Судья Лигус О.В. Дело № 33-454/2021
№ 2-2004/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2021 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коротченковой И.И.,
судей Букаловой Е.А., Чуряева А.В.,
при секретаре Щекотихиной М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заводского района г.Орла в интересах Капырюлиной Л.А., несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании незаконным решений об отказе в продлении и назначении пособий на детей, понуждении к совершению действий по продлению и назначению данных пособий
по апелляционной жалобе казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» на решение Советского районного суда г.Орла от 17 ноября 2020 г., которым постановлено:
«исковые требования прокурора Заводского района г.Орла в интересах Капырюлиной Л.А., а также несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании права удовлетворить.
Признать за Капырюлиной Л.А. право на получение пособия на ФИО3 2011 года рождения и ФИО2 2020 года рождения в соответствии с Законом Орловской области от 19.11.2004 № 439-03 «О пособии на ребенка».
Обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» продлить Капырюлиной Л.А. выплату пособия на ФИО3 2011 года рождения в соответствии с Законом Орловской области от 19.11.2004 № 439-03 «О пособии на ребенка» с <дата>.
Обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» назначить Капырюлиной Л.А. выплату пособия на ФИО2 2020 года рождения в соответствии с Законом Орловской области от 19.11.2004 № 439-03 «О пособии на ребенка» с <дата>.
Обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» произвести перерасчет и оформление документов на выплату Капырюлиной Л.А. пособия на ФИО3 2011 года рождения с <дата> и ФИО2 2020 года рождения с <дата> с учётом её индексации, представив в Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области соответствующую заявку».
Заслушав доклад судьи Букаловой Е.А., объяснения представителя ответчика – казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» – ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Капырюлиной Л.А., ее представителя ПервыхЮ.А. и помощника прокурора ФИО8, полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
прокурор Заводского района г.Орла, дейставуя в интересах КапырюлинойЛ.А., несовершеннолетних ФИО3, ФИО2 обратился в суд с иском к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее - КУ ОО «ОСЗН») о признании незаконным решений об отказе в продлении и назначении пособий на детей, понуждении к совершению действий по продлению и назначению данных пособий.
В обоснование заявленных требований указывал, что <дата> Капырюлина Л.А. обратилась в отдел социальной защиты населения с заявлением о назначении и выплате ежемесячного пособия на сына ФИО2, <дата> рождения, а <дата> КапырюлинаЛ.А. обратилась к ответчику с заявлением о продлении в установленном законом порядке в очередной раз выплаты пособия на дочь ФИО3, <дата>.
<дата> по результатам рассмотрения заявлений Капырюлиной Л.А. отделом социальной защиты населения принято решение об отказе в продлении ежемесячной выплаты на ФИО3, а также в назначении ежемесячного пособия на ФИО2 (уведомление №) по тем основаниям, что заявителем не в полном объеме представлены документы (в частности, сведения об алиментах на содержание детей), подлежащие учету в составе дохода семьи заявителя.
По изложенным основаниям прокурор просил суд с учетом уточнения исковых требований признать за Капырюлиной Л.А. право на получение пособия на ФИО3, <дата> и ФИО2 <дата>. в соответствии с Законом Орловской области от 19 ноября 2004 г. №439-03 «О пособии на ребенка»; обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» продлить Капырюлиной Л.А. выплату пособия на ФИО3 <дата> с <дата>, то есть с 1-го числа месяца, в котором была приостановлена выплата пособия на ребенка в связи с истечением трехгодичного периода её выплаты по решению № от <дата>; обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» назначить КапырюлинойЛ.А. выплату пособия на ФИО2 <дата> с <дата>, то есть с 1-го числа месяца рождения ребенка; обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» произвести перерасчет и оформление документов на выплату Капырюлиной Л.А. пособия на ФИО3 <дата> с <дата> с учётом её индексации, представив в Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области соответствующую заявку; обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» произвести перерасчет и оформление документов на выплату Капырюлиной Л.А. пособия на ФИО2 <дата>. с <дата> с учетом её индексации, представив в Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области соответствующую заявку.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» просит решение суда отменить как незаконное.
