Дело №2а-694/2020
УИД 13RS0017-01-2020-001159-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Лямбирь 16 декабря 2020 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Куманевой О.А.,
при секретаре судебного заседания Вечкановой А.В.,
с участием в деле:
административного истца – Моисеева М.Ю., его представителя Жданкиной Е.А., представившей доверенность от 09 декабря 2020 г.,
административного ответчика – Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, его представителя Карабановой Е.Н., представившей доверенность № 240 от 02 декабря 2020 г.,
заинтересованного лица – Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Моисеева М.Ю. к Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа от 12 октября 2020 г. в части непринятия решения по вопросу об изменении категории земельного участка площадью 1037 кв.м. с кадастровым номером <номер>, и возложении обязанности принять решение по существу по вопросу о внесении изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения и о переводе указанного земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов»,
установил:
Моисеев М.Ю. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, в обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 1037 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Он неоднократно обращался в администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с ходатайствами о внесении изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения и рассмотрении вопроса о переводе принадлежащего ему земельного участка из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, в категорию – земли населенных пунктов. Однако на все его обращения административным ответчиком было разъяснено, что до сегодняшнего дня границы Берсеневского сельского поселения не установлены, идет процедура по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения. В то же время, о каких-либо причинах, препятствующих длительное время не проведению данных процедур и приблизительных сроках проведения указанных работ ответчиком не сообщалось. Все ответы на его обращения носят однозначный, необоснованный характер, не мотивированный. В ответе на указанное обращение от 12 октября 2020 г. № 194 также не сообщается, принято ли его ходатайство от 08 октября 2020 г. в инициативном порядке о внесении изменений в генеральный план, Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения и рассмотрении вопроса о переводе земельного участка из одной категорию в другую к рассмотрению межведомственной комиссией и будет ли рассмотрено в определенные сроки, не дано какое-либо разъяснение относительно правил обращения в орган местного самоуправления с таким ходатайством и определенной процедуре рассмотрения такого ходатайства. Таким образом, администрация Берсеневского сельского поселения игнорирует его обращения по спорному вопросу и фактически не принимает никакого решения, отвечает отказом. Считает, что таким отказом административного ответчика нарушаются и не реализуются его права и интересы, как собственника земельного участка.
С учетом уточнения заявленных административных исковых требований административный истец просил суд признать незаконным отказ администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 12 октября 2020 года в части непринятия решения по вопросу об изменении категории земельного участка площадью 1037 кв.м. с кадастровым номером 13:15:0107001:2129, и обязать администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия принять решение по существу по вопросу о внесении изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения и о переводе указанного земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов».
В судебном заседании административный истец Моисеев М.Ю. и его представитель Жданкина Е.А. административные исковые требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске, просили его удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабанова Е.Н. административные исковые требования не признала, суду пояснила, что в администрации сельского поселения отсутствуют оригиналы Правил землепользования и застройки, а также оригинал Генерального плана Берсеневского сельского поселения, в связи с чем, рассмотреть вопрос административного истца об изменении категории в отношении принадлежащего ему земельного участка в настоящее время не представляется возможным. Администрация Берсеневского сельского поселения занимается вопросом разработки нового проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Представитель заинтересованного лица – администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. В заявлении от 16 декабря 2020 года представитель администрации района Сесоров А.В. просил рассмотреть административное дело в отсутствие их представителя.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не усматривается, и суд в соответствии со статьёй 150 КАС Российской Федерации пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Моисеев М.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>.
09 октября 2020 г. Моисеев М.Ю. обратился в администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о внесении изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки Берсневского сельского поселения и рассмотреть вопрос о переводе принадлежащего ему вышеуказанного земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли населенных пунктов.
Письмом администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 12 октября 2020 года за №194 административному истцу сообщено, что на данное время границы Берсеневского сельского поселения не установлены и вносятся изменения в Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым действием и указать способ их восстановления.
По смыслу закона оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушает права и свободы заявителя.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.
Основанием для признания действий органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В силу статьи 2 названного закона, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (пункт 1).
