Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2175/2014 ~ М-1309/2014 от 07.04.2014

Дело № 2-2175/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2014 года город Красноярск

Красноярский край

Кировский районный суд г. Красноярска Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Чернова В.И.,

при секретаре Стреж М.В.,

с участием: представителя заявителя – Сычевой С.А.,

представителя органа, чьи действия обжалуются - зам. прокурора Кировского района г. Красноярска Хандошко О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению управления социальной защиты населения администрации Кировского района в г. Красноярске о признании представления заместителя прокурора Кировского района г. Красноярска № 183ж-2014 от 24 февраля 2014 года об устранении нарушений законодательства о социальной защите населения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Управление социальной защиты населения администрации Кировского района в г. Красноярске обратилось в суд с заявлением о признании незаконным представления заместителя прокурора Кировского района г. Красноярска № 183ж-2014 от 24 февраля 2014 года об устранении нарушений законодательства о социальной защите населения. Требования мотивировало тем, что данное представление, внесенное по результатам проверки, проведенной прокуратурой Кировского района г. Красноярска по жалобе ФИО1 о прекращении субсидий, не соответствует действующему законодательству, в частности ЖК РФ и Постановлению Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», поскольку как следует из выписки из домовой книги, по адресу: <адрес> состоят на регистрационном учете ФИО2, ФИО1 и ФИО3. Последний, согласно свидетельству от 28 июня 2011 года, временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. При обращении ФИО2 с заявлением о предоставлении субсидий справка о доходах проживающего совместно с ним сына ФИО3 представлена не была. Управлением социальной защиты населения администрации Кировского района в г. Красноярске отказано ФИО2 в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения, поскольку при расчете субсидий, в соответствии с Методическими рекомендациями по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, недопустимо исключение из состава семьи заявителя ее членов, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, которые временно проживают в другом жилом помещении в том же или в другом населенном пункте и зарегистрированы в нем по месту пребывания. 24 февраля 2014 года заместителем прокурора Кировского района г. Красноярска на имя руководителя УСЗН внесено представление с требованиями об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите населения и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Заявитель полагает, что данное представление является необоснованным по существу, кроме того, привлечение работников к дисциплинарной ответственности, в соответствии положениями ст. 22 ТК РФ, ст. 195 ТК РФ является правом работодателя, следовательно, органы прокуратуры вправе требовать только устранения нарушений закона, а не привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании представитель заявителя – Сычева С.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются с учетом доходов совместно проживающих граждан, ФИО3 временно проживающий и зарегистрированный по месту пребывания по адресу: <адрес>, имеет постоянную регистрацию по месту жительства родителей ФИО2 и ФИО1 по адресу: <адрес>, соответственно, является членом их семьи и обязан принимать участие в оплате коммунальных и жилищных услуг. Следовательно, отказ УСЗН в предоставлении субсидий ФИО2 в связи с отсутствием справки о доходах совместно проживающего с ним сына ФИО3 является правомерным.

Представитель органа, действия которого обжалуются - заместитель прокурора Кировского района г. Красноярска Хандошко О.И. возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что обжалуемое представление было внесено законно, поскольку отказ в предоставлении субсидий ФИО2 принят Управлением социальной защиты без учета положений п.9 Постановления Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в соответствии с которым с целью подтверждения факта постоянного раздельного проживания, члены семей граждан должны предоставлять документы, подтверждающие причину выбытия, данное требование ФИО3 исполнено, согласно свидетельству № 312 с 28 июня 2011 года по 28 июня 2021 года ФИО3 зарегистрирован по месту пребывания: <адрес>. Из материалов гражданского дела следует, что ФИО3 проживает совместно с женой ФИО1 и несовершеннолетней дочерью ФИО5., следовательно, ФИО3 фактически членом семьи ФИО2 не является, общего хозяйства с ним не ведет.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.

В силу ч.7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 05 июня 1993 года № 5242-1, регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.

Совместным приказом Министерства регионального развития РФ № 58 и Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 404 утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг согласно приложению.

В соответствии с п. 26 названных Правил при расчете субсидии недопустимо исключение из состава семьи заявителя ее членов, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, которые временно проживают в другом жилом помещении в том же или в другом населенном пункте и зарегистрированы в нем по месту пребывания.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил (пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома)), с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

В соответствии с п. 9 названных правил члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил, представляют документы, подтверждающие причину выбытия этих граждан, а также факт постоянного проживания в соответствующем жилом помещении совместно с указанными гражданами до их выбытия.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 и ФИО1 являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о приватизации жилого помещения (л.д.29). Согласно выписке из домовой книги, в данном жилом помещении состоят на регистрационном учете ФИО2, ФИО1, ФИО3 (л.д.24). Из свидетельства № 312, выданного ОУФМС России по Красноярскому краю в Березовском районе 28 июня 2011 года следует, что ФИО3 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).