В обоснование жалобы приводит доводы, о том, что районным судом при вынесении решения не было учтено то обстоятельство, что отец одного из детей Капырюлиной Л.А. - ФИО9 <дата> - ФИО10, <дата>., является пенсионером, из его пенсии могли быть взысканы алименты на содержание сына, подлежащие учету при оценке дохода семьи заявителя.
Полагает, что представленная истцом справка об отсутствии исполнительного производства о взыскании алиментов с ФИО10 лишь подтверждает нежелание взыскивать алименты с отца ребенка на его содержание и влечет за собой ущемление прав несовершеннолетнего.
Указывает на то, что положения Семейного кодекса Российской Федерации и Конституции Российской Федерации основаны на том, что забота о детях, их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей, в связи с чем взыскание алиментов на содержание ребенка является конституционной обязанностью родителей.
Обращают внимание на то, что судом при вынесении обжалуемого решения не учтена сложившаяся практика рассмотрения дел указанной категории, в соответствии с которой отказ в назначении пособия на ребенка при аналогичных обстоятельствах признан правомерным и не нарушающим законные права несовершеннолетнего и их матери.
В судебное заседание третьи лица, извещённые надлежащим образом, не явились, ходатайств об отложении дела не представлено.
В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (п.4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения, по мнению судебной коллегии, были допущены судом первой инстанции по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что истец Капырюлина Л.А. является одинокой многодетной матерью, имеющей на иждивении семерых несовершеннолетних детей, в отношении одного из которых ФИО9, <дата>, установлено отцовство ФИО10
<дата> Капырюлиной Л.А. было назначено пособие в размере 426 руб. на ребенка ФИО3, <дата>, срок выплаты которого был ограничен периодом с <дата> по <дата>
На основании соответствующих распоряжений 2014 г. и 2017 г. Капырюлиной Л.А. увеличивался размер пособия на ФИО3, <дата>, срок выплаты пособия устанавливался на периоды с <дата> по <дата> и c <дата> по <дата>
Поскольку в соответствии с действующим правовым регулированием для подтверждения права на выплату ежемесячного пособия на ребенка его получатели обязаны по истечении каждого трехлетнего периода с даты назначения представлять в учреждение социальной защиты населения Орловской области по месту их жительства документально подтвержденные сведения о составе семьи и доходах членов семьи, <дата> Капырюлина Л.А. вновь обратилась в территориальный отдел социальной защиты населения с заявлением о продлении выплаты пособия на КапырюлинуЕ.И., <дата>, а также с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка ФИО2, <дата>.
<дата> по результатам рассмотрения заявлений истца начальником отдела социальной защиты населения по Заводскому району г.Орла принято решение об отказе в продлении пособия на ФИО3 и об отказе в назначении пособия на ФИО2 по причине представления неполного пакета документов, в составе которого отсутствовали сведения о размере алиментов, получаемых на содержание ФИО9 от его отца.
Проверяя доводы истца, суд установил, что, подавая <дата> заявление в отдел социальной защиты населения, Капырюлина Л.А. указывала на непроживание с отцом ФИО9 ФИО10, а также на то, что с заявлением о взыскании алиментов в суд не обращалась, так как не поддерживает отношения с отцом ребенка в период после прекращения совместного проживания с ним. Кроме того, ею была представлена справка Железнодорожного РОСП г. Орла от <дата> об отсутствии на исполнении исполнительного производства о взыскании алиментов с ФИО10 на содержание ФИО9
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями имеющихся в материалах дела паспорта Капырюлиной Л.А.; свидетельств о рождении ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО3 ФИО13, ФИО14, ФИО9; свидетельства об установлении отцовства ФИО10 в отношении ФИО9, свидетельств о регистрации по месту жительства детей истца, заявления от <дата>, справки Железнодорожного РОСП г. Орла от <дата>, заявлений от <дата>, заявления от <дата>, уведомления (решения) КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» от <дата> об отказе в продлении выплаты пособия на одного ребенка и об отказе в назначении такого пособия на другого ребенка.
Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что взыскание алиментов на содержание ребенка является правом Капырюлиной Л.А., а не ее обязанностью, от реализации которого не зависит получение гарантированных законом пособий на детей.
При этом суд учел отсутствие исполнительного производства в отношении ФИО10 и счел, что препятствия для определения величины среднедушевого дохода семьи истца и принятия решения о назначении пособия без учета фактически не получаемых ею алиментов отсутствуют.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
Согласно положениям части 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон № 81-ФЗ).
Данным Федеральным законом № 81-ФЗ установлен такой вид государственного пособия, как пособие на ребенка и определено, что Порядок назначения и выплаты этого пособия устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1,часть 3 статьи 3).
Законом Орловской области от 19ноября2004г. № 439-ОЗ «О пособии на ребенка» предусмотрено, что право на пособие на ребенка имеет единственный родитель (усыновитель, опекун, попечитель), один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного (удочеренного), принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательной организации, расположенной на территории Российской Федерации, - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Орловской области, установленную Правительством Орловской области на момент обращения (пункт 1 статьи 3).
Согласно пункту 14 Положения о порядке назначения и выплаты пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от29июля2014 г. № 215 (далее - Положение), действовавшего на момент принятия органом социальной защиты населения оспариваемого решения, для назначения и выплаты пособия на ребенка требуется подать заявление по установленной форме в учреждение социальной защиты населения по месту жительства заявителя.
Перечни необходимых документов, прикладываемых к заявлению, установлены в пунктах 15 – 18 Положения.
Пунктом 15 установлено, что к заявлению о назначении и выплате пособия на ребенка заявитель представляет в числе прочего документальные сведения о доходах членов семьи, включенных в ее состав (подп.4).
Решение об отказе в назначении пособия на ребенка принимается в случае, если заявитель не отвечает условиям, установленным пунктом 3 настоящего Положения, и документы, предусмотренные пунктами 15 - 18 настоящего Положения, представлены не в полном объеме (за исключением документов, которые заявитель представляет по собственной инициативе) (пункт 23).
Также указанным Положением предусмотрена обязанность получателя пособия на ребенка в течение шести месяцев со дня истечения каждого трехлетнего периода выплаты пособия на ребенка повторно представлять в учреждение социальной защиты населения документально подтвержденные сведения о составе семьи и доходах членов семьи для подтверждения права на выплату пособия на ребенка (пункт 30) и установлена возможность прекращения выплаты пособия на ребенка в случае несоблюдения получателем пособия на ребенка условий, предусмотренных пунктом 30 настоящего Положения (подп. «а» пункта 32).
Подпунктом 19 пункта 3 раздела III Порядка исчисления величины среднедушевого дохода семьи, единственного родителя (усыновителя) для установления ежемесячной денежной выплаты на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 2 декабря 2016 г. № 480, действовавшего на момент принятия органом социальной защиты населения оспариваемого решения, в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода семьи, включаются все виды заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения по всем местам работы, в том числе, алименты, получаемые на несовершеннолетних детей.
Аналогичное положение об учете алиментов при исчислении величины среднедушевого дохода содержал также подпункт «м» пункта 6 раздела III Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 1августа 2011 г. № 247, действовавшего в спорный период.
Как отмечено выше, <дата> начальником отдела ответчика вынесено решение №, которым отказано в продлении выплаты пособия на ФИО3, <дата>, а также об отказе в назначении такого пособия на ФИО2, <дата>, в связи с предоставлением Капырюлиной Л.А. неполного пакета документов, в числе которых отсутствовали сведения о размере алиментов, получаемых на содержание ФИО9 от его отца, брак с которым никогда не заключался, но в отношении которого установлено отцовство.
Согласно части 1 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ.