Статьей 4 закона предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно части 1 статьи 8 закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
Согласно части 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план поселения изменений принимается главой местной администрации. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
Согласно решению Совета депутатов Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 20 декабря 2019 г. №209 «О передаче Лямбирским муниципальным районом Республики Мордовия осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления сельских поселений Лямбирского муниципального района за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений» Берсеневскому сельскому поселению Лямбирского муниципального района были переданы полномочия по утверждению генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Лямбирского муниципального района в бюджеты сельских поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Отказывая административному истцу в удовлетворении его заявления об изменении категории земельного участка, административный ответчик сослался в ответе №194 от 12 октября 2020 года на то, что границы Берсеневского сельского поселения не установлены и на данный момент вносятся изменения в Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика в администрации сельского поселения отсутствуют оригиналы Правил землепользования и застройки, а также оригинал Генерального плана Берсеневского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения от 16 января 2012 г. № 20. По этой причине рассмотреть вопрос административного истца об изменении категории в отношении принадлежащего ему земельного участка в настоящее время не представляется возможным. Администрация Берсеневского сельского поселения занимается вопросом разработки нового проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Указанные обстоятельства подтверждаются также сообщением муниципального архива Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 07 декабря 2020 г., согласно которому решение совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16 января 2012 г. № 20 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия» отсутствует.
Решением Совета депутатов Лямбирского муниципального района от 28 октября 2019 г. № 199 признаны утратившими силу решение Совета депутатов Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 03 августа 2018 г. № 138 «О внесении изменений в карту градостроительного зонирования и Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия» и решение от 04 июля 2019 г. № 182 «О внесении дополнений в Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия».
Из обращений администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 20 ноября 2020 г. и 08 декабря 2020 г. следует, что орган местного самоуправления обратился в адрес организаций по подготовке коммерческого предложения по внесению изменений, доработки картографических материалов по Берсеневскому сельскому поселению для изготовления новых Правил землепользования и застройки, а также Генерального плана поселения.
Между тем, указанные представителем административного ответчика обстоятельства не могут являться законным основанием к отказу в рассмотрении заявления административного истца в изменении категории принадлежащего ему земельного участка.
В нарушении вышеприведенных норм законодательства, решения об изменении категории земельного участка административным ответчиком по существу не принято и рассмотрено не было.
Из содержания ответа главы администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 12 октября 2020 г. № 194 не следует, на основании каких нормативных правовых актов истцу было отказано в рассмотрении его обращения.
Как разъяснено в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Решение от 12 октября 2020 г. № 194 не содержит в себе предусмотренным законом оснований для отказа в изменении категории принадлежащего истцу земельного участка, что, безусловно, нарушило права административного истца. При разрешении обращения гражданина орган местного самоуправления не должен действовать произвольно, а последовавший отказ должен быть законным, мотивированным, однозначным в понимании.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что законных оснований для отказа в рассмотрении заявления истца об изменении категории спорного земельного участка у администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не имелось.
В этой связи, с целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным отказа администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в части не принятия решения по заявлению об изменении категории принадлежащего ему земельного участка, оформленного письмом от 12 октября 2020 года №194.
При этом суд не возлагает на администрацию Берсеневского сельского поселения обязанность изменить категорию земельного участка и принять решение по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения, поскольку решение указанных вопросов относится к распорядительным полномочиям соответствующего органа и не может осуществляться судом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Определяя способ устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд, принимая во внимание тот факт, что рассмотрение поставленного в заявлении Моисеева М.Ю. вопроса об изменении категории принадлежащего ему земельного участка отнесено к компетенции муниципального образования администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муницпального района Республики Мордовия, обращение административного истца с приложенными документами не рассматривалось администрацией муниципального образования в порядке, установленном законодательством, в этой связи суд полагает необходимым обязать администрацию повторно рассмотреть в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу по существу заявление Моисеева М.Ю.
Указанный срок суд определяет на основании части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которой письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьёй 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Моисеева М.Ю. к Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа от 12 октября 2020 г. в части непринятия решения по вопросу об изменении категории земельного участка площадью 1037 кв.м. с кадастровым номером <номер>, и возложении обязанности принять решение по существу по вопросу о внесении изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения и о переводе указанного земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов», удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия решения по заявлению Моисеева М.Ю. об изменении категории принадлежащего ему земельного участка площадью 1037 кв.м. с кадастровым номером <номер>, оформленный письмом от 12 октября 2020 г. № 194.
Обязать Администрацию Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Моисеева М.Ю. о переводе земельного участка площадью 1037 кв.м. с кадастровым номером <номер>, из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия подпись О.А. Куманева
Мотивированное решение суда составлено 21 декабря 2020 г.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия подпись О.А. Куманева