Судья – Галкина Н.А. 14 августа 2019 года Дело № 2а-2790/19-33а-2158
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Алещенковой И.А.,
судей – Константиновой Ю.П., Макаровой Л.В.,
при секретаре Гроцер Н.А.,
с участием Ч., его представителя и представителя С. Васягиной М.М.,
представителя Министерства сельского хозяйства Новгородской области Сухарева Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2019 года по докладу судьи Макаровой Л.В. административное дело по апелляционной жалобе Ч. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 22 мая 2019 года, принятое по административному исковому заявлению Ч. к Министерству сельского хозяйства Новгородской области, министру сельского хозяйства Новгородской области Ю. о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в погашение основного долга и процентов по кредитному договору,
установила:
Ч. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Новгородской области (далее также Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в погашение основного долга и процентов по кредитному договору от 12 декабря 2018 года <...>, обязании предоставить социальную выплату с учетом задолженности по указанному кредитному договору.
В обоснование административного иска Ч. указал, что он включен в сводный список участников мероприятий государственной программы Новгородской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новгородской области» на 2019 год. Для получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья он предоставил в Министерство сельского хозяйства Новгородской области все необходимые документы, в том числе два кредитных договора от 12 декабря 2018 года <...> и от 28 января 2019 года <...>, заемщиками по которым являются, соответственно, он сам и его супруга С. Его кредитная задолженность составила 1063219 рублей 73 копейки, кредитная задолженность С. - 1438042 рубля 04 копейки Кредитные средства были предоставлены банком заемщикам для приобретения двух жилых помещений, расположенных по адресу <...>. В нарушение действующего законодательства Министерством сельского хозяйства Новгородской области при расчете размера социальной выплаты учтены только его кредитные обязательства, несмотря на то, что участником мероприятий по улучшению жилищных условий является вся его семья. При расчете социальной выплаты Министерством сельского хозяйства Новгородской области необоснованно не приняты во внимание кредитные обязательства С., а также тот факт, что кредиты предоставлены для приобретения жилых помещений в совместную собственность супругов, при этом он является поручителем заемщика С.
Судом первой инстанции к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика министр сельского хозяйства Новгородской области Ю., в качестве заинтересованного лица - С., а также Комитет образования Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области для дачи заключения по делу.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 22 мая 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Ч. отказано.
В апелляционной жалобе Ч. просит решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его административные исковые требования.
В обоснование доводов жалобы Ч. указано, что, отказывая в удовлетворении административных исковых требований и признавая отказ Министерства сельского хозяйства Новгородской области в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение жилья) без учета задолженности по кредитному договору от 12 декабря 2018 года <...> правомерным, суд первой инстанции в обжалуемом решении не привел достаточных обоснований указанного вывода; в решении суда отсутствует ссылка на норму, которая запрещает либо ограничивает учитывать кредитные обязательства супруги при расчете социальной выплаты, с учетом того, что в списке участников-получателей социальных выплат по Новгородской области на 2019 год он числится не как гражданин, а как «молодая семья». Такое основание для отказа в выдаче свидетельства для получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках Государственной программы Новгородской области в погашение основного долга и процентов по кредитным договорам, в том числе по кредитному договору, заключенному между банком и его супругой С., указанной Программой не предусмотрено.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу Министерство указывает, что доводы, изложенные Ч. в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, сводятся к неверному толкованию положений закона и не могут повлечь отмену принятого по делу решения, которое является законным и обоснованным и отмене не подлежащим.
Министр сельского хозяйства Новгородской области Ю., С., представитель Комитета образования Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Ч., его представителя и представителя С. Васягиной М.М., поддержавших апелляционную жалобу, объяснения представителя Министерства сельского хозяйства Новгородской области Сухарева Н.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не находит исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как это предусмотрено частью 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий в ходе рассмотрения дела обоснованно не установлена судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Новгородской области от 17 октября 2013 года № 272 утверждена государственная программа Новгородской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новгородской области на 2014 - 2021 годы» (далее Государственная программа Новгородской области).
