УИД 76RS0№-75
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
<адрес> 10 апреля 2020 г.
Судья Дзержинского районного суда <адрес> ФИО1
при секретаре ФИО2
рассмотрев жалобу ФИО16, действующей в интересах ООО «Энергоресурс» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 от 14.02.2020г. №-И/17-222 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Энергоресурс», ИНН 7602076842, ОГРН 1107602000747 от ДД.ММ.ГГГГ, адрес регистрации: <адрес>, стр. 66 Б,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 от 14.02.2020г. №-И/17-222 юридическое лицо ООО «Энергоресурс» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
В Дзержинский районный суд <адрес> поступила жалоба защитника ООО «Энергоресурс» ФИО16 на указанное постановление должностного лица, в которой она просит заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение. Заявитель указывает, что согласно Сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЭ№, ООО «Энергоресурс» относится к категории малого субъекта предпринимательства. Во исполнение ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, административное правонарушение ООО «Энергоресурс» совершило впервые при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Вину в совершении вмененного правонарушения, заявитель не оспаривает, как и фактические обстоятельства совершения административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель юридического лица, представитель Государственной инспекции труда в <адрес>, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела суду не представили.
Представитель юридического лица и автор жалобы ФИО16 в судебное заседание так же не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы извещена своевременно и надлежащим образом, согласно имеющейся в материалах дела телефонограмме, просила рассмотреть жалобу в свое отсутствие, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Судом определено рассмотреть жалобу при имеющейся явке.
Изучив жалобу, исследовав представленные суду материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с «29» января 2020 г. по «06» февраля 2020 г. в Обществе с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» совершило нарушение норм действующего трудового законодательства: в нарушение ст.ст. 22, 212, 221 ТК РФ Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, социальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009г. №н, Приказа Минздравсоцразвития России от 25.04.2011г. № «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», не в полной мере обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты работникам ООО «Энергоресурс», а именно:
ФИО4 принятая на должность кладовщика (дата приема на работу 20.09.2018г), при приеме на работу и на момент проведения проверки не обеспечена: фартуком из полимерных материалов - до износа, перчатками с полимерным покрытием-6 пар на 1 год, - перчатками с полимерным покрытием морозостойкими с утепляющими вкладышами - 1 пары на 1 год.
ФИО5 принятый на должность мастера в электроцех (дата приема на работу 09.01.2019 г.) при приеме на работу и на момент проведения проверки не обеспечен полном объеме средствами индивидуальной защиты, а именно: плащом для защиты от воды 1 на 2 года; ботами или галошами диэлектрическими, перчатками диэлектрическими, перчатки с полимерным покрытием - 12 пар на 1 год; подшлемник под каску - 1 на 2 года; очками защитными, перчатки с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами - 2 пары на 1 год; ФИО6 принятый на должность мастера в электроцех (дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ) с 2019 г. и на момент проведения проверки не обеспечен в полном объеме средствами индивидуальной защиты, а именно: плащом для защиты от воды 1 на 2 года; ботами или галошами диэлектрическими - дежурные, перчатками диэлектрическими, перчатки с полимерным покрытием - 12 пар на 1 год; очками защитными, перчатки с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами - 2 пары на 1 год; ФИО7 принятый на должность электромонтажника по силовым сетям и электрооборудованию (дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ) с 2018 г. и на момент проведения проверки не обеспечен в полном объеме средствами индивидуальной защиты, а именно: курткой-накидкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами - 1 на 2 года, курткой - рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами - 1 на 2 года, бельем нательным хлопчатобумажное или бельем нательным термостойким - 2 комплекта на 1год, фуфайкой-свитером из термостойких материалов-1 на 2 года, ботами или галошами диэлектрическими, перчатками диэлектрическими - перчатками с полимерным покрытием - 18 пар на 1 год, подшлемником под каску термостойкий утепленным - 1 на 2 года, перчатками с полимерным покрытием морозостойкими с утепляющими вкладышами - 3 пары на 1 год.