За период с января 2004 года по декабрь 2013 года управлением социальной защиты населения администрации Кировского района в г. Красноярске ФИО2 выплачивалась субсидия на оплату жилого помещения. Из выписки из протокола заседания районной комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ФИО2, проживающего по адресу: <адрес> отсутствует право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в связи с чем УСЗН рекомендовано отказать в назначении субсидии с 01.01.2014г. до предоставления сведений о доходах сына ФИО3 (л.д.25).

Согласно информационному письму, направленному УСЗН администрации Кировского района в г. Красноярске, для дальнейшего получения субсидий необходимо предоставить документы, подтверждающий доходы ФИО3, а в случае, если ФИО3 состоит в браке, то и сведения о доходах членов его семьи (л.д.9).

Полагая, что отказ в предоставлении субсидий ФИО2 является незаконным, ФИО1 (жена ФИО2) обратилась в прокуратуру Кировского района г. Красноярска с заявлением, на основании которого была проведена проверка, по результатам проверки на имя руководителя УСЗН администрации Кировского района в г. Красноярске внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите населения.

Суд находит данное представление законным и обоснованным, поскольку как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 12 апреля 2012 года, жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит ФИО3 на праве собственности (л.д.12), в данном жилом помещении состоят на регистрационном учете ФИО1 (жена ФИО3), ФИО4 (дочь ФИО3), а также зарегистрирован по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ ФИО3. Тем самым в ходе судебного заседания установлено, что ФИО3, воспользовавшись правом на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ, с 2011 года фактически проживает в жилом помещении, собственником которого является, о чем в соответствии с п. 9 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг было сообщено получателем субсидии в управление социальной защиты населения администрации Кировского района в г. Красноярске. Сохранение регистрации ФИО3 в помещении, собственниками которого являются ФИО2 и ФИО1 не может нарушать права последних на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку ФИО3 совместного хозяйства с родителями не ведет, имеет раздельный бюджет, проживает отдельно, фактически членом их семьи не является.

Реализуя право на получение субсидий ФИО2, в соответствии с положениями п. 9 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представил в управление социальной защиты документ, свидетельствующий о выбытии ФИО3 из жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с чем у заявителя отсутствовали основания не предоставлять ФИО2 субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг, что является нарушением законодательства о социальной защите населения и основанием для принятия мер прокурорского реагирования в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ».

В связи с чем, суд находит обжалуемое представление законным и обоснованным, поскольку вынесено должностным лицом в рамках его компетенции, при соблюдении действующих правовых норм, с соблюдением порядка вынесения представления, а также соответствует требованиям закона, регулирующим данные правоотношения.

Доводы заявителя о том, что в соответствии с п. 26 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при расчете субсидии недопустимо исключение из состава семьи заявителя ее членов, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, которые временно проживают в другом жилом помещении в том же или в другом населенном пункте и зарегистрированы в нем по месту пребывания, суд считает несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО3 постоянно проживает по адресу: <адрес>. Кроме того, согласно ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Однако, ФИО3 зарегистрирован по указанному выше адресу на период с 28 июня 2011 года по 28 июня 2021 года, то есть на 10 лет, что свидетельствует о том, что данный адрес не является его местом пребывания, а является фактическим местом жительства.

Довод заявителя о том, что в представлении заместителя прокурора не может содержаться требование о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, поскольку данное право предоставлено исключительно работодателю, суд находит необоснованным, поскольку в рамках обжалуемого представления прокурором реализуется лишь право требования привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, решение о наложении дисциплинарного взыскания принимается работодателем в порядке, регламентированным трудовым законодательством РФ.

Учитывая, что в ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения доводы заявителя о том, что требования прокуратуры Кировского района г. Красноярска, изложенные в обжалуемом представлении, не соответствуют нормам действующего законодательства, в удовлетворении заявления управления социальной защиты населения администрации Кировского района в г. Красноярске следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований управления социальной защиты населения администрации Кировского района в г. Красноярске о признании представления заместителя прокурора Кировского района г. Красноярска № 183ж-2014 от 24 февраля 2014 года об устранении нарушений законодательства о социальной защите населения незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Кировский районный суд г.Красноярска.

Председательствующий В.И. Чернов

2-2175/2014 ~ М-1309/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УСЗН
Другие
Зам.прокурора Кировского района Хогдошко О.И.
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Чернов В.И.
Дело на сайте суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
07.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2014Передача материалов судье
09.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2014Подготовка дела (собеседование)
09.04.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.05.2014Предварительное судебное заседание
13.05.2014Судебное заседание
19.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2014Дело оформлено
05.08.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее