Дело № 2а-271/2021
УИД 13RS0015-01-2021-000459-10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснослободск 03 августа 2021 г.
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Седовой Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Мордовия к Широковой О. Е. о взыскании задолженности по земельному налогу, транспортному налогу (недоимка), пени с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для взыскания налоговых обязательств,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Мордовия (далее – Межрайонная ИФНС № 7 по Республике Мордовия) обратилась в суд с указанным административным иском к Широковой О.Е. В обоснование административного иска указано, что за административным ответчиком выявлена недоимка по транспортному налогу с физических лиц в размере 889 руб. 72 коп. в том числе пени в размере 4 руб. 72 коп., земельному налогу с физических лиц в размере 194 руб. 03 коп., в том числе пени в размере 1 руб. 03 коп.
На основании сведений представленных в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) Управлением Госавтоинспекции МВД по Республике Мордовия за налогоплательщиком Широковой О.Е. зарегистрировано транспортное средство; а также органами Росреестра за физическим лицом Широковой О.Е. зарегистрирован земельный участок. Между тем, начисленные суммы налогов за 2015 г. в установленный срок не уплачены.
Административный истец просил суд взыскать с Широковой О.Е. недоимку по транспортному налогу за 2015 г., в сумме 885 рублей; недоимку по пени по транспортному налогу в сумме 4 руб. 72 коп.; недоимку по земельному налогу в сумме 193 рубля, недоимку по пени по земельному налогу в сумме 1 руб. 03 коп; восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности по налоговым обязательствам, в качестве причины пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением указано на большой объем работы и частую смену сотрудников.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 7 по Республике Мордовия, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Начальник Межрайонной ИФНС № 7 России по Республике Мордовия Попов В.И. в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции. Исковые требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Широкова О.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом.
Поскольку явка указанных лиц не является обязательной, и не признана судом обязательной, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, без проведения устного разбирательства.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций прописаны в главе 32 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В пункте 1 статьи 362 НК РФ закреплено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В пункте 1 статьи 389 НК РФ отражено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории, которого установлен налог.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В соответствии с пунктом первым статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 части 2 статьи 48 НК РФ).
Судом установлено, что Широкова О.Е. имеет в собственности транспортное средство, легковое: ВАЗ 2101; (№), дата постановки на учет 11 апреля 1997 г., мощность двигателя 59 л/с. Кроме того, в собственности Широковой О.Е. значится земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно налоговому уведомлению № 58804241 от 12 сентября 2016 г., Широковой О.Е. за 2015 год исчислен транспортный и земельный налог в сумме 885 рублей и 193 рубля соответственно.
Поскольку задолженность по транспортному и земельному налогу за 2015 г. к установленному в направленном в адрес Широковой О.Е. уведомлении сроку не была оплачена, то в соответствии со статьями 69,70 НК РФ по месту проживания Широковой О.Е. было направлено требование № 11116 оплатить транспортный и земельный налог в срок до 20 февраля 2017 г., соответственно.
Исходя из положений части 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
С учетом вышеуказанных положений НК РФ, срок на обращение в суд истек 20 августа 2017 г.
В свою очередь административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 03 июня 2021 г., то есть по истечении более чем 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Вместе с тем, административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного частью первой статьи 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В соответствии со статьей 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Административным истцом в административном иске заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока в связи с частой сменой сотрудников в обязанности, которых входит взыскание недоимки, а также в связи с большим объемом работы. Однако, ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, не содержит каких-либо уважительных причин, обосновывающих пропуск срока, к нему не приложены документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Ссылка административного истца на абзац 2 пункта статьи 48 НК РФ, из которого следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей, является в рассматриваемом случае несостоятельной, поскольку сумма налога, подлежащего взысканию с Широковой О.Е., не превысила 10 000 рублей. Следовательно, данное положение закона к рассматриваемой ситуации не применимо. Кроме того, налоговый орган не был лишен возможности подать административный иск в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд не может считать пропуск процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, уважительным, следовательно, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.
Согласно части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Установив вышеуказанное обстоятельство, а именно то, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение, не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу (недоимка) и пени, следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Мордовия о восстановлении процессуального срока на подачу административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Мордовия к Широковой О. Е. о взыскании задолженности по земельному налогу, транспортному налогу (недоимка) и пени отказать.
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Мордовия о взыскании с Широковой О. Е. задолженности по земельному налогу, транспортному налогу (недоимка) и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Краснослободский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий судья Е.В. Седова