Приложением № 2 к указанной Государственной программе Новгородской области является Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Порядок), который разработан в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, установленными приложением № 11 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (далее Федеральная программа).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка Министерство сельского хозяйства Новгородской области является органом, уполномоченным на организацию работ по предоставлению социальных выплат гражданам, молодым семья и молодым специалистам.
Согласно пункту 7 Областного закона Новгородской области от 10 декабря 2018 года № 342-О3 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» главным администратором областного бюджета является Министерство.
Пунктом 5.1 Порядка предусмотрено, что право участников мероприятий на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством.
Для получения свидетельства при направлении социальной выплаты на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) в случае привлечения участником мероприятий для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования ипотечного жилищного кредита (займа) (в случае приобретения жилого помещения путем участия в долевом строительстве жилого дома (квартиры)) участники мероприятий (молодые семьи) в течение 25 календарных дней со дня включения их в сводный список участников мероприятий на очередной финансовый год представляют непосредственно в министерство, направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов через федеральную государственную информационную систему «Единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг (функций)» или региональную государственную информационную систему «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Новгородской области» следующие документы: копию договора об участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (квартиры) либо договора о передаче квартиры в собственность, зарегистрированного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; копию договора об ипотечном жилищном кредите (займе) и приложений к нему; справку кредитной организации (заимодавца), предоставившей участнику мероприятий ипотечный жилищный кредит (заем), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); копию трудовой книжки или справку, подтверждающую основное место работы участника мероприятий (для граждан), а также трехсторонний договор, подписанный работодателем и участником мероприятий (в 3 экземплярах) (подпункт 5.3.4.3 Порядка).
Размер социальных выплат гражданам, молодым семьям и молодым специалистам составляет разницу между расчетной стоимостью строительства (приобретения) жилья и суммой собственных и (или) заемных средств граждан, но не более 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Доля собственных и (или) заемных средств граждан, молодых семей и молодых специалистов составляет 30 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории области, установленной пунктом 1.5 настоящего Порядка.
В случае если фактическая стоимость 1 кв. м общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. м общей площади жилья, определенной пунктом 1.5 настоящего Порядка, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. м общей площади жилья.
В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, определенной третьим абзацем настоящего пункта, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты определяется исходя из фактической площади жилья.
Получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного третьим абзацем настоящего пункта размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер (пункт 1.4 Порядка).
Стоимость 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории области, используемая для расчета социальных выплат, устанавливается в размере 32500 (тридцать две тысячи пятьсот) рублей на 2019 год в со в соответствии с пунктом 13 Типового положения (пункт 1.5 Порядка).
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Ч. и члены его семьи: супруга С., сыновья К., <...> года рождения, О., <...> года рождения, распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Новгородского муниципального района от 16 декабря 2016 года <...> признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
21 декабря 2016 года Ч. обратился в Администрацию Новгородского муниципального района с заявлением о включении его семьи в составе 4 человек, в том числе супруги С., несовершеннолетних К., О., в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» по Новгородской области на 2019 год.
Приказом министра сельского хозяйства Новгородской области от 12 марта 2019 года № 25 утвержден сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты в рамках реализации Государственной программы по Новгородской области на 2019 год, в число которых включен Ч. по категории «молодая семья».
Из материалов учетного дела также следует, что Ч. намеревался улучшить жилищные условия путем участия в долевом строительстве жилья и направить средства социальной выплаты на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу), в связи с чем им в Министерство представлены, помимо вышеуказанных документов, также кредитный договор <...>, заключенный 28 января 2019 года между Банком ВТБ (ПАО) и Ч., в соответствии с которым Банк обязался предоставить заемщику кредит в сумме 1064000 рублей для приобретения 1-комнатной квартиры общей площадью 36, 6 кв.м, расположенной по адресу <...>, обеспечением исполнения обязательств по которому является солидарное поручительство С. на срок до 28 марта 2042 года, предмет ипотеки приобретается в общую совместную собственность заемщика и поручителя, и кредитный договор <...>, заключенный 12 декабря 2018 года между Банком ВТБ (ПАО) и С., в соответствии с которым Банк обязался предоставить заемщику кредит в сумме 1441000 рублей для приобретения 1-комнатной квартиры общей площадью 36,6 кв.м, расположенной по адресу <...>, обеспечением исполнения обязательств по которому является солидарное поручительство Ч. сроком до 12 февраля 2047 года, предмет ипотеки приобретается в общую совместную собственность заемщика и поручителя.
