольку данный ответчик не утверждал кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 08 августа 2017 года.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв на административный иск.
Заинтересованное лицо Управление Россреестра по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялось.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, административное исковое заявление, письменные отзывы, суд полагает заявленное административным истцом требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Пунктами 1 и 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26 июля 2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Из положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Как установлено судом и следует из материалов дела ФГУП «Учебное хозяйство «Липовая гора» на праве постоянного (бессрочного) принадлежит земельный участок с кадастровым номером **, общей площадью 455156 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3), расположенный по адресу: ****, что подтверждается выпиской из ЕГРН (том 2 л.д. 8-10).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** определена по состоянию на 08 августа 2017 года актом ФГБУ ФКП Росреестра по Пермскому краю от 08 августа 2017 года № 59-0-1-41/3001/2017-7987/1 на основании средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п в размере 559536925 рублей 48 копеек, сведения внесены в ЕГРН 08 августа 2017 года, дата начала применения кадастровой стоимости – 08 августа 2017 года (том 2 л.д. 7).
Согласно предоставленным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пермского филиала сведениям, утвержденная по состоянию на 08 августа 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **, на день рассмотрения настоящего спора является архивной.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Решением Комиссии по рассмотрению по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости №7 от 14 января 2020 года заявителю было отказано в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, поступившее в Комиссию 26 декабря 2019 года заявление отклонено. При этом в суд с административным исковом заявлением административный истец обратился 27 декабря 2019 года.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Административным истцом представлен в суд отчет № 19/1112-1/2 от 23 декабря 2019 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Авангард» Б..
В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** составляет 238502000 рублей.
Оценщик Б. включена в реестр членов Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» 30 июля 2008 года за номером в реестре 4754, гражданская ответственность оценщика застрахована.
Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).
Описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор примененных оценщиком подхода и метода оценки.
Как следует из отчета, при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам, относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием объектов «зона индивидуальной жилой застройки городского типа» с учетом корректировок на стоимость площади, дату предложения, местоположение, рельеф, площадь.
Источники информации приложены к отчету. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка.
Согласно отчету об оценке аналоги сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки.
Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.
Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.
С учетом изложенного, заявленное ФГУП «Учебное хозяйство «Липовая гора», требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью 455156 кв.м., расположенного по адресу: ****, равном его рыночной стоимости по состоянию на 08 августа 2017 года в размере 238502000 рублей.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию либо суд.
Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю 26 декабря 2019 года, в связи с чем, датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения в суд (26 декабря 2019 года) с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.
В связи с тем, что кадастрования стоимость земельного участка по состоянию на 08 августа 017 года на день рассмотрения дела является архивной, в решении суда также подлежит указанию период применения кадастровой стоимости, установленной судом, а именно: кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2020 года, а также должна учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 08 августа 2017 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФГУП «Учебное хозяйство «Липовая гора» - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью 455156 кв.м., расположенного по адресу: ****, равном его рыночной стоимости по состоянию на 08 августа 2017 года в размере 238502000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 декабря 2019 года.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2020 года, а также должна учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 08 августа 2017 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результат е проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 05 июня 2020 года.
Судья: подпись