Частями 1 и 2 статьи 80 СК РФ установлено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Таким образом, СК РФ закрепляет право ребенка на получение содержания от своих родителей и корреспондирующую этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей, в том числе, путем уплаты алиментов.
Из вышеприведенного следует, что алименты, которые получает родитель ребенка от другого родителя, с которым они не состоят в браке, подлежат учету в составе дохода семьи.
Таким образом, при наличии сведений о наличии у ребенка родителя, с которого могут быть взысканы алименты, вторым родителем, претендующим на получение вышеуказанного пособия, должны быть представлены сведения о получаемых алиментах для оценки уровня дохода семьи в целом с целью определения объективной необходимости осуществления мер поддержки такой семье. Несоблюдение данного требования может привести к назначению пособия на ребенка лицам, не нуждающимся в нем.
Более того, давая пояснения суду апелляционной инстанции, Капырюлина Л.А. не отрицала оказание ФИО10 материальной помощи на содержание их совместного ребенка ФИО9 в период после прекращения совместного проживания с ней, а также того, что ею при подаче заявления на выплату детям на основании Указан Президента РФ был указано о получении алиментов от ФИО10
При таких обстоятельствах, учитывая, что Капырюлиной Л.А. не выполнена установленная законом обязанность в целях получения пособия предоставить орган социальной защиты населения полные сведения о доходах семьи, в том числе в виде алиментов, получаемых на несовершеннолетнего ребенка, что привело к невозможности определения величины среднедушевого дохода семьи, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В этой связи судебная коллегия не может признать обжалуемое решение соответствующим положениями приведенных выше норм права и полагает его подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Заводского района г.Орла.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
апелляционную жалобу казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» удовлетворить.
Решение Советского районного суда г.Орла от 17 ноября 2020 г. отменить, постановив по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Заводского района г.Орла в интересах Капырюлиной Л.А., несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании незаконным решения об отказе в продлении и назначении пособий на детей, понуждении к совершению действий по продлению и назначению данных пособий – отказать.
Председательствующий
Судьи
Судья Лигус О.В. Дело № 33-454/2021
№ 2-2004/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2021 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коротченковой И.И.,
судей Букаловой Е.А., Чуряева А.В.,
при секретаре Щекотихиной М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заводского района г.Орла в интересах Капырюлиной Л.А., несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании незаконным решений об отказе в продлении и назначении пособий на детей, понуждении к совершению действий по продлению и назначению данных пособий
по апелляционной жалобе казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» на решение Советского районного суда г.Орла от 17 ноября 2020 г., которым постановлено:
«исковые требования прокурора Заводского района г.Орла в интересах Капырюлиной Л.А., а также несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании права удовлетворить.
Признать за Капырюлиной Л.А. право на получение пособия на ФИО3 2011 года рождения и ФИО2 2020 года рождения в соответствии с Законом Орловской области от 19.11.2004 № 439-03 «О пособии на ребенка».
Обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» продлить Капырюлиной Л.А. выплату пособия на ФИО3 2011 года рождения в соответствии с Законом Орловской области от 19.11.2004 № 439-03 «О пособии на ребенка» с <дата>.
Обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» назначить Капырюлиной Л.А. выплату пособия на ФИО2 2020 года рождения в соответствии с Законом Орловской области от 19.11.2004 № 439-03 «О пособии на ребенка» с <дата>.
Обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» произвести перерасчет и оформление документов на выплату Капырюлиной Л.А. пособия на ФИО3 2011 года рождения с <дата> и ФИО2 2020 года рождения с <дата> с учётом её индексации, представив в Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области соответствующую заявку».
Заслушав доклад судьи Букаловой Е.А., объяснения представителя ответчика – казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» – ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Капырюлиной Л.А., ее представителя ПервыхЮ.А. и помощника прокурора ФИО8, полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
прокурор Заводского района г.Орла, дейставуя в интересах КапырюлинойЛ.А., несовершеннолетних ФИО3, ФИО2 обратился в суд с иском к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее - КУ ОО «ОСЗН») о признании незаконным решений об отказе в продлении и назначении пособий на детей, понуждении к совершению действий по продлению и назначению данных пособий.
