XXX
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
XX.XX.XXXX года г.Санкт-Петербург
Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Чекрий Л.М. при секретаре Бессолицыной Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баханович И.А. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Баханович И.А. обратилась в суд к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга с административным иском об оспаривании решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.
Свои требования административный истец обосновал тем, что 25 марта 2019 года в администрацию Василеостровского района Санкт- Петербурга было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга на 07 апреля 2019 года. В качестве места проведения была указана площадь Беллинсгаузена (между Морской набережной и Западным скоростным диаметром). Организаторами данного мероприятия являлись Баханович И.А. , Карякин А.В. . Уведомление зарегистрировано 25 марта 2019 г. за № 01-52-47/19-О-0.
26 марта 2019 года получен отказ администрации района за № 01-52-47/19-0-1 по причине открытого ордера ГАТИ № У-9949-2018 от 22.08.2019 на производство земляных работ по укладке электрического кабеля с 22.08.2018 по 13.05.2019 по Площади Европы, Морская наб., д. 15, которое проводит ЗАО «СПб Институт Теплоэнергетики». Однако на сайте ГАТИ нет открытого ордера на пл. Беллинсгаузена. ЗАО СПб Институт Теплоэнергетики, АО Теплосеть Санкт-Петербурга выдан ордер № 10375-2018 от 12.09.2018 сроком до 12.05.2019 на прокладку электрического кабеля на адрес Морская наб. (Морская набережная, д. 15, площадь Европы). Ордер ГАТИ № У-9949-2018 от 27.08.2018 выдан по адресу ул. Кораблестроителей, д. 14.
В нарушении п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организаторам не было предложено изменить место проведения публичного мероприятия.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении требований настаивала, пояснила, что оспариваемое решение незаконно в силу ссылки ответчика на ордер ГАТИ, предусматривающий территорию проведения работ, отличную от места проведения публичного мероприятия. При этом наличие иных ордеров в данном случае не имеет правового значения. В случае невозможности проведения митинга по заявленному адресу ответчик был обязан предложить организаторам иное место.
Заинтересованное лицо Карякин А.В. поддержал исковые требования.
Представитель административного ответчика Шаймарданова Т.В. в суде возражала против удовлетворения иска, пояснила, что постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2018 № 319 части площади Европы между Морской наб. и Западным скоростным диаметром в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, присвоено наименование - площадь Беллинсгаузена. В данном случае проектная рабочая документация к ордеру № У-9949-2018 от 22.08.2018 выполнена и представлена к рассмотрению в ГАТИ в 2016 году, в ней указан адрес производства работ по площади Европы, которая впоследствии была переименована. В связи с этим в ордере на производство работ место работ указано по старому наименованию в проектной документации. Согласно информации с официального сайта ГАТИ, в справочной информации в рамках адресных программ на заявленное в уведомлении место проведения публичного мероприятия имеется три ордера ГАТИ на производство плановых работ (№ У-9949-2018 от 22.08.2018, № У-10375-2018 от 06.09.2018, № У-11173-2018 от 10.10.2018). Данные ордера объединены одной проектной документацией на производство работ по благоустройству для первоочередных кварталов вновь образованной территории в западной части Василеостровского района. Производство земляных работ по укладке электрического кабеля и газопровода проводят ЗАО «СПб Институт Теплоэнергетики», АО «Ленпромгаз». В проектной документации указано, что земляные работы следует выполнять при разработке грунта в траншеях посредством производства техникой и вручную. Следовательно, на указанном объекте используется специальная строительная техника и механизмы, требующие соблюдения специальных правил техники безопасности, как в зоне работ, так и на непосредственно прилегающих территориях. В ответе администрацией указан первоначальный ордер по проекту. Кроме того, 04.04.2019 в администрацию было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга на 14.04.2019. Организаторами данного мероприятия были указаны Баханович И.А. , Карякин А.В. , ФИО1. Цель митинга была заявлена аналогичная цели ранее заявленного мероприятия. Данное уведомление было подано с пропуском срока, администрацией было предложено организаторам публичного мероприятия устранить данное нарушение, однако до настоящего времени в администрацию не поступало уведомлений на иную дату проведения публичных мероприятий.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
В соответствии со ст. 2 названного закона публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Из представленных доказательств следует, что 25.03.2019 в качестве организаторов публичного мероприятия Баханович И.А. и Карякин А.В. обратились с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга 07 апреля 2019 года с 13:30 до 16:00, с количеством участников до 300 человек. В качестве цели проведения заявлено привлечение внимания общественности, Правительства Санкт-Петербурга к проблеме намывных территорий Василеостровского района Санкт-Петербурга. Местом проведения заявлена площадь Беллинсгаузена (между Морской набережной и Западным скоростным диметром) (л.д. XXX).