Министерством сельского хозяйства Новгородской области Ч. выдано свидетельство от 04 апреля 2019 года <...> о том, что он является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках направления ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Федеральной программы, и о предоставлении социальной выплаты в размере 1063219 рублей на участие в долевом строительстве на семью в составе 4 человек.
Расчет социальной выплаты произведен Министерством в соответствии с пунктами 1.4, 1.5 Порядка исходя из расчетной стоимости приобретения жилья по социальной норме и размера кредитной задолженности Ч. по кредитному договору от 28 января 2019 года <...>.
Как предусмотрено пунктом 1.3 Порядка, под участниками мероприятий понимаются участники мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Под молодой семьей в пункте 32 Типового положения, в числе прочего, понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, в случае, если наряду с прочими условиями, хотя бы один из членов молодой семьи работает по трудовому договору в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
В соответствии с пунктом 4 Типового положения гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - участники мероприятий), - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений (далее - сводный список); в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего документа, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего документа. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) в расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно в отношении граждан и молодых семей (молодых специалистов), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 41 Приложения № 11 к Федеральной программе в случае предоставления молодой семье социальной выплаты орган исполнительной власти, член молодой семьи и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи или молодого специалиста с использованием на эти цели социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 42 Приложения № 11 к Федеральной программе существенным условием данного договора является обязательство члена молодой семьи работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты, а также предоставляет органу исполнительной власти истребовать от члена молодой семьи средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи данного обязательства.
Из анализа вышеназванных норм следует, что только в том случае, если кто-то из членов молодой семьи соответствует вышеперечисленным требованиям, в том числе требованию, предъявленному к месту работы, он, а, следовательно и его семья, становится участником мероприятий Программы. Заявителем от имени молодой семьи может выступать без доверенности только член молодой семьи, который соответствует указанным требованиям, и свидетельство может быть выдано только заявителю (либо лицу, уполномоченному заявителем в установленном порядке).
Из материалов дела следует, что трехсторонний договор <...>, предметом которого является обеспечение жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, заключен 04 апреля 2019 года между Ч. (участник мероприятий), Министерством сельского хозяйства Новгородской области и СПК «Урожай» (работодатель).
Согласно пункту 11 Типового положения в случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования жилищного кредита, в том числе ипотечного, полученного в кредитной организации, и (или) займа, привлеченного у юридического лица, социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с пунктом 4 настоящего документа и включения его в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, формируемый органом местного самоуправления.
Использование социальной выплаты на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам (займам) не допускается.
В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство (приобретение) жилья размер социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом).
Из толкования указанных норм следует, что средства социальной выплаты могут быть предоставлены только на погашение обязательств заемщика, который является заявителем на участие в Государственной программе.
Средства на погашение обязательств иных лиц, а также солидарных обязательств участника мероприятий по договорам поручительства, заемщиками по которым выступают третьи лица, Государственной Программой Новгородской области не предусмотрены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Министерства сельского хозяйства Новгородской области в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках Государственной программы Новгородской области с учетом задолженности по кредитному договору от 12 декабря 2018 года <...>, соответствует закону, а, следовательно, прав и законных интересов Ч. и членов его семьи не нарушает, в связи с чем обоснованно в удовлетворении заявленных Ч. требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда первой инстанции были известны суду первой инстанции, являлись предметом проверки со стороны суда, им дана надлежащая оценка, подробно изложенная в решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Указанные доводы основаны на ином толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные отношения, правильных выводов суда не опровергают, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и отмену решения суда не влекут.
При разрешении административного спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, которые являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции допущено не было.
Таким образом, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не установила.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 22 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ч. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.А. Алещенкова
Судьи: Ю.П.Константинова
Л.В. Макарова