В обоснование заявленных требований указывал, что <дата> Капырюлина Л.А. обратилась в отдел социальной защиты населения с заявлением о назначении и выплате ежемесячного пособия на сына ФИО2, <дата> рождения, а <дата> КапырюлинаЛ.А. обратилась к ответчику с заявлением о продлении в установленном законом порядке в очередной раз выплаты пособия на дочь ФИО3, <дата>.
<дата> по результатам рассмотрения заявлений Капырюлиной Л.А. отделом социальной защиты населения принято решение об отказе в продлении ежемесячной выплаты на ФИО3, а также в назначении ежемесячного пособия на ФИО2 (уведомление №) по тем основаниям, что заявителем не в полном объеме представлены документы (в частности, сведения об алиментах на содержание детей), подлежащие учету в составе дохода семьи заявителя.
По изложенным основаниям прокурор просил суд с учетом уточнения исковых требований признать за Капырюлиной Л.А. право на получение пособия на ФИО3, <дата> и ФИО2 <дата>. в соответствии с Законом Орловской области от 19 ноября 2004 г. №439-03 «О пособии на ребенка»; обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» продлить Капырюлиной Л.А. выплату пособия на ФИО3 <дата> с <дата>, то есть с 1-го числа месяца, в котором была приостановлена выплата пособия на ребенка в связи с истечением трехгодичного периода её выплаты по решению № от <дата>; обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» назначить КапырюлинойЛ.А. выплату пособия на ФИО2 <дата> с <дата>, то есть с 1-го числа месяца рождения ребенка; обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» произвести перерасчет и оформление документов на выплату Капырюлиной Л.А. пособия на ФИО3 <дата> с <дата> с учётом её индексации, представив в Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области соответствующую заявку; обязать отдел социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» произвести перерасчет и оформление документов на выплату Капырюлиной Л.А. пособия на ФИО2 <дата>. с <дата> с учетом её индексации, представив в Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области соответствующую заявку.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» просит решение суда отменить как незаконное.
В обоснование жалобы приводит доводы, о том, что районным судом при вынесении решения не было учтено то обстоятельство, что отец одного из детей Капырюлиной Л.А. - ФИО9 <дата> - ФИО10, <дата>., является пенсионером, из его пенсии могли быть взысканы алименты на содержание сына, подлежащие учету при оценке дохода семьи заявителя.
Полагает, что представленная истцом справка об отсутствии исполнительного производства о взыскании алиментов с ФИО10 лишь подтверждает нежелание взыскивать алименты с отца ребенка на его содержание и влечет за собой ущемление прав несовершеннолетнего.
Указывает на то, что положения Семейного кодекса Российской Федерации и Конституции Российской Федерации основаны на том, что забота о детях, их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей, в связи с чем взыскание алиментов на содержание ребенка является конституционной обязанностью родителей.
Обращают внимание на то, что судом при вынесении обжалуемого решения не учтена сложившаяся практика рассмотрения дел указанной категории, в соответствии с которой отказ в назначении пособия на ребенка при аналогичных обстоятельствах признан правомерным и не нарушающим законные права несовершеннолетнего и их матери.
В судебное заседание третьи лица, извещённые надлежащим образом, не явились, ходатайств об отложении дела не представлено.