Данное уведомление рассмотрено администрацией района 26.03.2019. Решением, изложенным в письме от 26.03.2019, в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия отказано со ссылкой на производство по заявленному месту земляных работ по укладке электрического кабеля на основании открытого ордера ГАТИ № У-9949-2018 от 22.08.2018 с 27.08.2018 по 13.05.2019 по площади Европы, Морская наб. д. 15 которое проводят ЗАО «СПб Институт Теплоэнергетики» (л.дXXX).
Как следует из иска, данный документ получен административным истцом 26.03.2019.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В силу п.1 ч.2 ст. 8 данного закона к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности.
Согласно ч.3 ст. 12 закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Судом установлено, что Государственной административно-технической инспекцией (далее-ГАТИ) выдан ордер № У-9949-2018 от 22.08.2018 на производство земляных работ по укладке электрического кабеля с 27.08.2018 по 13.05.2019 по площади Европы, Морская наб. д. 15 которое проводят ЗАО «СПб Институт Теплоэнергетики».
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2018 № 319 части площади Европы между Морской наб. и Западным скоростным диаметром в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, присвоено наименование - площадь Беллинсгаузена.
Доводы административного истца о том, что ордер ГАТИ № У-9949-2018 от 22.08.2018 не предполагает проведения ремонтных работ непосредственно на площади Беллинсгаузена, нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Данные работы предполагались на противоположной стороне Морской набережной.
Вместе с тем, согласно представленным доказательствам, в заявленный организаторами публичного мероприятия период времени непосредственно на площади Беллинсгаузена предусмотрено проведение земляных работ с использованием специальной техники на основании иных ордеров ГАТИ.
Так, ГАТИ выдан ордер № У-10375-2018 от 06.09.2018 на производство земляных работ по укладке электрического кабеля с 12.09.2018 по 12.05.2019 по площади Европы, Морская наб. д. 15 (Морская наб., пл. Беллинсгаузена до ЗСД, уч.70, от наб.р. Смоленки до Шкиперского протока) которые проводят ЗАО «СПб Институт Теплоэнергетики»; а также ордер № У-11173-2018 от 10.10.2018 на производство земляных работ по укладке газопровода с 10.10.2018 по 14.06.2019 по Морская наб., у гостиницы «Прибалтийская» которые проводят АО «Ленпромгаз». В соответствии с картографическим изображением проведение данных работ предполагается также и на площади Беллинсгаузена.
Ордера ГАТИ № У-9949-2018 от 22.08.2018 и № У-10375-2018 от 06.09.2018 объединены одной проектной документацией – проектом благоустройства Кб/363 от 24.05.2016, что следует из текста ордеров.
В дело стороной ответчика представлена часть проектной документации «Магистральные и распределительные тепловые сети для первоочередных кварталов вновь образованной территории в западной части Васильевского острова». Из данного документа следует, что на указанной территории предполагается ведение опасных работ с соблюдением специальных правил техники безопасности. В ордерах ГАТИ отражена необходимость обеспечения безопасного прохода пешеходов и проезда автотранспорта.
Следовательно, доводы представителя административного ответчика о наличии правовых оснований для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия являются обоснованными.
Ссылка административного истца на незначительную площадь производства земляных работ в заявленном месте не может быть принята во внимание. В уведомлении о проведении митинга заявлена площадь Беллинсгаузена без конкретизации ее части. Кроме того, в данном случае проведение публичного мероприятия на территории, непосредственно прилегающей к участку укладки электро- и газопровода, осуществляемой с использованием специальной техники, запрещено законом.
При таких обстоятельствах ссылка в отказе в согласовании проведения публичного мероприятия на один из действующих ордеров ГАТИ не повлияла на законность оспариваемого решения по существу и не привела к нарушению прав граждан на проведение публичного мероприятия.
Довод истца об обязанности органа исполнительной власти направить организатору публичного мероприятия предложение об изменении места его проведения при отказе в согласовании проведения мероприятия не основан на законе, что следует из буквального толкования ч.3 ст. 12 специального закона.
В соответствии с разъяснениями абзаца 2 пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" при отказе в согласовании проведения публичного мероприятия по мотиву того, что оно заявлено к проведению в месте, в котором в соответствии с Законом о публичных мероприятиях или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается, орган публичной власти вправе предложить альтернативное место проведения публичного мероприятия.
Согласно п.1 ч.2 ст. 27 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку судом не установлено нарушение ответчиком закона и прав административного истца, исковые требования подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░