ФИО8 принятый на должность электромонтажника по силовым сетям и электрооборудованию (дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ) с 2018 г. и на момент проведения проверки не обеспечен в полном объеме средствами индивидуальной защиты, курткой-накидкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами - 1 на 2 года, курткой - рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами - 1 на 2 года, бельем нательным хлопчатобумажное или бельем нательным термостойким - 2 комплекта на 1 год, фуфайкой - свитером из термостойких материалов - 1 на 2 года, ботами или галошами диэлектрическими, перчатками диэлектрическими -перчатками с полимерным покрытием - 18 пар на 1 год, подшлемником под каску термостойкий утепленным – 1 на 2 года, перчатками с полимерным покрытием морозостойкими с утепляющими вкладышами - 3 пары на 1 год.
ФИО9 принятый на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ) с 2019 г. и на момент проведения проверки не обеспечен в полном объеме средствами индивидуальной защиты, а именно: - курткой - рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами - 1 на 2 года; бельем нательным хлопчатобумажным или бельем нательным термостойким - 2 комплекта на 1 год, фуфайкой-свитером из термостойких материалов 1 на 2 года, - перчатками трикотажными термостойкими - 4 пары на 1 год; каской термостойкой с защитным щитком для лица с термостойкой окантовкой - 1 на 2 года; ботами или галошами диэлектрическими, перчатками диэлектрическими, перчатки с полимерным покрытием - 12 пар на 1 год, страховочным или удерживающим поясом, перчатками с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами - 3 пары на 1 год;
ФИО10 принятый на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ) с 2019 г. и на момент проведения проверки не обеспечен в полном объеме средствами индивидуальной защиты, а именно: курткой - рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами - 1 на 2 года; бельем нательным хлопчатобумажным или бельем нательное термостойким - 2 комплекта на 1 год, фуфайкой - свитером из термостойких материалов -1 на 2 года, - перчатками трикотажными термостойкими — 4 пары на 1 год, ботами или галошами диэлектрическими, перчатками диэлектрическими, перчатки с полимерным покрытием - 12 пар на 1 год, страховочным или удерживающим поясом, перчатками с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами - 3 пары на 1 год;
ФИО11 принятый на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (дата приема на работу 01.01.20104 г.) с 2019 г. и на момент проведения проверки не обеспечен в полном объеме средствами индивидуальной защиты, а именно: курткой - рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами - 1 на 2 года; бельем нательным хлопчатобумажным или бельем нательное термостойким - 2 комплекта на 1 год, фуфайкой -свитером из термостойких материалов -1 на 2 года, - перчатками трикотажными термостойкими - 4 пары на 1 год, ботами или галошами диэлектрическими, перчатками диэлектрическими, перчатки с полимерным покрытием - 12 пар на 1 год, страховочным или удерживающим поясом, перчатками с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами - 3 пары на 1 год; ФИО12 принятый на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ) с 2019 г. и на момент проведения проверки не обеспечен в полном объеме средствами индивидуальной защиты, а именно: курткой - рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами - 1 на 2 года; бельем нательным хлопчатобумажным или бельем нательное термостойким - 2 комплекта на 1 год, фуфайкой -свитером из термостойких материалов -1 на 2 года, - перчатками трикотажными термостойкими - 4 пары на 1 год; - каской термостойкой с защитным щитком для лица с термостойкой окантовкой - 1 на 2 года; подшлемником под каску термостойким 1 на 2 года; ботами или галошами диэлектрическими, перчатками диэлектрическими, перчатки с полимерным покрытием - 12 пар на 1 год, страховочным или удерживающим поясом, перчатками с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами - 3 пары на 1 год.