В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (п.4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения, по мнению судебной коллегии, были допущены судом первой инстанции по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что истец Капырюлина Л.А. является одинокой многодетной матерью, имеющей на иждивении семерых несовершеннолетних детей, в отношении одного из которых ФИО9, <дата>, установлено отцовство ФИО10
<дата> Капырюлиной Л.А. было назначено пособие в размере 426 руб. на ребенка ФИО3, <дата>, срок выплаты которого был ограничен периодом с <дата> по <дата>
На основании соответствующих распоряжений 2014 г. и 2017 г. Капырюлиной Л.А. увеличивался размер пособия на ФИО3, <дата>, срок выплаты пособия устанавливался на периоды с <дата> по <дата> и c <дата> по <дата>
Поскольку в соответствии с действующим правовым регулированием для подтверждения права на выплату ежемесячного пособия на ребенка его получатели обязаны по истечении каждого трехлетнего периода с даты назначения представлять в учреждение социальной защиты населения Орловской области по месту их жительства документально подтвержденные сведения о составе семьи и доходах членов семьи, <дата> Капырюлина Л.А. вновь обратилась в территориальный отдел социальной защиты населения с заявлением о продлении выплаты пособия на КапырюлинуЕ.И., <дата>, а также с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка ФИО2, <дата>.
<дата> по результатам рассмотрения заявлений истца начальником отдела социальной защиты населения по Заводскому району г.Орла принято решение об отказе в продлении пособия на ФИО3 и об отказе в назначении пособия на ФИО2 по причине представления неполного пакета документов, в составе которого отсутствовали сведения о размере алиментов, получаемых на содержание ФИО9 от его отца.
Проверяя доводы истца, суд установил, что, подавая <дата> заявление в отдел социальной защиты населения, Капырюлина Л.А. указывала на непроживание с отцом ФИО9 ФИО10, а также на то, что с заявлением о взыскании алиментов в суд не обращалась, так как не поддерживает отношения с отцом ребенка в период после прекращения совместного проживания с ним. Кроме того, ею была представлена справка Железнодорожного РОСП г. Орла от <дата> об отсутствии на исполнении исполнительного производства о взыскании алиментов с ФИО10 на содержание ФИО9
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями имеющихся в материалах дела паспорта Капырюлиной Л.А.; свидетельств о рождении ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО3 ФИО13, ФИО14, ФИО9; свидетельства об установлении отцовства ФИО10 в отношении ФИО9, свидетельств о регистрации по месту жительства детей истца, заявления от <дата>, справки Железнодорожного РОСП г. Орла от <дата>, заявлений от <дата>, заявления от <дата>, уведомления (решения) КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» от <дата> об отказе в продлении выплаты пособия на одного ребенка и об отказе в назначении такого пособия на другого ребенка.
Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что взыскание алиментов на содержание ребенка является правом Капырюлиной Л.А., а не ее обязанностью, от реализации которого не зависит получение гарантированных законом пособий на детей.
При этом суд учел отсутствие исполнительного производства в отношении ФИО10 и счел, что препятствия для определения величины среднедушевого дохода семьи истца и принятия решения о назначении пособия без учета фактически не получаемых ею алиментов отсутствуют.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
Согласно положениям части 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон № 81-ФЗ).
Данным Федеральным законом № 81-ФЗ установлен такой вид государственного пособия, как пособие на ребенка и определено, что Порядок назначения и выплаты этого пособия устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1,часть 3 статьи 3).
Законом Орловской области от 19ноября2004г. № 439-ОЗ «О пособии на ребенка» предусмотрено, что право на пособие на ребенка имеет единственный родитель (усыновитель, опекун, попечитель), один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного (удочеренного), принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательной организации, расположенной на территории Российской Федерации, - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Орловской области, установленную Правительством Орловской области на момент обращения (пункт 1 статьи 3).
Согласно пункту 14 Положения о порядке назначения и выплаты пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от29июля2014 г. № 215 (далее - Положение), действовавшего на момент принятия органом социальной защиты населения оспариваемого решения, для назначения и выплаты пособия на ребенка требуется подать заявление по установленной форме в учреждение социальной защиты населения по месту жительства заявителя.
Перечни необходимых документов, прикладываемых к заявлению, установлены в пунктах 15 – 18 Положения.
Пунктом 15 установлено, что к заявлению о назначении и выплате пособия на ребенка заявитель представляет в числе прочего документальные сведения о доходах членов семьи, включенных в ее состав (подп.4).
