Дело 2-83/2020 (2-2190/2019;)
УИД 26RS0017-01-2019-003680-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2020 года город Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Коротыча А.В., при секретаре Холодковой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по иску Кочаряна О.Г. к администрации города-курорта Кисловодска, администрации Аликоновского сельского совета о признании права собственности в силу приобретательной давности,
установил:
Кочарян О.Г. обратился в Кисловодский городской суд с иском к администрации города-курорта Кисловодска, администрации Аликоновского сельского совета о признании права собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он владеет земельным участком по адресу: <адрес> на праве пользования, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги, на котором расположен жилой. Указанным домом он владеет на протяжении восьми лет после смерти отца Кочаряна Г.М., поскольку является универсальным правопреемником. Согласно данным технической инвентаризации дом имеет общую площадь 39.6 кв.м., построен и введен в эксплуатацию в 1955 году и принадлежал его отцу на праве пользования с 1978 года. Владение осуществлялось им открыто, непрерывно и добросовестно на протяжении 32 лет. В настоящее время он зарегистрирован и проживает в этом доме, добросовестно несет бремя содержания указанного имущества, своевременно производит текущий ремонт и оплачивает коммунальные услуги. Считает, что в силу приобретательной давности он приобрел право на указанный дом, в связи с чем, просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, в соответствии со ст.218 Гражданского кодекса РФ.
В судебном заседании истец Кочарян О.Г. заявленные требования поддержал, просила их удовлетворить, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации города-курорта Кисловодска, действующая на основании доверенности Пивоварова Р.Н., с исковыми требованиями Кочаряна О.Г. не согласилась, суду пояснила, что исковые требования Кочаряна О.Г., поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, а также в возражениях на исковое заявление, находящихся в материалах дела, а также указала на то, что истцом не представлено доказательств, на каком праве Кочаряну Г.М. принадлежал земельный участок и спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель истца Кочарян В.А. и представитель ответчика аликоновского сельского округа надлежащим образом, извещенные о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и согласия участников процесса, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца Кочаряна О.Г., представителя администрации города-курорта Кисловодска, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
На основании пунктов 1, 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательнаядавность).
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
В данном случае суд приходит к выводу о недоказанности фактов открытого и непрерывного владения истцом спорным жилым домом, о самовольности возведенной на земельном участке постройки, и невозможности вследствие этого признания права собственности на нее в порядке приобретательной давности.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, приобретательная давность не может распространяться на самовольно возведенное строение, расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке.
При рассмотрении споров о признании права собственности на самовольную постройку необходимо учитывать, что действующее законодательство разграничивает основания возникновения права собственности в силу приобретательной давности (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации) и в связи с осуществлением самовольного строительства (статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указано в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, в том числе расположенное нанеправомерно занимаемом земельном участке, поскольку в подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность застройщика, так как, осуществляя самовольное строительство, лицо должно было осознавать отсутствие у него оснований для возникновения права собственности. Тогда как лишь совокупность всех перечисленных в статье 234 Гражданского кодекса Российской Федерации условий (добросовестность, открытость и непрерывность владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет) является основанием для приобретения права собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
Истцом в нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о том каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, не приведены относимые и допустимые доказательства добросовестности владения спорным имуществом ввиду отсутствия градостроительного паспорта и договора аренды земельного участка, документов, подтверждающих постройку жилого дома.
Как следует из архивных записей из похозяйственных книг за период с 1980 года по настоящее время в жилом доме по <адрес> зарегистрированы и проживают Кочарян О.Г., Кочарян В.А. и несовершеннолетние Решетняк А.Р. и Кочарян Д.В.
Кроме того, впиской из похозяйственной книги управления послеков администрации города-курорта Кисловодска подтверждается факт владения истцом Кочаряном земельным участком, площадью 310 кв.м., по <адрес>.
Градостроительный кодекс Российской Федерации № 73-ФЗ был принят ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 62 вышеуказанного кодекса документом, удостоверяющим право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости, осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории, являлось разрешение на строительство. Разрешение на строительство выдавалось в соответствии с кодексом на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации.
До принятия Градостроительного кодекса от 07.005.1998 действовал Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах градостроительства в Российской Федерации», в соответствии со ст. 11 данного Закона основными правовыми документами, регулирующими отношения субъектов градостроительной деятельности, являлись договор (контракт) между ними, решения соответствующих органов власти и управления о предоставлении в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передаче в собственность, продаже и сдаче в аренду земельного участка, иной недвижимости и разрешение на проведение проектно-изыскательских и строительных работ, выдаваемое в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, до принятия Градостроительного кодекса от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ для осуществления строительства объекта недвижимости всегда требовались разрешительные документы, которые истцом не представлены.
Таким образом, истцом не предоставлено доказательств возведения жилого дома на находящемся в пользовании земельном участке и образование права собственности на спорное имущество, что позволяет признать указанное сооружение самовольным.
Учитывая, что земельный участок, на котором расположена спорная постройка, не принадлежит истцу на каком-либо вещном праве, землеотводные документы не представлены, оснований для применения положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации суд не усматривает.
По этой причине требование истца о признании права собственности на постройку в силу приобретательной давности удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░