ФИО13 принятый на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ) с 2019 г. и на момент проведения проверки не обеспечен в полном объеме средствами индивидуальной защиты, а именно: курткой - рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами - 1 на 2 года; бельем нательным хлопчатобумажным или бельем нательным термостойким - 2 комплекта на 1 год, фуфайкой - свитером из термостойких материалов -1 на 2 года, - перчатками трикотажными термостойкими - 4 пары на 1 год, ботами или галошами диэлектрическими, перчатками диэлектрическими, перчатками с полимерным покрытием - 12 пар на 1 год, страховочным или удерживающим поясом с полимерным покрытием морозостойкими с утепляющими вкладышами – 3 пары на 1 год
ФИО14 принятый на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования с 2019г. и на момент проведения проверки не обеспечен в полном объеме средствами индивидуальной защиты, а именно: курткой – рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами- 1 на 2 года; бельем нательным хлопчатобумажным или бельем нательным термостойким – 2 комплекта на 1 год; фуфайкой - свитером из термостойких материалов – 1 на 2 года; перчатками трикотажными термостойкими - 4 пары на 1 год, ботами или галошами диэлектрическими, перчатками диэлектрическими, перчатки с полимерным покрытием — 12 пар на 1 год, страховочным или удерживающим поясом, перчатками с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами - 3 пары на 1 год.
ФИО15 принятый на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования с 2019 г. и на момент проведения проверки не обеспечен в полном объеме средствами индивидуальной защиты, а именно: курткой - рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами - 1 на 2 года; бельем нательным хлопчатобумажным или бельем нательное термостойким - 2 комплекта на 1 год, фуфайкой -свитером из термостойких материалов - 1 на 2 года, - перчатками трикотажными термостойкими - 4 пары на 1 год, ботами или галошами диэлектрическими, перчатками диэлектрическими, перчатки с полимерным покрытием — 12 пар на 1 год, страховочным или удерживающим поясом, перчатками с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами - 3 пары на 1 год.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В Статье 211 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу положений 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В связи с допущенными нарушениями законодательства о труде и охране труда РФ в отношении юридического лица ООО «Энергоресурс», главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 14.02.2020г составлен протокол об административном правонарушении №-№ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
По фату рассмотрения указанного дела об административном правонарушении 14.02.2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении ООО «Энергоресурс».
Судом были исследованы материалы административного дела, а именно: протокол об административном правонарушении №-№ от 14.02.2020г., определение №-№ о назначении времени места рассмотрения дела об административном правонарушении; постановление о назначении административного наказания №-№ от 14.02.2020г.
Кроме того, судом был исследован материал проверки в части заключения трудовых договоров с вышеуказанными сотрудниками ООО «Энергоресурс», а так же копии личных карточек учета СИЗ, заключения по результатам специальной оценки условий труда; нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам профессий и должностей всех видов деятельности, занятым на работах с вредными (или) опасными условиями труда разработанные в ООО «Энергоресурс»; копии личных карточек учета выдачи средств специальной защиты на сотрудников Кирпичникову, Борисова, Мокрова, Сабурова, Шубина, Фадеева, Клюшина, Шаброва, Сенкевича, Ротару, Репина, Карпухина; карты специальной оценки условий труда, а так же иные материалы, представленные в ходе проверки.
Вина ООО «Энергоресурс» в необеспечении сотрудников в полном объеме средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты нашла свое подтверждение в ходе проверки, проведенной административным органом, а так же не оспаривается самим заявителем.
В деяния ООО «Энергоресурс» административным органом вменено обеспечение не в полном объеме сотрудников с вредными и (или) опасными условиями, а так же работ в особых температурных условиях или связанных с загрязнениями средствами СИЗ.
Выводы должностного лица о совершении ООО «Энергоресурс» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на том, что в нарушение приведенных норм работодатель не в полном объеме обеспечил сотрудников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Между тем, объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи.
Административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты установлена ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая является специальной по отношению к части 1 данной статьи.
Таким образом, совершенное юридическим лицом противоправное, виновное деяние, выразившееся в необеспечении работников средствами индивидуальной защиты, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 названного Кодекса.
Переквалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую часть статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Поскольку санкцией ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ч. 1 этой статьи, переквалификация действий ООО «Энергоресурс» в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.
Положениями частей 3, 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, лицо привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 от 14.02.2020г. №-№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Энергоресурс», подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии ООО «Энергоресурс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 названного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 от 14.02.2020г. №-И/17-222 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Энергоресурс» – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1. КоАП РФ в отношении ООО «Энергоресурс» прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента оглашения решения (получении копии решения ) в Ярославский областной суд путем принесения жалобы через Дзержинский районный суд <адрес>.
Судья ФИО1