Решение об отказе в назначении пособия на ребенка принимается в случае, если заявитель не отвечает условиям, установленным пунктом 3 настоящего Положения, и документы, предусмотренные пунктами 15 - 18 настоящего Положения, представлены не в полном объеме (за исключением документов, которые заявитель представляет по собственной инициативе) (пункт 23).
Также указанным Положением предусмотрена обязанность получателя пособия на ребенка в течение шести месяцев со дня истечения каждого трехлетнего периода выплаты пособия на ребенка повторно представлять в учреждение социальной защиты населения документально подтвержденные сведения о составе семьи и доходах членов семьи для подтверждения права на выплату пособия на ребенка (пункт 30) и установлена возможность прекращения выплаты пособия на ребенка в случае несоблюдения получателем пособия на ребенка условий, предусмотренных пунктом 30 настоящего Положения (подп. «а» пункта 32).
Подпунктом 19 пункта 3 раздела III Порядка исчисления величины среднедушевого дохода семьи, единственного родителя (усыновителя) для установления ежемесячной денежной выплаты на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 2 декабря 2016 г. № 480, действовавшего на момент принятия органом социальной защиты населения оспариваемого решения, в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода семьи, включаются все виды заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения по всем местам работы, в том числе, алименты, получаемые на несовершеннолетних детей.
Аналогичное положение об учете алиментов при исчислении величины среднедушевого дохода содержал также подпункт «м» пункта 6 раздела III Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 1августа 2011 г. № 247, действовавшего в спорный период.
Как отмечено выше, <дата> начальником отдела ответчика вынесено решение №, которым отказано в продлении выплаты пособия на ФИО3, <дата>, а также об отказе в назначении такого пособия на ФИО2, <дата>, в связи с предоставлением Капырюлиной Л.А. неполного пакета документов, в числе которых отсутствовали сведения о размере алиментов, получаемых на содержание ФИО9 от его отца, брак с которым никогда не заключался, но в отношении которого установлено отцовство.
Согласно части 1 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ.
Частями 1 и 2 статьи 80 СК РФ установлено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Таким образом, СК РФ закрепляет право ребенка на получение содержания от своих родителей и корреспондирующую этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей, в том числе, путем уплаты алиментов.
Из вышеприведенного следует, что алименты, которые получает родитель ребенка от другого родителя, с которым они не состоят в браке, подлежат учету в составе дохода семьи.
Таким образом, при наличии сведений о наличии у ребенка родителя, с которого могут быть взысканы алименты, вторым родителем, претендующим на получение вышеуказанного пособия, должны быть представлены сведения о получаемых алиментах для оценки уровня дохода семьи в целом с целью определения объективной необходимости осуществления мер поддержки такой семье. Несоблюдение данного требования может привести к назначению пособия на ребенка лицам, не нуждающимся в нем.
Более того, давая пояснения суду апелляционной инстанции, Капырюлина Л.А. не отрицала оказание ФИО10 материальной помощи на содержание их совместного ребенка ФИО9 в период после прекращения совместного проживания с ней, а также того, что ею при подаче заявления на выплату детям на основании Указан Президента РФ был указано о получении алиментов от ФИО10
При таких обстоятельствах, учитывая, что Капырюлиной Л.А. не выполнена установленная законом обязанность в целях получения пособия предоставить орган социальной защиты населения полные сведения о доходах семьи, в том числе в виде алиментов, получаемых на несовершеннолетнего ребенка, что привело к невозможности определения величины среднедушевого дохода семьи, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В этой связи судебная коллегия не может признать обжалуемое решение соответствующим положениями приведенных выше норм права и полагает его подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Заводского района г.Орла.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
апелляционную жалобу казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» удовлетворить.
Решение Советского районного суда г.Орла от 17 ноября 2020 г. отменить, постановив по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Заводского района г.Орла в интересах Капырюлиной Л.А., несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании незаконным решения об отказе в продлении и назначении пособий на детей, понуждении к совершению действий по продлению и назначению данных пособий – отказать.
Председательствующий
Судьи